Удар по глобализации мирового высшего образования

Удар по глобализации мирового высшего образования

В 2020 году прогнозируется снижение международной мобильности студентов, как следствие пандемии коронавируса и мирового финансового кризиса. Последние двадцать лет тренды в этом вопросе задают США и Китай с учетом постоянного роста показателей академической мобильности. И вот последние новости из этих стран.

1. Рекордное количество участников ЕГЭ в Китае

Центральное телевидение Китая сообщило о рекордном количестве учащихся, в общей сложности 10,7 млн человек, принявшем участие в гаокао — едином государственном экзамене для поступления в высшие учебные заведения КНР. Число поступающих увеличилось по сравнению с прошлым годом на 400 тыс. человек.

Власти подготовили порядка 400 тыс. аудиторий, для контроля за процессом сдачи экзаменов мобилизовали около 945 тыс. преподавателей и инспекторов.

Согласно официальной статистике, с 2009 по 2019 гг. количество абитуриентов в Китае ежегодно колебалось на уровне порядка 9 млн человек.

Наша задача заключается не в сравнении с параметрами российского ЕГЭ, а в том, чтобы показать связь между ростом желающих в Китае сдать внутренние экзамены, а следовательно, поступить в китайские вузы, и двумя причинами.

Первая причина – мировой финансовый кризис. Прежний исторический рекорд был поставлен в 2008 году (предыдущий кризис), когда заявки на участие в экзамене подали 10,5 млн школьников.

Вторая причина – пандемия коронавируса, и связанная с этим вторая новость.

2. США из-за COVID-19 запрещают иностранным студентам онлайн-обучение

Иммиграционная и таможенная полиция США сообщила о временном запрете для иностранных студентов, которые полностью обучаются онлайн в американских вузах, находиться на территории страны.

По сообщению ведомства, временные правила приняты из-за пандемии коронавируса и распространяются на осенний семестр только для студентов, у которых есть визы категорий F-1 и M-1.

Студентам с не иммиграционным статусом в США не разрешается проходить полный курс путем онлайн-обучения. Если студенты оказываются в такой ситуации, они должны покинуть страну или предпринять альтернативные шаги для сохранения своего не иммиграционного статуса, такие как изменение учебного курса или университета. При этом практически все ведущие университеты США уведомили своих студентов о переходе на онлайн-обучение в первом семестре.

Реакция китайских выпускников школ по выбору обучения в китайских вузах связана с мировым финансовым кризисом, а также с конкретными действиями американских властей, ужесточающих визовые требования. При этом следует констатировать непрерывное улучшение качества китайского высшего образования, подтверждаемого мировыми рейтингами.

Как данные мировые вызовы отразятся на конкуренции за иностранных студентов? Что могут предложить российские вузы в текущих условиях? Можно ли обеспечить качественные международные образовательные программы при более низких издержках по сравнению с конкурентами? Ответ на данные вопросы нужно дать стремительно быстро, что, к сожалению, не свойственно для российского высшего образования.