Оптимальная модель внутришкольной системы оценки качества образования

Логинова Н. Ю., ведущий специалист автономного учреждения Удмуртской республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», Удмуртская Республика, г. Ижевск

Разработка оптимальной модели оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных как для системы образования в большинстве регионов Российской Федерации. Актуальность обусловлена тем, что внутришкольная оценка качества образования в завершенном виде не разработана в Российской Федерации. В статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной программы.

Анализ существующих практик показывает, что оценка качества образования чаще всего сводится к оценке качества обучения. Но результат обучения невозможно оценить без условий, в которых формируется личность. Значит, оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и весь образовательный процесс в целом.

Исходя из того, что ВСОКО формируется в соответствии с системой внутришкольного контроля, образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, не может в одиночку сформировать собственную модель оценки качества образования, потому что получение объективной информации о функционировании и развитии ВШСОКО в том или ином регионе потребует отработанных критериев и качественного инструментария, а затем и предоставления достоверной информации всем участникам образовательных отношений для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.

Хотя главным объектом ВШСОКО являются обучающийся, его личностные достижения и результаты, однако, они не дают исчерпывающей информации, и для принятия управленческих решений необходимы дополнительные данные о деятельности образовательной организации, компетентности работников.

Кроме всего прочего, важно обратить во внимание степень доступности образовательных услуг с учетом социума, где находится образовательная организация и реальных возможностей обучающихся, которые получают образование в данной образовательной организации и достигают тех или иных образовательных результатов.

А интерпретация и анализ статистических данных той или иной образовательной организации с применением кластерного анализа помогут образовательным организациям стать уникальными, неповторимыми и конкурентоспособными.

Я предлагаю примерный перечень региональных показателей системы оценки качества образования, позволяющий провести сопоставительный анализ образовательных систем муниципальных районов и городских округов в регионе (приложение 1).

Таким образом, считаю, что:

-критерии и показатели ВШСОКО являются открытыми, потому что имеют связь с внутренними и внешними участниками образовательного процесса;

-динамичными, так как в любой момент можно внести изменения в требования, что приведет к изменению в показателях и критериях;

-центральным объектом являются учебные и внеучебные достижения обучающихся.

С применением единых критериев и показателей возможно получить анализ о состоянии качества образования не только в школе, но и в регионе в целом.

На основе анализа собранной информации возможно провести педагогическое прогнозирование дальнейших образовательных результатов каждой образовательной организации и региона в целом.

Приложение 1

Перечень региональных показателей и исходных данных для сопоставительного анализа внутришкольных систем оценки качества образования в муниципальных районах и городских округах региона

