Оптимальная модель внутришкольной системы оценки качества образования
Логинова Н. Ю., ведущий специалист автономного учреждения Удмуртской республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», Удмуртская Республика, г. Ижевск
Разработка оптимальной модели оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных как для системы образования в большинстве регионов Российской Федерации. Актуальность обусловлена тем, что внутришкольная оценка качества образования в завершенном виде не разработана в Российской Федерации. В статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной программы.
Анализ существующих практик показывает, что оценка качества образования чаще всего сводится к оценке качества обучения. Но результат обучения невозможно оценить без условий, в которых формируется личность. Значит, оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и весь образовательный процесс в целом.
Исходя из того, что ВСОКО формируется в соответствии с системой внутришкольного контроля, образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, не может в одиночку сформировать собственную модель оценки качества образования, потому что получение объективной информации о функционировании и развитии ВШСОКО в том или ином регионе потребует отработанных критериев и качественного инструментария, а затем и предоставления достоверной информации всем участникам образовательных отношений для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.
Хотя главным объектом ВШСОКО являются обучающийся, его личностные достижения и результаты, однако, они не дают исчерпывающей информации, и для принятия управленческих решений необходимы дополнительные данные о деятельности образовательной организации, компетентности работников.
Кроме всего прочего, важно обратить во внимание степень доступности образовательных услуг с учетом социума, где находится образовательная организация и реальных возможностей обучающихся, которые получают образование в данной образовательной организации и достигают тех или иных образовательных результатов.
А интерпретация и анализ статистических данных той или иной образовательной организации с применением кластерного анализа помогут образовательным организациям стать уникальными, неповторимыми и конкурентоспособными.
Я предлагаю примерный перечень региональных показателей системы оценки качества образования, позволяющий провести сопоставительный анализ образовательных систем муниципальных районов и городских округов в регионе (приложение 1).
Таким образом, считаю, что:
-критерии и показатели ВШСОКО являются открытыми, потому что имеют связь с внутренними и внешними участниками образовательного процесса;
-динамичными, так как в любой момент можно внести изменения в требования, что приведет к изменению в показателях и критериях;
-центральным объектом являются учебные и внеучебные достижения обучающихся.
С применением единых критериев и показателей возможно получить анализ о состоянии качества образования не только в школе, но и в регионе в целом.
На основе анализа собранной информации возможно провести педагогическое прогнозирование дальнейших образовательных результатов каждой образовательной организации и региона в целом.
Приложение 1
Перечень региональных показателей и исходных данных для сопоставительного анализа внутришкольных систем оценки качества образования в муниципальных районах и городских округах региона
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Исходные данные | Источник получения информации |
1.Показатели, характеризующие контингент обучающихся | ||||
1.1 | Доля обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов | % | Общая численность обучающихся | форма федерального статистического наблюдения |
1.2. | Доля обучающихся, занятых в системе дополнительного образования | % | Общая численность обучающихся | форма федерального статистического наблюдения |
1.3. | Доля обучающихся по адаптивным основным и/или дополнительным образовательным программам | % | Общая численность обучающихся | форма федерального статистического наблюдения |
1.4. | Доля обучающихся состоящих на различных видах учета | % | Общая численность обучающихся | Данные МОиН |
2.Показатели, характеризующие образовательные результаты образовательной организации | ||||
2.1. | Доля обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях | % | Общая численность обучающихся | Данные МОиН |
2.2. | Доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных/ всероссийских/международных олимпиад/конкурсов, соревнований | % | Общая численность обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях | Данные МОиН |
2.3. | Доля обучающихся, принявших участие в диагностическом анкетировании НИКО | % | Общая численность обучающихся | Данные МОиН |
2.4. | Доля обучающихся, принявших участие в оценочной процедуре ВПР | % | Общая численность обучающихся | Данные МОиН |
Дополнительные показатели | ||||
2.5. | Доля педагогов, принявших участие в международном сравнительном исследовании педагогического корпуса TALLIS | % | Общая численность педагогов | Данные МОиН |
2.6. | Доля педагогов, принявших участие в апробации модели уровневой оценки компетенции учителей ИКУ | % | Общая численность педагогов | Данные МОиН |
2.7. | Доля педагогов, имеющих профессиональные достижения в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях | % | Общая численность педагогов, принявших участие в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях | Данные МОиН |
2.8. | Доля обучающихся, имеющих возможность обучения по основным и/или дополнительным образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий | % | Общая численность обучающихся | форма федерального статистического наблюдения |
2.9. | Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием сетевой формы обучения | % | Общая численность обучающихся | АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1 |
2.10. | Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием электронного обучения | % | Общая численность обучающихся | АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1 |
2.11. | Доля родителей (законных представителей) обучающихся, удовлетворенных качеством образовательной деятельности | % | Общая численность родителей (законных представителей), принявших участие в анкетировании | Результаты НОК ОД |
