Роль родителей в подготовке детей к школе: деньги и время

Роль родителей в подготовке детей к школе: деньги и время

В настоящее время в условиях дистанционного обучения, обусловленного пандемией коронавируса, а также ростом интереса к семейному образованию родители школьников из участников образовательных отношений превращаются в полноценных участников образовательного процесса. Проще выражаясь, родители отчасти (иногда полностью) начинают заменять учителей.

В данной статье рассмотрим весьма интересный аспект, отмечаемый экспертами, а именно влияние программ дополнительного образования на психологическую готовность ребенка к школе и на его дальнейшее успешное взаимодействие со школьной средой. Под программами дополнительного образования подразумеваются различные дополнительные занятия в клубах/кружках/секциях, которые ребенок дошкольного возраста посещает на платной основе, помимо освоения программы дошкольного образования.

«Роль родителей» в данном случае подразумевает домашние занятия обучающего и развивающего характера, которые реализуются во взаимодействии с ребенком и которые могут хотя бы отчасти заменять занятия в системе дополнительного образования.

Большая часть детских садов России работает по расписанию реализации ФГОС в первой половине дня. Соответственно, у родителей есть большие возможности (при наличии ресурсов) для организации участия своих детей в различных кружках и секциях после занятий.

Недавние исследования в области влияния внеурочных занятий на детей дошкольного возраста выявили, что их участие в подобных мероприятиях является практически обязательным ввиду устоявшихся представлений родителей о том, что такие мероприятия способны воспитать положительные черты характера и широкий кругозор, которые не всегда могут быть приобретены исключительно посредством обучения в детском саду.

Кроме того, многие родители инициируют посещение ребенком дополнительных кружков и секций, так как это обогащает портфолио ребенка, которое может помочь при поступлении в более престижную школу начальной ступени.

В качестве инструмента измерения используют шкалу готовности к школе, которая содержит шесть измерителей:

  • общая готовность к школе, способность следовать инструкциям;
  • языковые и когнитивные навыки;
  • уровень развития социальных навыков;
  • эмоциональная развитость и послушание;
  • самоорганизация;
  • физическая подвижность.

Важно учесть, что большинство городских родителей часто ассоциируются с так называемым страстным подходом к воспитанию, который выражается в чрезмерном контроле над успешностью ребенка и часто ведет к низкой академической успеваемости и депрессии ребенка в период обучения в школе.

Гипотеза заключается в том, что посещение ребенком дополнительных занятий положительным образом сказывается на его готовности к школе, психологической устойчивости, когнитивных и социальных навыках.

Весь вопрос в разумности нагрузки. Интерес ребенка к дополнительным развивающим занятиям уменьшается пропорционально их количеству и интенсивности, что связывается с чрезмерной загруженностью и, как следствие, с усталостью ребенка.

При этом роль родителей в этом процессе имеет разнонаправленные векторы. В тех случаях, когда родители принимают минимальное участие в домашнем развитии ребенка, высокое участие последнего в дополнительных занятиях положительно сказывается на его готовности к дальнейшему поступлению в школу. Но все же более высокая готовность ребенка к школе проявляется в случае активной роли родителей в развитии ребенка в домашних условиях, а не с посещением дополнительных кружков и секций.

Выводы:

1. В тех случаях, когда родители ребенка не могут уделять ему достаточное количество времени дома ввиду высокой загруженности и/или недостатка родительского опыта, на помощь могут приходить дополнительные занятия – секции, кружки, которые помогут подготовить ребенка к школе.

2. Необходима дальнейшая разработка мер по дополнительному финансированию семей с низким уровнем участия в воспитании ребенка, где дополнительные финансовые субсидии и льготы помогут оплачивать необходимые на этом этапе воспитания программы дополнительного образования.