Сенашкина Юлия Викторовна, учитель начальных классов

Сенашкина Юлия Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г. Тосно, Ленинградская область

Я хочу представить описание интересной и полезной, на мой взгляд, новации в системе оценки качества образования в моей школе, которую мы реализуем в последние несколько лет. Это диагностика формирования метапредметных УУД на основе работ конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит».

Согласно плану внутришкольного контроля 2015 — 2016 учебного года в начальной школе была проведена диагностика формирования метапредметных УУД на основе работ конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит». В ней принимали участие 277 обучающихся 1 – 4 классов.

Согласно рейтингу результативности городских общеобразовательных учреждений наши участники метапредметного конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит» заняли 1 и 5 место в регионе. Средний результат по школе — 44,59%.

Данный мониторинг состоял из 4-х раундов, каждый из которых отвечал за проверку сформированности определенной группы УУД:

  • — Смелый- чтение, работа с текстом
  • — Умный — компетентность в решении проблем
  • — Ловкий — регулятивные
  • — Быстрый — познавательные и коммуникативные.

Диагностика метапредметных УУД включала анализ выполнения работы обучающихся по классам, по группам УУД и трудностям заданий.

  1. Анализ классов по результатам выполнения работы

(Портреты параллелей)

1 – е классы

Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Работа с текстом Познавательные УУД Решение проблем  
81% 25 40% 25 83% 26 85% 25 84% 26
71% 28 46% 28 71% 28 77% 28 71% 28
71% 30 32% 31 56% 25 77% 31 39% 27
Средний

%

74%   39%   70%   80%   65%  
                       

2 – е классы

Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Работа с текстом Познавательные УУД Решение проблем  
47% 28 49% 28 45% 28 66% 28 30% 28
49% 20 46% 20 27% 20 50% 20 26% 20
44% 28 59% 28 40% 28 78% 28 33% 28
Средний

%

47%   51%   37%   65%   30%  
                       

3 – и классы

Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Работа с текстом Познавательные УУД Решение проблем  
45% 24 64% 24 34% 24 76% 24 24% 24
57% 30 67% 30 63% 30 78% 30 49% 30
54% 25 65% 25 54% 25 70% 25 48% 25
Средний

%

52%   65%   50%   75%   40%  
                       

4 – е классы

Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Работа с текстом Познавательные УУД Решение проблем  
51% 24 72% 24 51% 24 81% 24 34% 24
42% 15 77% 15 49% 15 76% 15 23% 15
Средний

%

46%   75%   50%   77%   29%  
                       

Общие результаты по начальной школе

Выводы:

  • — В параллели 1-х классов высокий процент выполнения заданий, направленных на формирование регулятивных, познавательных УУД и работы с текстом. 2-е классы лучше справились с заданиями познавательного характера. Среди 3-их и 4-ых классов более высокий процент формирования коммуникативных и познавательных УУД.
  • — В целом обучающиеся 1 – 4 классов успешно выполняют задания, направленные на формирование познавательных УУД. Однако, затруднения вызывают задания на решение проблем.

  1. Анализ классов по группам умений

(Портреты классов)

Регулятивные УУД

Класс Средний % по группе
Группа умений Процент    
1 Определение проблемы 88 67 71 58 52 48 58 53 44 61 46 59
2 Целеполагание и планирование деятельности 78 60 48 48 55 50 51 52 60 37 33 52
3 Применение технологий 60 60 75 41 25 23 1 38 36 59 35 41
4 Планирование ресурсов 94 78 80 32 55 50 76 76 72 50 46 64
5 Оценка результата или продукта деятельности 86 87 80 55 57 48 36 62 57 44 46 60
  Средний % по классу 81 70 71 47 49 44 44 56 54 50 41 55
                               

Коммуникативные УУД

Класс Средний %
Группа умений Процент    
1 Коммуникативно-речевые действия 40 46 31 49 46 59 64 66 65 72 76 56

Работа с текстом

Класс Средний % по группе
Группа умений Процент    
1 Оценка и применение информации 85 73 66 38 25 39 37 51 53 65 70 55
2 Поиск и понимание информации 75 64 42 50 24 45 40 77 64 48 42 52
3 Представление и интерпретация текста 85 72 56 47 31 36 22 59 45 38 34 48
  Средний % по классу 82 70 55 45 27 40 33 62 54 50 49 52

 

Познавательные УУД

Класс Средний % по группе
Группа умений Проценты    
1 Анализ 81 65 88 77 81 90 93 74 64 88 92 81
2 Синтез 81 65 88 77 81 90 93 74 64 88 92 81
3 Сравнение 84 68 63 50 20 63 54 85 84 71 72 65
4 Аналогия 84 68 63 50 20 63 54 85 84 71 72 65
5 Классификация 91 95 75 72 50 80 75 78 63 76 53 73
6 Обобщение 91 95 75 72 50 80 75 78 63 76 53 73
7 Комбинаторика 80 82 80 60 50 80 83 70 68 91 98 77
  Средний % по классу 85 76 75 66 50 78 74 79 70 78 72 73

Решение проблем

Класс Средний % по группе
Группа умений Проценты    
1 Принятие решения 76 75 45 39 45 53 25 66 80 34 28 51
2 Анализ и планирование 91 63 27 9 8 7 20 42 36 38 17 33
3 Внезапно возникшие неполадки 84 73 43 41 23 36 25 36 26 27 22 37
  Средний % по классу 84 70 33 30 25 32 23 48 47 33 22 40

Общие результаты по начальной школе

Выводы:

1. В параллели 1-х классов высокий процент выполнения заданий, направленных на формирование регулятивных, познавательных УУД и работы с текстом. 2-е классы лучше справились с заданиями познавательного характера. Среди 3-их и 4- ых классов более высокий процент формирования коммуникативных и познавательных УУД.

2. В целом обучающиеся 1 – 4 классов успешно выполняют задания, направленные на формирование познавательных УУД. Однако, затруднения вызывают задания на решение проблем.

III. Анализ классов по трудностям заданий

(Потенциалы классов)

Общие результаты по начальной школе

Вывод: от 61 до 77% обучающиеся 1 – 4 классов задания конкурса – исследования считали легкими, особенно на формирование познавательных и коммуникативных УУД. Для 27 — 46% детей задания были средней степени трудности в зависимости от вида формируемых УУД. Трудными оказались задания для 4 – 20 % обучающихся.

Общий вывод: В результате проведенной диагностики метапредметных УУД установлено, что обучающиеся 1 — 4 классов показали высокий уровень сформированности познавательных УУД, средний — регулятивных, коммуникативных УУД, работы с текстом. Трудности возникают при формирования умения решать проблемы.

Рекомендации учителям начальных классов:

  1. проанализировать возможные причины трудностей при формировании умений решать проблемы, определить пути их устранения.
  2. на родительских собраниях довести результаты диагностики до сведения родителей.