Очередная аббревиатура из трех букв от Минпросвещения

Очередная аббревиатура из трех букв от Минпросвещения

В отличие от чиновников и экспертов общественность вздрагивает, когда слышит трехбуквенные сокращения «ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, ВПР, КИМ, РЭШ, МЭШ…», четырехбуквенные «ФГОС, НИКО, НОКО, ФИПИ, PISA, TIMS…», пятибуквенные «ОСОКО, PIRLS…». Этот список можно продолжать до бесконечности. И вот очередной шедевр для «несведущих» — ЦОС (цифровая образовательная среда).

26 июня на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект постановления правительства РФ, согласно которому эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды планируется начать с сентября 2020 года.

Сразу после этого в социальных сетях и мессенджерах началась паника об отказе от традиционных уроков в школе и колледжах в пользу дистанционного или онлайн образования.

30 июня Минпросвещения выступило с опровержением о том, что эксперимент по внедрению ЦОС не предполагает отказа от традиционных уроков, а лишь позволит их дополнить новыми ресурсами и возможностями.

1. Что же такое ЦОС?

Министерством отмечается, что цифровая образовательная среда – элемент всех развитых мировых систем образования, включающий высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.

Почему ничего не сказано про учителей и их цифровую компетентность?

В проекте постановления правительства РФ ни в цели, ни в задачах создания ЦОС не сказано про повышение квалификации учителей. Речь идет лишь о инфраструктуре, платформах, контенте, сервисах, автоматизации процессов, персональных данных. Хотя в самом документе понятие ЦОС расшифровывается как совокупность условий ‎для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Разве не одним из основных условий успеха является соответствующая подготовленность учителей?

2. Психологический аспект

На самом деле вынужденный эксперимент с переходом на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса прошел болезненно для большей части населения страны, вовлеченного в систему образования. Накопившееся социальное напряжение усугублялось затяжной стрессовой ситуацией на фоне неопределенности со сроками и количеством ЕГЭ, а также временным характером перехода на дистанционное обучение.

Одно дело – это вынужденный эксперимент с переходом на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса, и совсем другое дело, когда эксперимент ставят инициативно, при этом не спросив разрешения у людей.

Разные люди по-разному переживают неопределенность. Одних нестабильность бодрит и подстегивает (например, служащих министерства и экспертов), а для других является источником страха и стресса.

Посоветуем Минпросвещения сообщать правду людям двумя способами, речь идет не о двух правдах, а о двух путях, которыми доносится одно и то же сообщение. «Дистанционное обучение в сочетании с очным» для одних может означать панацею во время всплесков сезонной заболеваемости для учащихся, по болезни оставшихся дома, или для ребят, которые находятся на длительном лечении в стационарах. А для людей, незнакомых со всей подоплекой, «дистанционное обучение» может означать увольнения и сокращения.

Кроме того, посоветуем Минпросвещения проводить большую предварительную разъяснительную работу при проработке подобных инициатив, а затем уже обличать их в проекты нормативных документов. В противном случае, так и будет со всеми другими инициативами: публикация (оглашение) – реакция – опровержение (попытки успокоить).

3. Поспешишь, людей насмешишь

В июне 2020 года Президент страны утвердил перечень поручений, касающихся ситуации в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции. В том числе в срок до 1 ноября поручалось подготовить предложения по развитию дистанционного обучения при сохранении приоритета традиционного обучения.

Обратим внимание на слова «подготовить предложения», а не утверждать нормативный правовой документ!