Низкая зарплата учителей. Хуже только в Уганде

Низкая зарплата учителей. Хуже только в Уганде

Благотворительный фонд Varkey Foundation, который работает в сфере повышения стандартов образования в мире и ежегодно вручает премию Global Teacher Prize, опубликовал результаты Global Teacher Status Index 2018. Это исследование, которое показывает, как в разных странах мира люди относятся к педагогам и профессии учителя в целом и как это отношение связано с уровнем образования. Эксперты Varkey Foundation исследовали статус учителей в обществе на основе данных из 35 стран мира.

Азия (Китай, Малазия, Тайвань, Индонезия, Корея) по сравнению с 2015 годом по-прежнему остается в лидерах мирового рейтинга. Большое влияние на это оказывают история и культура (традиционное уважение к старшим как носителям знаний и опыта), а также важность качественного образования из-за огромной конкуренции за рабочие места.

Некоторым странам, например, Японии и Швейцарии, за 5 лет удалось повысить статус своих учителей. В основном благодаря политике, направленной на улучшение качества образования, и повышению учительских зарплат. Тем не менее, согласно исследованию, в 28 странах зарплата учителей значительно меньше суммы, которую местное население считает достойной для этой профессии.

Россия по уровню зарплат учителей находится на предпоследнем месте, меньше получают только учителя Уганды.

Исследование установило, что есть прямая зависимость между статусом учителя и результативностью учащихся, которая измеряется тестом PISA. Чем выше статус, тем лучше учатся и больше знают дети. А выше он в тех странах, где профессия учителя хорошо оплачивается, на преподавательских должностях действует большая конкуренция, а к учащимся учебных заведений выдвигают высокие требования.

Эксперты фонда выяснили, что статус учителя напрямую связан с тем, на какое будущее ориентируют своих детей родители. Чем ниже статус, тем меньше родителей желают своим детям быть учителями (в России и Израиле – менее 8% родителей хотят, чтобы их дети шли в педвуз), и наоборот (В Китае, Индии, Гане и Малайзии более 50% родителей хотели бы видеть детей учителями).

Исключением из правил является Россия. Несмотря на низкие зарплаты учителей и нежелания родителей, чтобы их дети поступали в педагогические вузы, Россия по статусу учителя занимает 4 место. Престиж профессии учителя в обществе и стране в целом во многом связан с заделом, созданным еще в советский период. Многие могут сказать, что «не все измеряется деньгами», но каждый из нас с сочувствием относится к тому, что учителя получают не достойную для этой профессии зарплату. Однако, если сейчас не предпринять меры по повышению зарплат учителей, то на фоне ухода из школы возрастных педагогов советской закалки в силу объективных причин, а также недовольства молодых педагогов работой и жизнью в сельских и труднодоступных поселениях, — невозможно будет конкурировать с другими странами за попадание в 10-ку по качеству общего образования.

Предложения

Так как тема является злободневной мы не смогли коротко в одной статье изложить весь спектр проблем. Читаем в следующем материале очередные предложения депутатов по повышению статуса и зарплаты учителей.

Исходя из сегодняшнего материала учительская зарплата за 2018 год (по паритету покупательной способности) составляет самый низкий процент от подушевого ВВП (валовый внутренний продукт) – всего лишь 0,21%, тогда как среднее значение среди всех представленных стран – 1%!!!. С одной стороны, крайне печально, с другой стороны, это может служить тем самым вариантом обоснования увеличения средней учительской зарплаты по стране в 3-5 раз, если хотим конкурировать за попадание в заветную 10-ку по качеству общего образования.