Ругать легко, а что делать для повышения зарплат учителей?

Ругать легко, а что делать для повышения зарплат учителей?

Подведем итоги циклу статей, посвященных оплате труда учителей школ России. Если в предыдущих статьях мы анализировали проблемы низкой заработной платы, то настало время, чтобы внести предложения.

С учетом того, что Правительство РФ считает, что майский указ президента 2012 года по достижению средних зарплат учителей до средних зарплат по экономике в регионах выполнен, мы предлагаем рассмотреть более амбициозные задачи:

1. Повысить в 3-5 раз для достижения стратегической цели по вхождению в 10-ку стран по качеству общего образования. Обосновали в одной из предыдущих статей, в которой рассмотрены результаты международного исследования.

2. В соответствии с законодательством общее образование является региональным полномочием. Если бюджетная обеспеченность в регионах оставляет желать лучшего, то почему нельзя установить прямые дополнительные выплаты учителям из федерального бюджета как в других социальных отраслях, например, как медикам. И пусть даже не в таком размере как медицинским работникам, но учителя тоже работают с детьми, заболевшими коронавирусом или находящимися продолжительное время на лечении в стационарных условиях. Для сведения: 8 апреля на совещании с главами регионов президент РФ Владимир Путин предложил дополнительно выплачивать врачам, работающим с пациентами с коронавирусом, 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу — 50 тыс. рублей, младшему медперсоналу — 25 тыс. рублей в месяц. Врачи скорой помощи также должны будут получать выплату 50 тыс. рублей в месяц, фельдшеры, медсестры и водители экипажей машин — 25 тыс. рублей.

Следует отметить, что в начале года правительство согласилось с единой общефедеральной выплатой в 5 тыс. рублей за классное руководство. В целом на это потребуется 73,5 млрд. рублей ежегодно.

3. Инициатива депутатов, выраженная в очередном законопроекте, заключается в установлении базового оклада педагогического работника за 18 учебных часов в размере не менее 70% от средней зарплаты по региону, и до 30% за счет различных надбавок.

4. 22 июля мы обратились к подписчикам канала kursobr.ru с предложением подготовить собственные варианты по повышению зарплат учителей (не углубляясь в методику начисления). И вот он, как говорится «глас народа» за два дня, в целом опирающийся на формулу: «одна страна-одни законы-одни ФГОСы-одна работа-снижение дифференциации в оплате труда»:

4.1. Надо пересматривать не методику расчета показателя «средняя зарплата», а методику начисления зарплаты учителям!

4.2. Платить учителям из федерального бюджета гарантированный одинаковый фикс (базовый оклад, зависящий от категории и стажа), так как это один и тот же труд вне зависимости от региона. Также из федерального бюджета должны быть районные коэффициенты и северные надбавки. Из регионального и муниципального бюджетов должны быть доплаты за результативность.

4.3. Ставка (18 часов) учителя (начинающего) должна быть не ниже двух минимальных размеров оплаты труда, установленных в стране и индексируемых в зависимости от уровня инфляции. Система должна предусматривать порядок увеличения основной ставки с учетом уровня квалификации каждого конкретного учителя, например, ведущий учитель плюс 1 МРОТ, старший учитель плюс 2 МРОТ. Данным образом формировать базовые оклады, а далее уже доплаты и стимулирующие надбавки.

4.4. С 2012 года по указу президента России заработная плата учителей должна быть не ниже средней по региону. Предлагаем заменить на 200% от средней по региону, также как у преподавателей в вузах и у ученых.

После цикла статей с анализом проблем и внесения предложений по повышению зарплат учителям похоже нужно подготовить статью «а где взять деньги?».

Если эта статья была вам полезна, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь этой информацией в соцсетях.