НЕТ ПРАВ – ОДНИ ОБЯЗАННОСТИ

Как часто мы слышим эту фразу. А ведь действительно, у современных учителей очень много обязанностей. Учитель все время кому-то что-то должен. И даже за обычными словами «организация обучения и воспитания детей» стоит колоссальная работа! Возникает вопрос – а права у учителя вообще есть? По закону – да, на деле же все обстоит иначе.

«Все, что гарантировано законом участникам образовательного процесса, зачастую остается на бумаге», – констатирует первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Формально учительские зарплаты подняли до приемлемого уровня. На практике же последний опрос, по словам Духаниной, свидетельствует, что 34% педагогов хватает только на еду, но купить себе одежду им уже не на что.

Поговорим о педнагрузке (у учителей она растет как на дрожжах): на сегодняшний день 10% учителей работают на две (что уже в принципе недопустимо) и более ставки, а 61% — на полторы и более. Вдобавок к этому, дополнительные обязанности в виде заполнения электронных и бумажных журналов (последний — для подстраховки на случай внезапных проверок). Стоит ли вообще удивляться, что на недостаток знаний, получаемых в школе, жалуется каждый третий ребенок!

А что с правами учителя? Они тоже есть, например, та же подготовка к урокам, учитель имеет на нее полное право, но из-за сильной перегруженности он этого права лишен: нет возможности. За счет домашней работы приходится перекладывать задачу обучения детей на родителей. Вечно занятые родители, в свою очередь, перекладывают ее на репетиторов. Выходит, что, «бесплатная» школа мотивирует родителей нанимать репетиторов под угрозой отчисления ребенка за неуспеваемость.

Сравнив перечни прав и обязанностей участников образовательного процесса, легко заметить, что первый намного длиннее второго. Но на практике к сожалению, реализовать эти права крайне сложно.

Приведем пример с каникулами: по закону, каникулы – это плановый перерыв при получении образования, а соответственно, вся домашняя работа, заданная на это период, будет незаконной. Реализуемо ли это на практике? Ответ очевиден. То же самое касается и всех мероприятий, проводимых школой в каникулярное время – ребенок может в них участвовать, только по своему желанию. Принуждать к участию школа не имеет никакого права. Как не имеет права и не пускать школьника на уроки, если тот одет не в соответствии с требованиями школы к одежде.

Нарушение границ учителя можно наблюдать и во вмешательстве родителей в образовательный процесс. По закону учитель имеет полное право на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны родителей, но в то же время ему постоянно указывают, как учить их детей, как проверять их знания, как их оценивать и т.д.

Продолжать эту цепочку можно долго, но явное несоответствие между провозглашенными правами участников образовательного процесса и невозможностью их реализации в образовании не заметить очень трудно.

Какой можно сделать вывод? Учитель несет большую каждодневную ответственность за детей, имеет уйму обязанностей и запретов, у него практически нет прав (они постоянно нарушаются). Единственное на что ему остается надеяться – понимание и доброту родителей и на воспитанность детей. Без вашей помощи, дорогие родители, учителю не справиться. Так давайте же будем ценить и уважать труд наших учителей, и каждый день говорить им: «СПАСИБО».