Престиж профессии учителя и профессиональные конкурсы

Престиж профессии учителя и профессиональные конкурсы

Цикл статей, посвященных международке в образовании, мы начали с рассмотрения актуальных практик и нормативных документов в области государственной поддержки учителей школ в отдаленных территориях стран-лидеров. Продолжая логику с утверждением того, что основную роль в успешности системы школьного образованию играют именно учителя, рассмотрим в данной статье зарубежный опыт повышения престижа учительской профессии через различные конкурсы. Для примера, рассмотрим опыт США.

Национальный конкурс «Учитель года» в США

Конкурс впервые был проведен в 1952 году как проект организации Council of Chief State School Officers (CCSSO) с целью выявления и поощрения выдающихся учителей. Номинанты от каждого штата и других территориальных единиц США (всего 56) представляются конкурсному комитету, который выбирает четырех финалистов.

Национальный конкурсный комитет оценивает биографию участников, результаты интервью и восемь эссе на различные темы, связанные с актуальными проблемами образования, а также рекомендации, представленные номинантами.

Финалистам предлагаются следующие испытания. Затем конкурсный комитет голосует и выбирает победителя, награду которому вручает в Белом доме президент США (для сравнения: у нас награда вручается в Кремлевском дворце министром просвещения).  В течение одного года победитель должен выполнять обязанности представителя и популяризатора педагогической профессии. При этом ему сохраняется заработная плата, а все расходы, связанные с разъездами и выступлениями, берет на себя организатор конкурса.

Стипендия Альберта Эйнштейна для выдающихся учителей
(
Einstein Distinguished Educator Fellowship Program)

Стипендия дает уникальную возможность повысить профессиональную квалификацию учителям, имеющим не менее пяти лет опыта преподавания предметов STEM (научные, технические, инженерные и математические предметные области). Эти педагоги получают возможность в течение 10-11 месяцев проходить стажировку в федеральных органах управления и региональных органах управления в любом штате США, участвуя в осуществлении планирования в сфере образования, реализации политики в области образования и проведении реформ. По завершении такой стажировки учителя возвращаются в свою школу, имея более глубокое понимание реализации политики в области образования и новый опыт. Финансовая составляющая включает ежемесячные выплаты в размере 6 000 долл. США в качестве стипендии и 1 000 долл. США – на проживание.

Гранты фонда МакКартни Дрессман на профессиональное развитие учителей (McCartney Dressman Teacher Development Grants)

Фонд The McCarthey Dressman Education Foundation предоставляет грант на профессиональное развитие отдельным учителям или небольшим командам учителей. Грант направлен на профессиональный рост педагогов в процессе разработки и реализации новых методов обучения и приемов работы с учащимися. Проекты могут реализовываться по-разному, но обязательным требованием является потенциальный значительный и длительный эффект на результаты образовательной деятельности. Педагоги, выигравшие грант, реализуют свои идеи в тесном сотрудничестве с фондом и получают финансовую поддержку в размере 10 000 долл. США в течение трех первых лет своей деятельности.

Гранты фонда NEA Foundation на повышение успеваемости учащихся
(NEA Foundation Student Achievement Grants)

Фонд дает возможность практикующим учителям государственных школ США обращаться за финансированием программ, разработанных для повышения академической успеваемости учащихся. В заявке на грант учитель должен предложить программу обучения, направленную на развитие критического мышления и навыков решения задач у учащихся с целью расширения их понимания содержания обучения по различным предметам. В течение 12 месяцев грант обеспечивает учителя средствами на любую статью расходов, связанную с реализацией пунктов заявленной программы: учебные материалы, расходные материалы, оборудование, транспортные расходы или технологическое обеспечение. Размер финансирования – от 2 000 до 5 000 долл. США.

Грант Американского химического общества для учителей химии старшей школы (ACS-Hach High School Chemistry Grant)

Американское химическое общество (American Chemical Society) помогает учителям химии, имеющим новаторские педагогические идеи, реализовывать их на практике. Этот грант способствует популяризации актуальных и динамично развивающихся научных исследований среди учащихся. Он выделяется учителям старшей школы, которые стремятся повысить у школьников интерес к химии. Средства гранта (1 500 долл. США) можно расходовать на приобретение лабораторного оборудования, расходных материалов и учебных пособий, а также на участие в повышении профессиональной квалификации, реализацию учебных исследовательских проектов и популяризацию науки.

Проект InvenTeams (Lemelson-MIT InvenTeams)

Программа Lemelson-MIT была учреждена Массачусетским технологическим институтом для поощрения значимых достижений изобретателей и, в частности, включает InvenTeams – программу грантовой поддержки образования по предметам STEM. Эта программа способствует развитию прикладных изобретений в естественнонаучном, техническом, инженерном и математическом образовании для решения актуальных практических проблем. Команды учащихся и учителей могут подать заявку на получение гранта, обосновав актуальность проекта и представив технологическую концепцию изобретения. Выбираются до 15 команд, которые получают на реализацию своего проекта до 10 000 долл. США.

