Внутренняя система поддержки компетентности работников ОО в системе оценки качества образования МБОУ «Подпорожская СОШ №8» Ленинградской области
Создание системы оценки качества образования в школе – это организация целенаправленной и систематической работы по управлению качеством образования. В нашей школе разработана система оценки качества образования, сформирована организационная структура управления качеством образования, определен состав документов, отражающих обеспечение качества образования, выбрана модель обратной связи.
Организационная структура управления качеством образования включает в себя совокупность органов управления, принимающих и реализующих управленческие решения в области качества образования, контролирующих эффективность управления качеством образования, а также связи между ними. В школе создан Методический совет как подразделение, которое отвечает за координацию деятельности в области обеспечения и улучшения качества образования, а также осуществляет контроль эффективности управления качеством образования. Руководство Методическим советом осуществляет заместитель директора по УВР.
Рис. 1 — Структура и органы управления образовательной организацией
Целями школьной системы оценки качества образования (далее ШСОКО) являются:
- совершенствование деятельности образовательного учреждения, в том числе улучшение качества образования и воспитания;
- повышение результативности деятельности работников;
- отслеживание динамики развития обучающихся;
- повышение профессионализма педагогических работников.
Задачи ШСОКО:
- анализ причин, лежащих в основе низкого качества образования и воспитания в современных условиях;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- реализация государственной политики в области образования и контроля качества образования;
- реализация государственной политики в области образования в части соблюдения прав граждан на получение качественного образования;
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области качества образования, анализ, прогнозирование состояния исполнения локальных актов.
Анализ профессионального уровня учителей
- 11 учителей (22%) имеет высшую квалификационную категорию. Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности;
- 21 учитель (43%) имеют первую квалификационную категорию;
- 6 педагогических работников (12%) аттестованы на соответствие занимаемой должности;
- 1 педагог имеет 2 высших образования;
- Прошли курсовую подготовку: «Методическое сопровождение процесса внедрения ФГОС СОО» в объёме 66 ч. – 30 человек (61%). Индивидуально – 8 человек (16%).
Проблемы системы качества образования:
— обновление и усложнение задач, содержания и структуры образования, связанных с введением ФГОС;
— ухудшение состояния физического и психического здоровья школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебного процесса;
— снижение престижа педагогической деятельности в глазах общественности, уменьшение притока молодых кадров в школу, старение педагогических кадров;
— активное внедрение инновационных технологий и наличие педагогов, сопротивляющихся инновациям;
— неэффективность пятибалльной системы оценивания знаний, умений, навыков школьников;
— недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья, в т.ч. в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Рис. 2 — Колесо стратегии в ШСОКО
Оценка качества образования проводится по следующим показателям:
1. Качество проектирования образовательной деятельности:
- качество программы (концепции) функционирования и развития школы;
- качество учебного плана;
- качество годового плана работы школы и её отдельных структур.
2. Условия образования:
- качество материально технического обеспечения;
- качество комфортности обучения;
- качество программно-методического обеспечения;
- качество нормативно-правового обеспечения;
- качество финансово-экономического обеспечения;
- качество информационного обеспечения;
- наличие и качество дополнительного образования;
- инновационная деятельность;
- качество организации горячего питания;
- наличие и оборудование медицинского кабинета.
3. Ресурсное обеспечение образовательного процесса:
- количественный и качественный состав педагогических работников;
- профессиональная компетентность персонала;
- качество образовательных программ по учебным предметам.
- качество содержания программ воспитания;
- качество учебных занятий;
- создание личностно-ориентированной развивающей образовательной среды и др.;
- качество исследовательской, проектной деятельности обучающихся, учителей и др.
4. Качество организации образовательного процесса:
- качество режима работы школы;
- качество расписания учебных занятий школы;
- наличие и соблюдение правил внутреннего распорядка школы, должностных инструкций, правил поведения учащихся;
- рациональная организация учебного процесса.
5. Управленческие ресурсы:
- количественный и качественный состав управленческих ресурсов;
- профессиональная компетентность;
- работоспособность;
- способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию;
- способность к профессионально-личностному саморазвитию.
Субъекты управления качеством образования:
Руководство школы
Управляющий совет
Родительский совет
Органы ученического самоуправления
Методические объединения учителей
Методический совет
Принципы управления качеством:
1. Непрерывная работа по улучшению качества;
2. Ответственность администрации школы за качество;
3. Вовлечение педагогического коллектива в процесс:
3.1. Использование командной работы для обеспечения качества,
3.2. Контроль процесса достижения качества, а не надзор за работниками,
3.3. Стимулирование персональной ответственности за качество 3.4.повышение квалификации работников для обеспечения качества;
4. Создание условий для обеспечения качества: материально-технических, организационных и др.
Основные направления работы для успешной реализации принципа «Вовлечение педагогического коллектива»:
- организация процессов информирования и обмена информацией;
- обучение педагогов и поддержание компетентности;
- создание благоприятных условий для выполнения должностных обязанностей педагогов (в том числе организационной культуры);
- разработка механизмов мотивации и стимулирования, как для рядовых сотрудников.
В школе созданы и действуют локальные акты:
Положение о соотношении учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника
Положение об аттестационной комиссии
Положение о Порядке проведения аттестации на соответствие занимаемой должности заместителя директора
Положение о классном руководстве
Положение о наставничестве
Правила внутреннего трудового распорядка
Коллективный договор
Кодекс Этики и служебного поведения работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подпорожская средняя общеобразовательная школа № 8″
Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №8»
Положение о внутришкольном контроле
Положение об учете динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Правила оказания платных образовательных услуг
Положение о Комиссии по распределению стимулирующей части фонда заработной платы работников МБОУ «Подпорожская СОШ №8»
Положение о порядке награждения Почетной грамотой и благодарностью муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подпорожская СОШ №8»
Порядок проведения самооценки (самообследования) образовательной организации:
В школе работает социально-психологическая служба, которая в т.ч. осуществляет поддержку детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выявляет родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки при получении образовательных услуг. Оказывает поддержку педагогов, работающих с детьми особых категорий.
