Опыт США по повышению качества работы органов управления образованием штата

Опыт США по повышению качества работы органов управления образованием штата

Продолжаем цикл статей, посвященных международному опыту управления образованием. В данной статье рассмотрим систему оценки качества подготовки учащихся в США, полномочия органов управления образованием на уровне штата и муниципалитетов, особенности финансирования и отчетности.

Общие сведения

Глава 1 Закона США «О достижениях каждого ребенка» является обновленной версией аналогичной главы Закона США «О начальном и общем среднем образовании» 1965 г., которая посвящена процедурам оценки качества подготовки учащихся и решению проблемы разрыва в уровнях академических достижений школьников.

Данная глава закона предусматривает обязательную процедуру проведения контрольных срезов знаний в школах.

В частности, внимание уделяется:

  • тестированию в старшей школе;
  • «оптимизированной системе тестирования» (с использованием информационных технологий) для всех параллелей (3-8-12 классы);
  • обязательному тестированию по математике учащихся восьмых классов.

Согласно главе 1 местные органы управления образованием обязаны проводить академические тестирования, разработанные на локальном уровне и утвержденные на уровне штата по таким предметам, как математика, английский язык/чтение и естественные науки (в частности, для учащихся 3-8 классов). Несмотря на то, что в законе нет понятия «инструментарий контроля, признанный на национальном уровне», предусматривается проведение академических тестирований, которые «признаются организациями высшего профессионального образования во всех штатах в качестве вступительных испытаний».

Автономия местных органов управления образованием

Органы управления образованием вправе сами выбирать, какие именно системы тестирования будут применяться, однако среди прочих в качестве желательных упомянуты широко используемые в США тесты SAT, ACT, PARCC (проводимые по упомянутым предметам).

Закон предусматривает автономию местных органов управления образованием в выборе систем тестирования при условии, что выбранная система:

  • соответствует академическим стандартам конкретного штата;
  • эквивалентна по содержанию, уровню сложности и качеству системе тестирования штата;
  • предоставляет сопоставимые, действительные и надежные данные, аналогичные системе, используемой на уровне штата.

При выборе системы оценивания местный орган управления образованием предоставляет информацию о выбранных провайдерах услуг (и соответствующей системе тестирования) в орган управления образованием штата, который согласовывает выбор с соответствующими экспертами на федеральном уровне. Если штат утвердил систему тестирования для одного локального органа управления образованием, ее могут применять и в остальных образовательных округах данного штата. Штат также имеет право решать, применять ли национальные системы тестирования или применять системы, утвержденные на уровне штата.

Внедрение инновационных систем оценивания

Специальный уполномоченный орган раз в три года выбирает на конкурсной основе несколько штатов, которые выступили с инициативой разработки и применения собственных (инновационных) систем оценивания учебных достижений школьников. Пилотные штаты могут применять как модели тестирования, привязанные к результатам, так и модели, привязанные к компетенциям. На этапе итогового контроля они могут применять методы портфолио и промежуточное тестирование вместо единого теста.

Однако даже эти инновационные системы должны применяться при тестировании по тем же предметам и в тех же параллелях (классах), что и традиционные системы. Отчетность по работе пилотных систем тестирования происходит через три года после запуска такой системы, сам же «период апробации» инновации на уровне штата длится не менее пяти лет и может быть продлен при необходимости на срок до двух лет. В случае успешности новая модель тестирования может заменить существующую модель и быть включенной в систему отчетности штата по уровню качества образования.

Бюрократия по-американски

Разделы, посвященные отчетности штата за образовательные результаты и качество образования, включают пять индикаторов:

  • академическая успеваемость по результатам тестирования в старшей школе;
  • академическая успеваемость в более низких параллелях либо иной показатель академической успеваемости;
  • доля выпускников (процент успешно окончивших полный курс школы);
  • рост доли обучающихся, для которых английский не является родным языком;
  • любой иной (дополнительный) показатель.

Закон предписывает, что «дополнительный» показатель должен относиться к качеству обучения в школе, в частности к нему относятся:

  • посещаемость занятий;
  • вовлеченность родителей в жизнь школы;
  • «текучесть» педагогических кадров;
  • вовлеченность преподавателей;
  • доступность для учащихся дополнительных занятий по отдельным предметам, а также успеваемость по ним;
  • рейтинг зачисления в колледжи и высшие учебные заведения;
  • обеспечение безопасности в школе.

Финансирование

Согласно данным Национальной ассоциации образования США в 2019 году на реализацию Закона «О достижениях каждого ребенка» выделено 25,5 млрд долл. США, из них 65% предназначены для реализации мероприятий представленной главы 1.

Кроме того, особое внимание обращается на работу со школами с низкими результатами: 7% финансирования должны уходить на поддержку таких школ, при этом большая часть средств должна распределяться на гранты местным органам управления образованием на конкурсной основе. Гранты назначаются сроком на четыре года; при их распределении органы управления образованием штата должны отдавать приоритет муниципальным органам, которые имеют в управлении большее количество школ, внедряющих планы по улучшению академической успеваемости. Получателями финансовой поддержки от местного органа управления образованием становятся первые 5% наиболее отстающих школ штата по показателям промежуточных тестирований (в первую очередь по посещаемости тестирований в школах), а также школы, в которых планы по улучшению академической успеваемости внедрены, но они не обеспечивают достижение видимых результатов.