Премия Стивена Сондхайма «Вдохновившему учителю» (The Kennedy Center/Stephen Sondheim Inspirational Teacher Awards)

Центр Кеннеди ежегодно объявляет номинации конкурса на премию для учителей, которые изменили чью-то жизнь. Выдвинуть своего любимого учителя на эту премию могут как известные общественные деятели, так и простые граждане. Условием для заявителей является возраст не младше 18 лет, а для кандидатов – легальное проживание в США, педагогическая деятельность в школе, колледже или университете США. Каждый год, 22 марта, победителям вручается премия в размере 10 000 долл. США как награда за вклад в дело образования. Лауреаты конкурса совместно с тем, кого они вдохновили, готовят специальную презентацию, которая размещается на сайте премии.

Награда для выдающихся учителей специального обучения (Outstanding Special Education Teacher Award)

Национальная ассоциация учителей специального обучения (National Association of Special Education Teachers) ежегодно присуждает награду учителям, демонстрирующим выдающиеся успехи в области специального обучения. Рекомендовать учителя может коллега, администрация или родители особого ребенка. При этом учитель должен заниматься профильной деятельностью на полную ставку, иметь соответствующее образование или лицензию, быть преданным профессии, знающим и профессиональным педагогом, иметь не менее трех лет педагогического стажа. На памятном знаке премии указывается имя победителя и дата присуждения.

Премия Фишман (The Fishman Prize)

В рамках проекта «Новый учитель» (The New Teacher Project) ежегодно присуждается премия Fishman Prize за выдающуюся педагогическую деятельность. Награды удостаиваются выдающиеся учителя, работающие в школах, где учатся дети из малообеспеченных семей. Победители получают 25 000 долл. США и уникальную возможность принять участие в летней стажировке для педагогов (5 недель), представляющей собой форму повышения квалификации. Подразумевается совместная работа с коллегами, которые участвуют во взаимной рефлексии и обмене опытом и идеями, встречи с видными деятелями образования, написание эссе о лучших методах обучения (работы публикуются на сайте).

Стипендия для учителей Fulbright (Fulbright Distinguished Awards for Teachers)

Стипендию Fulbright присуждает Управление в сфере образования и культуры Государственного департамента США. Стипендия дает возможность три или четыре месяца учиться в зарубежном университете, посещать занятия, участвовать в семинарах в местных школах и работать над курсовым проектом. Получить ее могут американские педагоги, у которых есть опыт профессиональной педагогической деятельности не менее 5 лет и степень магистра. Обратиться за стипендией можно самостоятельно.

Премия для педагогов фонда Milken Family (Milken Educator Award)

Награду присуждают лучшим молодым учителям. Она составляет 25 000 долл. США. Кандидатов представляют экспертные советы, образованные в департаментах образования штатов. Награждаются учителя, которые, несмотря на небольшой педагогический стаж, добились значительных успехов в профессии. Награду получают несколько десятков учителей в год. Кроме денежного вознаграждения, победители получают возможность повысить квалификацию и стать участником сети Milken Educator Networks – объединения 2600 педагогов и лидеров образования со всей страны.

Президентская премия за выдающиеся заслуги в обучении математике
и естественным наукам (Presidential Awards for Excellence in Mathematics
and Science Teaching)

Премия присуждается фондом National Science Foundation. Победители получают сертификат, подписанный президентом США, оплаченное путешествие для двоих на ряд мероприятий и курс повышения квалификации в Вашингтоне, а также денежное вознаграждение в размере 10 000 долл. США. Получить премию могут учителя математики, естественных наук и информатики, работающие в начальных классах и младшей средней школе и имеющие опыт преподавания не менее 5 лет. Подавать заявку на премию можно самостоятельно или через рекомендателя. Эта премия появилась в  1983 году и сегодня является самой престижной наградой в США для учителей математики и естественных наук. Каждый год вручается до 108 премий. За все время премию получили более 4200 учителей.

Премия Розенталя за инновации в преподавании математики (Rosenthal Prize
for Innovation in Math Teaching)

Премия присуждается Национальным музеем математики. Премия составляет 25 000 долл. для победителя и 10 000 долл. для второго призера. В конкурсе могут принимать участие учителя математики, работающие с учащимися с 4 по 12 класс, – авторы лучших методик обучения математике, отличающихся инновационностью, привлекательностью для обучающихся, прикладным характером, оригинальностью и воспроизводимостью. Каждый год выбирается один победитель (25 000 долл. США) и один второй призер (10 000 долл. США).

Посольская стипендия для учителей (Teaching Ambassador Fellowship)

Стипендия выплачивается Департаментом образования США школьным учителям, имеющим опыт педагогической работы не менее 5 лет. Подать заявку на стипендию можно самостоятельно. Цель – предоставление педагогам финансовой возможности заниматься исследовательской работой с полной или частичной занятостью в Департаменте образования США в Вашингтоне. В рамках такой работы педагоги получают знания о программах департамента, ресурсах, политике и делятся ими с другими преподавателями, а также вносят свой вклад в работу департамента.