Сравнительный анализ организации независимой оценки качества образования в муниципальных образованиях Ленинградской области

Суева Ю.В.,

научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами ФГБНУ «ИУО РАО»

Сравнительное исследование муниципальных систем независимой оценки качества образования (НОКО) проводилось в феврале 2017 года научным коллективом федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования». Цель исследования – выявить уровень включенности муниципалитетов в проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Критериальная база оценки организации НОКО в муниципальных образованиях привязана к единым, нормативно закрепленным требованиям, прежде всего, к нормам статьи 95 «Независимая оценка качества образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с разработанной Методикой (2016-2.0) был реализован формат сплошного обследования организации НОКО в 18 муниципальных образований Ленинградской области.

Оценка проводилась на основе 3 критериев:

1 — открытость и доступность информации о независимой оценке качества образования;

2 — качество критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций;

3 — качество организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций.

Сплошное исследование муниципальной системы НОКО проводилась на той же методологической основе, что и сравнительный анализ организации НОКО в субъектах РФ.

Проведенное исследование показало, что в 10 муниципалитетах Ленинградской области информационные ресурсы НОКО сформированы (значение индекса открытости и доступности информации о НОКО превысило отметку 0,5).

В группу лидеров вошли 3 муниципалитета, в которых отмечен наиболее полный комплекс информационных условий: наличие специальной страницы (раздела) по независимой оценке качества образования на официальном сайте органа управления образованием муниципального района; информация собрана на одном электронном ресурсе и является актуальной (не ранее 2015 года); размещена информация о критериях и показателях оценки качества, о графике проведения оценки и о перечне образовательных организаций, подлежащих оценке в текущий период; представлены результаты независимой оценки качества и предложения по улучшению образовательной деятельности образовательных организаций.

В то же время, в лигу аутсайдеров вошли 6 муниципальных образований, поскольку они показали значение индекса открытости и доступности информации о НОКО равное 0. Информационные условия для проведения НОКО в этих муниципалитетах не созданы.

Распределение муниципальных образований Ленинградской области по индексу открытости и доступности информации о НОКО представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение муниципальных образований Ленинградской области
по индексу открытости и доступности информации о НОКО

Анализ открытых данных показал, что ни один из 18 муниципалитетов Ленинградской области не воспользовался предоставленной Законом возможностью вести дополнительные к общим критерии оценки образовательной деятельности организаций. Поэтому значение индекса качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций оказалось равное 0.

Распределение муниципальных образований Ленинградской области по индексу качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение муниципальных образований Ленинградской области
по индексу качества критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций

Анализ созданных в муниципалитетах механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций показал, что по этому критерию наиболее качественными оказались организационные механизмы в 4 муниципальных образованиях Ленинградской области. Эти муниципалитеты были отнесены к лидерам по данному критерию оценки и вошли в 1 лигу. Высокие баллы группе лидеров обеспечены тем, что в этих муниципалитетах созданы базовые организационные условия: обновлен состав общественного совета с учетом задач НОКО, назначен муниципальный оператор или координатор, создана техническая возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности конкретных образовательных организаций.

В группу отстающих и аутсайдеров вошли муниципальные образования, на официальных сайтах которых была создана лишь техническая возможность для выражения гражданами своего мнения. Значение индекса качества организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций этой группы муниципалитетов оказалось равным 0,2.

Распределение муниципальных образований Ленинградской области по индексу качества организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение муниципальных образований Ленинградской области
по индексу качества организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций

Анализ обобщенного индекса развития организационного потенциала муниципальных систем НОКО, рассчитанный на основе представленных выше частных индексов, показал, что даже муниципалитеты – лидеры имеют значительные резервы роста муниципального организационного потенциала, поскольку значения этого индекса не превышают 0,51.

Исследование выявило также и преобладание ситуации, когда муниципалитеты не проявляют заинтересованности в организации НОКО. В такую группу аутсайдеров вошли 6 муниципальных образований Ленинградской области, расчетные значения обобщенного индекса которых свидетельствуют, что для муниципальных систем НОКО характерны нулевые информационные ресурсы, отсутствие муниципальных критериев, муниципальных общественных советов и муниципальных операторов (координаторов) НОКО (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительная характеристика организации независимой оценки качества образования (НОКО)
в муниципальных образованиях Ленинградской области