2.12. | Доля образовательных организаций, которые выбрали родители (законные представители) для обучения своих детей по причине отсутствия других вариантов | % | Общее число образовательных организаций, принявших участие в НОК ОД | Результаты НОК ОД |
3.Показатели, характеризующие кадровый потенциал образовательной организации | ||||
3.1. | Доля педагогов с высшим образованием | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.2. | Доля педагогов высшей категории | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.3. | Доля педагогов в возрасте до 35 лет | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.4. | Доля педагогов — пенсионеров | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.5. | Доля педагогов, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.6. | Доля педагогов, имеющих ученую степень и/или ученое звание | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
3.7. | Доля педагогов дополнительного образования | % | Общая численность педагогов | форма федерального статистического наблюдения |
4. Показатели, характеризующие современные условия образовательной организации | ||||
4.1. | Доля образовательных организаций, в которых имеется доступ к сети Интернет | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.2. | Доля образовательных организаций, в которых имеется кабинет с интерактивным комплектом и выходом в сеть «Интернет», доступный для использования обучающимися | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.3. | Доля образовательных организаций, в которых имеется мультимедийный проектор | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.4. | Доля образовательных организаций, в которых имеется интерактивная доска | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.5. | Доля образовательных организаций, в которых имеются персональные компьютеры | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.6. | Доля образовательных организаций, имеющих электронный документооборот (например, запись в школу/детский сад/ организацию дополнительного образования, ответы на обращения и др.) | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.7. | Доля образовательных организаций, использующих безбумажный вариант ведения классных журналов, дневников (электронный журнал, электронный дневник) | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.8. | Доля образовательных организаций, имеющих электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся (например, версии учебных пособий, учебников) | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.9. | Доля образовательных организаций, использующих сетевую форму обучения при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.10. | Доля образовательных организаций, использующих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.11. | Доля образовательных организаций, использующих электронное обучение при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.12. | Доля образовательных организаций, имеющих библиотеку/медиатеку (электронную библиотеку) | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.13. | Доля образовательных организаций, имеющие все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализацию) | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.14. | Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые нуждаются в капитальном ремонте | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.15. | Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые находится в аварийном состоянии | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.16. | Доля образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
4.17. | Доля образовательных организаций, имеющих вакантные педагогические должности | % | Общая численность организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5. Показатели, характеризующие охрану и укрепление здоровья обучающихся | ||||
5.1. | Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования спортивный зал | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.2. | Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования закрытый плавательный бассейн | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.3. | Доля образовательных организаций, использующих адаптированные образовательные программы | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.4. | Доля образовательных организаций, имеющих средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.5. | Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.6. | Доля образовательных организаций, имеющих версию официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) | % | Общее число образовательных организаций | Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций |
5.7. | Доля образовательных организаций, имеющие собственный или на условиях договора пользования лицензированный медицинский кабинет | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
5.8. | Доля образовательных организаций, имеющих собственную или на условиях договора пользования столовую/буфет с горячим питанием | % | Общее число образовательных организаций | форма федерального статистического наблюдения |
6. Показатели, характеризующие финансово — экономические условия образовательной организации | ||||
6.1. | Доля образовательных организаций выполнивших государственное (муниципальное) задание на 100% | % | Общее число образовательных организаций | Данные МОиН |
6.2. | Доля образовательных организаций имеющих дополнительные платные образовательные услуги | % | Общее число образовательных организаций | Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций |
6.3. | Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата педагогических работников соответствует «майским указам» Президента РФ | % | Фонд начисленной заработной платы педагогических работников | форма федерального статистического наблюдения |
6.4. | Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата руководителей образовательных организаций соответствует «майским указам» Президента РФ | % | Фонд начисленной заработной платы руководителей | форма федерального статистического наблюдения |
6.5. | Доля образовательных организаций, в которых средние нормативные затраты на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения и воспитания, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося соответствуют отраслевым нормативным документам регионального уровня | % | Текущее бюджетное финансирование на прочие расходы | Данные МОиН |