«Регуляторная гильотина»: уход от проверок и наказаний к мониторингу и рекомендациям по развитию

В Общественной палате РФ 16 октября состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

О реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования, которая представляет собой реформу контрольно-надзорной деятельности и полную реформу обязательных требований, предъявляемых к объектам контроля и надзора, рассказала Дарья Аксенова, сотрудник подведомственной Рособрнадзору организации.

«В настоящее время все меры, применяемые по результатам контрольно-надзорных мероприятий, направлены на выявление и наказание за совершение неправомерных действий. А все контрольно-надзорные мероприятия сводятся к проверкам. Мы получаем много критических замечаний и со стороны образовательных организаций, и профессионального сообщества: все говорят о том, что надо применять меньше карательных мер. Соответственно, общая модель “гильотины” построена на законопроекте Минэкономразвития и строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. В сфере образования предполагается такая же деятельность», — заявила она.

Таким образом, контрольно-надзорные мероприятия, по ее словам, будут сосредоточены на соответствии лицензионным требованиям и оценке качества подготовки. Кроме того, принято решение больше внимания уделять не только образовательной, но и воспитательной деятельности.

«Если образовательная организация, например, плохо ведет сайт, за это не только наказывают, но и даже лишают лицензии. При этом страдают обучающиеся, поэтому мы будем пересматривать такие подходы. Что касается мер воздействия, то максимальная мера — штраф. Исходить будем из соразмерности наказания: проверять, приняты ли должностными лицами все доступные меры и созданы ли учредителями соответствующие условия — такие истории возникают довольно часто, значит, они тоже должны быть причастны к этой ответственности», — пояснила Аксенова.

Она также объявила, что со временем к итоговым аттестациям и присвоениям квалификаций преподавателям, которые сейчас проводят образовательные организации, будут привлекаться работодатели.

«Работодатели — это либо государственные органы, министерства, либо ассоциации работодателей. Но у нас мало сильных ассоциаций, поэтому нам надо критично к ним относиться, работать с ними, иначе это будет если не провал, то проблема. Уровень там очень разный», — предостерегает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб.

Эксперты рекомендовали Рособрнадзору сформулировать параметры, по которым будет оцениваться воспитательная работа в образовательных организациях с учетом дифференциации их по уровням образования. Среди других предложений — введение разных процедур оценки качества по отношению к разным категориям вузов.

С изменениями регламентации образовательной деятельности в части аккредитации образовательных программ присутствующих ознакомил заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, среди нововведений — учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении госаккредитации.

Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены проблемы лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования. Эксперты отметили характерную тенденцию: хотя ФГОС внедряется на всех уровнях образования, образовательные лицензии отзываются только у вузов.

«Нестабильность используемых индикаторов и отказов дает понимание, что они определены противоречиями глобального, а не частного характера. Государственная аккредитация не столько про качество образования, про соответствие ФГОС — это допуск к бюджетному финансированию. Это однозначно. Если этот момент убрать, количество желающих аккредитоваться резко упадет. А для государственных контролирующих органов это “регуляторная гильотина” в условиях ограниченного финансирования», — поделился выводами член общественного совета при Рособрнадзоре Зоя Макаровская.


ИсточникОбщественная палата Российской Федерации