Одаренные школьники или дискриминация по интеллектуальному признаку?

Одаренные школьники или дискриминация по интеллектуальному признаку?

В глобальном масштабе образовательная политика все больше нацеливается на достижение высших результатов. В основном это выражается в попытках поднятия образовательных стандартов в целом, но еще и в выявлении интеллектуальной элиты и ее особого сопровождения. Тезисно, в двух частях, рассмотрим специфику организации обучения одаренных детей в США, Южной Корее, Сингапуре, Англии и Финляндии.

Часть 1 посвятим странам, в которых госполитика направлена на обучение одаренных детей вместе с остальными (США, Англия, Финляндия).

США

1. Закон Джевитса «Об обучении одаренных и талантливых детей», принятый в 1988 году, является основой единственной федеральной программы, которая посвящена именно одаренным детям, но при этом не финансирует местные программы обучения детей этой категории. Она финансирует исследования и проекты через конкурс на гранты.

2. Понятие «одаренный» считается субъективно-оценочным и во многих школьных округах США запрещено к употреблению, отсутствие единых критериев одаренности усугубляет проблему.

3. В последнее время потребности учащихся, которых нужно дотягивать до стандартного уровня, очень сильно политизируются. Реализация концепции исключительности привела к тому, что особые потребности учащихся с высокими способностями часто не признаются. Введенное тестирование на наличие минимального уровня знаний создало «эффект потолка» для способных школьников.

4. Проведение реформ в обучении какой-то отдельной социальной группы, например одаренных детей, должно быть как минимум справедливым по отношению к другим группам, например к детям с особыми физическими потребностями, а это вряд ли возможно в США, поскольку создание ресурсов или услуг для одаренных детей расценивается как элитарное.

5. Многие ученые считают, что из-за риторики равноправия США теряют свой человеческий капитал. В США уделяют больше внимания поиску одаренных детей, чем развитию их интеллектуального потенциала.

Англия

1. В Англии одаренные дети обучаются внутри единой школьной системы. Социальные классы в Англии подобны расам в США. Поэтому обособленное обучение лучших учащихся рассматривается как форма сегрегации по классовому признаку. Из-за этого одаренных детей учат вместе с остальными в рамках системы общего среднего образования.

2. После Второй мировой войны и до 1970-х гг. в Англии действовала тройственная система общего образования: в конце начальной школы дети сдавали экзамен, по результатам которого их распределяли в один из трех типов школ – в гимназию (grammar school), среднюю современную школу (secondary modern school) или в профессиональное техническое училище (technical-vocational school). В гимназиях детей готовили к поступлению в университет. Сегодня большинство детей в Англии учится в общеобразовательных средних школах. Обучение одаренных детей не организовано специально ни в начальных, ни в средних классах школы.

3. Департамент по вопросам детей, школ и семей предлагает следующее определение понятия «одаренные дети» – это те, которые «имеют одну или несколько способностей, развитых лучше, чем у других одногодок, или имеют более высокий потенциал для развития своих способностей». Как и для США, для Англии характерно применение дифференцированных учебных планов, программ обучения и методов оценивания. Но особое обучение лучших учащихся не входит в приоритеты правительства.

Финляндия

1. Финская система образования изначально ориентирована на то, что все дети, независимо от происхождения, должны обучаться одинаково, при этом особое внимание и особые финансовые вливания должны быть для тех, кому требуется специальная помощь. Учителя сами выбирают методы работы с такими детьми. Сдают школьники всего один национальный экзамен – после окончания курса средней школы.

2. Национальный совет по образованию Финляндии не имеет специальной политики по обучению одаренных детей и предпочитает не выделять особо способных учащихся. Не называясь программами для одаренных, программы в старших классах многих общеобразовательных школ, по сути, близки к этому, поскольку предполагают отбор детей.

3. Хотя обучение одаренных детей в Финляндии не является приоритетом, определяющим фактором успеха и результативности национальной системы образования является высококачественное преподавание. Таким образом отбираются те, кто решает, как правильно организовать обучение каждого ребенка.

4. Родители одаренных детей сами ищут (или создают) возможности для своих детей учиться среди подобных им.