Наименование показателя Единица измерения Исходные данные Источник получения информации
1.Показатели, характеризующие контингент обучающихся
1.1 Доля обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов % Общая численность обучающихся форма федерального статистического наблюдения
1.2. Доля обучающихся, занятых в системе дополнительного образования % Общая численность обучающихся форма федерального статистического наблюдения
1.3. Доля обучающихся по адаптивным основным и/или дополнительным образовательным программам % Общая численность обучающихся форма федерального статистического наблюдения
1.4. Доля обучающихся состоящих на различных видах учета % Общая численность обучающихся Данные МОиН
2.Показатели, характеризующие образовательные результаты образовательной организации
2.1. Доля обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях % Общая численность обучающихся Данные МОиН
2.2. Доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных/ всероссийских/международных олимпиад/конкурсов, соревнований % Общая численность обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях Данные МОиН
2.3. Доля обучающихся, принявших участие в диагностическом анкетировании НИКО % Общая численность обучающихся Данные МОиН
2.4. Доля обучающихся, принявших участие в оценочной процедуре ВПР % Общая численность обучающихся Данные МОиН
Дополнительные показатели
2.5. Доля педагогов, принявших участие в международном сравнительном исследовании педагогического корпуса TALLIS % Общая численность педагогов Данные МОиН
2.6. Доля педагогов, принявших участие в апробации модели уровневой оценки компетенции учителей ИКУ % Общая численность педагогов Данные МОиН
2.7. Доля педагогов, имеющих профессиональные достижения в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях % Общая численность педагогов, принявших участие в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях Данные МОиН
2.8. Доля обучающихся, имеющих возможность обучения по основным и/или дополнительным образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий % Общая численность обучающихся форма федерального статистического наблюдения
2.9. Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием сетевой формы обучения % Общая численность обучающихся АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1
2.10. Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием электронного обучения % Общая численность обучающихся АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1
2.11. Доля родителей (законных представителей) обучающихся, удовлетворенных качеством образовательной деятельности % Общая численность родителей (законных представителей), принявших участие в анкетировании Результаты НОК ОД
2.12. Доля образовательных организаций, которые выбрали родители (законные представители) для обучения своих детей по причине отсутствия других вариантов % Общее число образовательных организаций, принявших участие в НОК ОД Результаты НОК ОД
3.Показатели, характеризующие кадровый потенциал образовательной организации
3.1. Доля педагогов с высшим образованием % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.2. Доля педагогов высшей категории % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.3. Доля педагогов в возрасте до 35 лет % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.4. Доля педагогов — пенсионеров % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.5. Доля педагогов, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.6. Доля педагогов, имеющих ученую степень и/или ученое звание % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
3.7. Доля педагогов дополнительного образования % Общая численность педагогов форма федерального статистического наблюдения
4. Показатели, характеризующие современные условия образовательной организации
4.1. Доля образовательных организаций, в которых имеется доступ к сети Интернет % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.2. Доля образовательных организаций, в которых имеется кабинет с интерактивным комплектом и выходом в сеть «Интернет», доступный для использования обучающимися % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.3. Доля образовательных организаций, в которых имеется мультимедийный проектор % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.4. Доля образовательных организаций, в которых имеется интерактивная доска % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.5. Доля образовательных организаций, в которых имеются персональные компьютеры % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.6. Доля образовательных организаций, имеющих электронный документооборот (например, запись в школу/детский сад/ организацию дополнительного образования, ответы на обращения и др.) % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.7. Доля образовательных организаций, использующих безбумажный вариант ведения классных журналов, дневников (электронный журнал, электронный дневник) % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.8. Доля образовательных организаций, имеющих электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся (например, версии учебных пособий, учебников) % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.9. Доля образовательных организаций, использующих сетевую форму обучения при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.10. Доля образовательных организаций, использующих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.11. Доля образовательных организаций, использующих электронное обучение при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.12. Доля образовательных организаций, имеющих библиотеку/медиатеку (электронную библиотеку) % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.13. Доля образовательных организаций, имеющие все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализацию) % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.14. Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые нуждаются в капитальном ремонте % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.15. Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые находится в аварийном состоянии % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.16. Доля образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
4.17. Доля образовательных организаций, имеющих вакантные педагогические должности % Общая численность организаций форма федерального статистического наблюдения
5. Показатели, характеризующие охрану и укрепление здоровья обучающихся
5.1. Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования спортивный зал % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.2. Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования закрытый плавательный бассейн % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.3. Доля образовательных организаций, использующих адаптированные образовательные программы % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.4. Доля образовательных организаций, имеющих средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.5. Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.6. Доля образовательных организаций, имеющих версию официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) % Общее число образовательных организаций Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций
5.7. Доля образовательных организаций, имеющие собственный или на условиях договора пользования лицензированный медицинский кабинет % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
5.8. Доля образовательных организаций, имеющих собственную или на условиях договора пользования столовую/буфет с горячим питанием % Общее число образовательных организаций форма федерального статистического наблюдения
6. Показатели, характеризующие финансово — экономические условия образовательной организации
6.1. Доля образовательных организаций выполнивших государственное (муниципальное) задание на 100% % Общее число образовательных организаций Данные МОиН
6.2. Доля образовательных организаций имеющих дополнительные платные образовательные услуги % Общее число образовательных организаций Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций
6.3. Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата педагогических работников соответствует «майским указам» Президента РФ % Фонд начисленной заработной платы педагогических работников форма федерального статистического наблюдения
6.4. Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата руководителей образовательных организаций соответствует «майским указам» Президента РФ % Фонд начисленной заработной платы руководителей форма федерального статистического наблюдения
6.5. Доля образовательных организаций, в которых средние нормативные затраты на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения и воспитания, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося соответствуют отраслевым нормативным документам регионального уровня % Текущее бюджетное финансирование на прочие расходы Данные МОиН