НОРМЫ ШКОЛЫ ВНЕ ЗАКОНА

В одиннадцати школах Маслянинского района Новосибирской области локальными актами были закреплены нормы, противоречащие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», что вызвало большое количество споров среди педагогов и родителей.

По словам старшего помощника прокурора Новосибирской области Дмитрия Лямкина, нарушения были выявлены при плановой ежегодной проверке образовательных организаций, в результате которой прокуратура опротестовала нормативные акты этих школ.

По закону школа имеет право принимать собственные локальные нормативные акты и прописывать в них такие правила, как время начала уроков, продолжительность перемен, общие требования к внешнему виду учеников и школьной формы, но существующие общие для всех федеральные законы и требования ни одна образовательная организация нарушать не может. В данном же случае нарушений было два:

  • прописана обязанность учеников убирать классы и столовые, в то время как по закону нельзя привлекать детей к труду вне школьной программы без письменного согласия их родителей;
  • прописано, что ученик вправе покинуть класс только тогда, когда разрешит учитель, но согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» урок не должен превышать 45 минут, установленных СанПиНами. Школа может прописать, что занятия будут длиться по 30 минут, но вот проводить уроки по 50 минут или более учитель не имеет права.

Почему звонок не может быть «только для учителя»? Зачем нужно трудовое воспитание в школе и что об этом говорит закон «Об образовании в РФ»? На эти вопросы ответил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов:

«Согласно Закону «Об образовании в РФ» нельзя привлекать детей к труду вне школьной программы без письменного согласия их родителей. Эксплуатация детского труда запрещена. И нельзя детским трудом подменять работу уборщицы. Однако никто не отменял такое понятие, как трудовое воспитание ребенка. Этот раздел школа может включить в свою воспитательную программу, которая является частью основной образовательной программы. Если этого не сделать, то для каждого субботника придется брать письменное согласие родителей на участие в нем детей. А родители могут еще и отказаться. Поэтому на самом деле в части трудового воспитания для школы нет ничего страшного: главный вопрос в том, что его нужно правильно оформить в документах».

Педагоги-психологи убеждены, что учитель обязан уложиться в отведенное ему время на уроке. Безусловно, ситуаций, когда педагог может что-то не успеть во время урока не избежать, но учитель должен понимать, что это его вина и задерживать детей в приказном порядке нельзя. Такие методы давно в прошлом, и сейчас с детьми нужно договариваться, например, с их разрешения, продиктовать домашнее задание после звонка.

Более того, по словам психологов, звонок приводит в действие приобретенный инстинкт любого школьника. С первого класса дети знают, что этот сигнал означает смену деятельности, поэтому оставлять детей в классе после него нет смысла.