Школьное образование: от неопределенности к стрессу или новые возможности?

Школьное образование: от неопределенности к стрессу или новые возможности?

Неопределенности в нашей жизни становится больше. Мировые экономические кризисы хоть и случались всегда, но сейчас они происходят чаще, и первопричины становятся более разнообразными и неожиданными. Очень сложно становится планировать на среднесрочную перспективу. В социальных консервативных сферах, таких как образование, мы привыкли мыслить и проектировать свою жизнь на годы вперед. Однако в период пандемии коронавируса и очевидно, что в постковидный период, придется ориентироваться на краткосрочные планы по аналогии с прогнозом погоды.

Окончательное принятие решений (ответственность) передается с федерального на региональный уровень, ограничившись громкими заявлениями и рамочными рекомендациями. Региональные власти, в свою очередь, переадресовывают на муниципальный уровень, а муниципалитеты возлагают на школы. В итоге принимать решение приходится семьям.

Очевидно, теперь у каждого из нас должен выработаться иммунитет к вечным изменениям и способность адаптироваться, полагаться полностью на органы, ответственные за реализацию государственной образовательной политики, не приходится.

Вот несколько примеров:

1. Очень долго была неопределенность со сроками проведения ЕГЭ и их количеством.

2. Будут торжественные линейки 1 сентября или нет и в каком формате? Каждый регион решает самостоятельно, опираясь на эпидемиологическую ситуацию.

3. Как будем учиться в школах в осенне-зимний период? В эти дни региональные министры озвучивают сразу несколько сценариев:

— Очно в традиционном формате с жестким соблюдением требований Роспотребнадзора. Уже больше никто не вспоминает о громких заявлениях по переходу всей страны на обучение в одну смену.

— Полностью дистанционно по заявлению родителей. Во многих регионах срок продолжительность такого обучения выбирают родители (четверть или больший период).

— Смешанное обучение. Очно несколько дней, по каким-то дням дистанционно. Делят классы на подгруппы и сочетают очно-дистанционную форму.

— Семейное образование. Каждый год число детей на семейном обучении растет. В данном случае возникает много вопросов в части социализации ребенка.

От такого разнообразия форматов и сценариев кругом идет голова. В ответ мы слышим: «все в ваших руках», «развивайте функции самоорганизации и самоконтроля», «неопределенности – это возможности».

4. Носить учителям маски и перчатки или необязательно? На этой неделе Минпросвещения дало разъяснения: «Средства индивидуальной защиты (маски и перчатки) содержатся в перечне, но предписаны только персоналу столовых. Нет предписания всем учителям страны надеть маски с первого сентября. При этом необходимость применения тех или иных средств индивидуальной защиты — вопрос, зависящий напрямую от эпидемиологической ситуации на местах».

И здесь опять же с оговоркой «зависящий напрямую от эпидемиологической ситуации на местах». То есть в случае неединичного заболевания в классе, бедного учителя все-таки смогут наказать за игнорирование средств индивидуальной защиты?

5. Какие перспективы у возрастных педагогов на фоне объявленной госполитики по омоложению кадров? Если учителю более 65 лет, то его уволят? Если нет, то сможет ли он выполнять должностные обязанности удаленно?

Единственное, что остается неизменным, а решения долгосрочными, так это вопросы, связанные с низкими зарплатами учителей и их аттестацией, а также всевозможными методами внешних перепроверок уровня знаний школьников (мониторинги, ВПР и т.п.).