СТРЕСС-ТЕСТ ПО ПЕРЕХОДУ НА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ ПРОВАЛЕН

СТРЕСС-ТЕСТ ПО ПЕРЕХОДУ НА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ ПРОВАЛЕН

В предыдущей статье мы рассмотрели некоторые из проблем дистанционного обучения в вузах. Однако стоит отметить, что российское высшее образование оказалось более стрессоустойчивым, нежели среднее профессиональное и общее образование. В качестве залога успеха можно отметить фактор системы управления уровнем высшего образования, при серьезной экспертной помощи ведущих университетов страны, имевших серьезный задел в электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в реальном образовательном процессе до пандемии.

Попробуем обосновать стартовый провал уровня школьного образования, соблюдая формат конструктивной критики.

Первое. Система управления образованием.

Безусловно нельзя прямолинейно сравнивать результаты стресс-теста Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения. Уж больно разные начальные условия, да и времени прошло еще недостаточно.

В соответствии с законодательством уровень высшего образования относится к федеральным полномочиям, а среднее профессиональное и общее – к региональным. Практически все ведущие университеты являются подведомственными организациями Минобрнауки, тогда как у Минпросвещения нет такого уровня экспертизы в подведомственных учреждениях. Лучшие региональные практики в основном специализируются на автоматизации управленческих процессов (школа-муниципалитет-регион), а не на цифровизации образовательного контента.

Управление школьным образованием имеет четкую вертикаль: образовательная организация – муниципальное управление образованием – региональный орган управления образованием – Минпросвещения России. К этому стоит добавить, что внутри самой школы соблюдается тоже вертикаль: учитель – завуч – директор. Зачастую именно директора школ становятся муниципальными, региональными и федеральными служащими. А как мы знаем вертикально-интегрированным структурам присущ консерватизм и ориентация на вышестоящий уровень. Следовательно, в текущей непростой ситуации нижестоящий уровень оказался заложником недостаточного уровня цифровых компетенций вышестоящего уровня.

Второе. Готовность педагогов.

Большая часть российских учителей обладает недостаточным уровнем цифровых компетенций, и здесь нет их вины, так как базовая подготовка ориентировалась на классно-урочную систему. При дистанционном обучении применяются иные механизмы мотивации детей. Региональные системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников требуют кардинальной модернизации. Стратегическим изменениям должны быть подвергнуты педагогические вузы. Необходимо минимизировать у учителей административную нагрузку по заполнению различной отчетности, заменив методической работой по оцифровке образовательных программ.

Важным отличительным качеством учителя является самопожертвование, но немаловажным фактором эффективности при сегодняшнем изменении формата обучения является мотивация, в том числе и материальная. Оцифровка образовательных программ, дисциплин, уроков, части контента должна быть оплачиваемой.

Третье. Цифровая дидактика.

Главный секрет успеха по-прежнему кроется в содержании и методах обучения. В соответствии с законодательством разработка и утверждение образовательных программ относится к зоне ответственности самой школы. Органами власти подготовлены соответствующие методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. От рекомендуемых ссылок на ресурсы и платформы «рябит в глазах и путаются мысли». Практически все платформы, сервисы и ресурсы являются коммерческими либо разработанными коммерческими компаниями, весь вопрос в их качестве и соответствии педагогическим задачам. Как кажется, бери и пользуйся, но вспоминая о вертикали учитель действует с оглядкой. Хорошую экспертизу могли бы дать муниципальные методические службы, но увы, подобных штатных ставок в муниципальных управлениях образованием давно нет.

Четвертое. Инфраструктура и создание условий.

Значительное количество сельских школ и семей не имеет доступа к высокоскоростному Интернету. Нужно найти дополнительное решение, можно вспомнить советский опыт с образовательным телеканалом, пусть даже и в ущерб интерактивности контента и односторонности, не предполагающей мгновенной обратной связи.

Не все семьи могут позволить себе иметь современный компьютер или планшет. Учителям необходимо компенсировать Интернет-трафик, стоимость которого в отдельных регионах по-прежнему высокая, учитывая то, что при проведении онлайн-занятий с видеосвязью потребуется приемлемая скорость.

В целом, системе среднего профессионального и общего образования нужны быстрые и профессиональные управленческие решения для компенсации плохого старта по переходу на онлайн-обучение.