Одаренные школьники – приоритет образовательной политики

Одаренные школьники – приоритет образовательной политики

Если в первой части статьи мы рассмотрели страны, в которых госполитика направлена на обучение одаренных детей вместе с остальными (США, Англия, Финляндия). То часть 2 посвятим странам, в которых госполитика направлена на акцентированное обучение одаренных детей через особые программы или особое финансирование (Южная Корея, Сингапур).

Южная Корея

1. В 2002 году вступил в силу Закон о поддержке образования одаренных детей, в котором было дано следующее определение одаренности: «Одаренный человек – тот, которому требуется специальное образование для развития врожденного потенциала выдающегося таланта». В данном направлении с учетом дополнений 2008 года были реализованы следующие программы: в начальной и младшей средней школе для одаренных школьников организованы занятия после уроков или на выходных по предметам областей STEM.

2. Существует несколько школ и несколько специально организованных классов для одаренных детей. Большей частью подобные школы ориентированы на развитие в математических и естественнонаучных областях.

3. Правительство Южной Кореи бережно относится к поддержке одаренных детей и продолжает увеличивать число и объем доступных программ, нацеленных на развитие их талантов.

Сингапур

1. В Сингапуре одаренных детей учат особым образом с середины начальной школы до завершения программ профессиональной подготовки. Для этого Министерство образования Сингапура учредило программу Gifted Education Program (GEP), считая, что дети имеют разные способности и должны обучаться в соответствующем темпе с помощью наиболее эффективных методов.

2. Параллельно с организацией образовательных возможностей для одаренных детей Министерство старается поддерживать равенство учащихся в плане выявления одаренности и не проводит тестирование на наличие одаренности до конца третьего класса; при этом до обязательной начальной школы детям из семей с разным социально-экономическим статусом обеспечиваются равные образовательные возможности.

3. Тест на одаренность проводится у всех учащихся третьих классов и включает задания по английскому языку, математике и метапредметным навыкам. Восемь процентов учащихся с лучшими результатами участвуют в следующем тестировании через два месяца, по результатам которого около 550 школьников получают предложение обучаться по программам для одаренных детей (это составляет примерно 1% от количества всех учащихся). Те учащиеся, которые принимают это предложение, переходят учиться в один из девяти центров для одаренных детей. Следующие 4% учащихся из показавших высокие результаты в национальном тестировании считаются «учащимися с высоким потенциалом к обучению», и все школы должны организовать их обучение таким образом, чтобы учитывались их особые способности. Некоторые школы создают собственные новые программы для таких детей, в других – обучение одаренных детей незначительно отличается от обычного.

После шестого класса (окончание начальной школы) все учащиеся, в том числе и обучающиеся по программам для одаренных, сдают сложный выпускной экзамен (Primary School Leaving Exam, PSLE), от результатов которого зависит, в какую среднюю школу они могут пойти учиться. Ученики начальных школ для одаренных переводятся в средние школы для одаренных по критериям, включающим результаты переводного экзамена, академическую успеваемость и мнение учителей. Те, кто остается на программах для одаренных, могут продолжить обучение в одной из шестнадцати школ, работающих по интегрированным программам (Integrated Program schools, IP), рассчитанным на шесть лет. Окончание такой программы дает право на поступление в колледж без вступительных экзаменов.