Укрепление кадрового потенциала школы происходит за счет привлечения квалифицированных опытных учителей и молодых специалистов, включение в штат психолога, социального педагога, повышение квалификации имеющихся педагогов, в т.ч. профессиональная переподготовка.
Для повышения эффективности работы педагогов используются следующие методы:
- Составление должностных инструкций для всех работников;
- Проведение аттестаций;
- Повышение квалификации через курсы, семинары, методические советы, конкурсное движение;
- Анализ работы педагогов с целью выявления эффективного опыта работы;
- Презентация инновационного опыта работы педагогов школы;
- Наставничество;
- Разработка системы премирования;
- Создание систем материального стимулирования работников;
- Регулярная обратная связь.
Результатом деятельности по реализации системы оценки качества в школе являются результаты государственной итоговой аттестации.
Таблица 1 — Статистические результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса. Результаты по обязательным учебным предметам
№ | Предмет | Всего выпускников | Сдавали
ОГЭ |
% | Получили оценки | % успева-емости | % «4»
и «5» |
Ср балл | Ср отметка | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||
1 | Русский язык | 56 | 53 | 100% | 0 | 18 | 20 | 15 | 100,0 | 66,0 | 28,6 | 3,9 |
2 | Математика | 56 | 53 | 100% | 0 | 18 | 27 | 8 | 100,0 | 66,0 | 3,8 |
Рис. 3 — Результаты ОГЭ предметов по выбору
Практически по всем учебным предметам, кроме обществознания, обучающие имеют 100% успеваемость. По обществознанию 1 ученик успешно пересдал ГИА в сентябре. Высокое качество знаний по географии – 86,7% при большом количестве сдающих предмет. По физике ОГЭ сдавали 2 человека и показали хороший результат – качество 50%. Хорошо подготовились выпускники к экзамену по химии (качество 100%) и английскому языку (качество 100%). Самые выбираемые экзамены биология и обществознание оказались трудными для обучающихся и качество знаний по этим предметам ниже: по биологии 28,6%, по обществознанию 30,8%.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов проводилась в форме ЕГЭ. До итоговой аттестации были допущены все обучающиеся 11 класса. Выпускники сдавали 2 обязательных экзамена по русскому языку и математике, необходимые для получения аттестата о среднем общем образовании, и экзамены по выбору. Все обучающиеся сдали экзамен по математике (базовый и профильный уровень), по русскому языку преодолев порог. На ЕГЭ по русскому языку 2 выпускницы получили 100 баллов.
В 2017 году все 100% выпускников успешно сдали ЕГЭ. Высокобалльников в школе — 46,6%. (участники, набравшие от 81 до 100 баллов). В области доля высокобалльников — 29,9 %, (участники, набравшие от 81 до 100 баллов) по сравнению с прошлогодним результатом 23,8% (2014- 17,13%) (общероссийский показатель – 25,5%; в Ленинградской области – 27,13%).
В 2017 году результаты ЕГЭ практически по всем сдаваемым учебным предметам выше регионального показателя. По математике профильного уровня школьный средний тестовый балл 59, что выше регионального показателя на 7 баллов. Региональный средний тестовый балл по математике профильного уровня получен на уровне прошлого года –2017г -51,98 , 2016г — 51,39.
По русскому языку школьный средний тестовый балл 79, что выше регионального показателя на 7,5 балла и выше школьного результата прошлого года на 2 балла. Региональный средний тестовый балл составил в 2017 – 71,49.
По обществознанию школьный средний тестовый балл 61, что практически равно региональному показателю и выше школьного результата прошлого года на 5 баллов. В Ленинградской области средний балл 61,17, что является выше школьного результата только на 0,17 балла.
По литературе школьный средний тестовый балл 63, что выше регионального показателя почти на 2 балла и выше школьного результата прошлого года на 8 баллов. Региональный средний балл -61,36.
Результат школы по биологии выше почти на 12 баллов, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -56,57). Школьный средний тестовый балл 69, что выше и школьного результата прошлого года на 3 балла.
По английскому языку школьный средний тестовый балл 71, что выше школьного результата прошлого года на 8 баллов. Результат школы выше, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -61,36).
По информатике и ИКТ результат школы на 7 баллов выше, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -63,01). Школьный средний тестовый балл 70, что выше школьного результата прошлого года на 4 балла.
По истории школьный средний тестовый балл 54, что выше школьного результата прошлого года на 11 баллов, но результат школы на 4,6 балла ниже, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -58,6).
По физике результат школы на 3,9 балла ниже, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -54,89). Школьный средний тестовый балл 51, что ниже и школьного результата прошлого года на1 балл.
По химии результат школы выше на 3,6 балла, чем в Ленинградской области (региональный средний балл -58,4). Школьный средний тестовый балл 62, что выше школьного результата прошлого года на 3 балла.
Ожидаемые результаты реализации ШСОКО
- выстраивание новой модели системы оценки качества образования;
- наличие образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;
- высокий уровень освоения учащимися выбранных ими образовательных программ, подтвержденных внешней оценкой (ГИА-9, ГИА-11, ВПР, НИКО и другие мониторинговые исследования);
- высокий уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения;
- широкое использование современных образовательных технологий;
- развитие творческой, научно-исследовательской активности учащихся;
- успешная аккредитация образовательной организации.