Проблематика эффективного взаимодействия в образовательной организации с поколением Z

Теория поколений

«Теория поколений» была исследована американскими учеными-демографами НейломХоув и Вильямом Штраус в 1991 году. Адаптацию«Теории Поколений» на русский язык в Российской Федерации выполнила команда под руководством Евгении Шамис – координатора проекта Rugenerations в 2004 году.

По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это общность людей, рожденных в определенном году и испытавших на себе влияние одних и тех же событий, воспитания, а так жес похожими ценностями. Мы особенностей поколений можем не замечать, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как общаемся между собой и решаем конфликты, какформируем деловые и личные взаиоотношения и развиваемся, что нас мотивирует, чем руководствуем при постановке целей и задач, как управляем людьми.

Ценности человека могут формироваться до 10-12 лет. Разумеется, в течение жизни они могут меняться, однако для этого должны произойти очень крупные, значимые события в обществе или в личной жизни человека.

Теория поколений описывает поколенческие циклы, которые повторяюсячерез определенное время. Четыре поколения подряд составляют цикл. Временной интервал, в который рождаются представители одного поколениясоставляет около 20 лет, соотвественнодлительность одного цикла примерно 80–90 лет. Когда завершается цикл начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первоым поколением. Дети, рожденные на стыке генераций, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение. Поколения нового цикла обладаютособенностями предыдущего поколения, поэтому смену поколений сравнили с сезонностью природы. Выделяют 4 основных типа:

  • «осень» (Герои) – деятели, как правило, уверенны в себе, они борцы, не столькосоздающие новые ценности, сколько отстаивающие существующие;
  • «зима» (Приспособленцы) — неуверенные, одинокие, лишенные внутреннего «стержня», обычно приспосабливаются к существующей системе;
  • «весна» (Идеалисты) – революционеры, оптимисты, создающие новое светлое будущее;
  • «лето» (Реакционеры) — непостоянные, циничные, разочарованные реалиях выстроенной системы, отвергающие мофральные ценности.