Несправедливость в российском дошкольном образовании

Несправедливость в российском дошкольном образовании

В предыдущей статье, посвященной проблеме «образовательного неравенства», мы рассмотрели вопросы разного качества школьного образования в Москве и регионах.

Рост дифференциации качества общего образования между Москвой и остальными регионами России – «эталон» для стремления остальных или «пропасть» в силу необъективных причин? Уже не секрет, что по результатам международных исследований качества образования город Москва входит в первую тройку, тогда как Россия в совокупности занимает 30-40-е места. Средняя зарплата учителей Москвы превышает среднероссийскую зарплату учителей в 3 раза. 

Пока региональные органы власти отчитываются о доведении показателей доступности дошкольных образовательных организаций до 100% и уровня зарплаты педагогов до средней по экономике, мы в данной статье продолжим рассмотрение феномена «образовательного неравенства» между Москвой и регионами на уровне дошкольного образования. Почему российские дети уже с 3-х лет сталкиваются с разным качеством образования в детских садах в зависимости от места своего проживания.

Здесь следует сразу отметить, что дошкольное, равно как и школьное образование относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Государственные (региональные) финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). То есть образовательную деятельность в пределах ФГОС финансируют региональные бюджеты (оплата труда, учебные пособия, средства обучения). Затраты на содержание имущественного комплекса покрывают учредители. Услуги по присмотру и уходу оплачиваются за счет муниципалитетов и родителей. Родительская плата при этом на 70-90% идет на питание детей.

С одной стороны, ФГОС обеспечивает плюс-минус одинаковое базовое качество образования по всей стране, с другой стороны, московские работники детских садов получают значительно больше, чем в регионах. Как правило, во всех детских садах России расписание дня приблизительно одинаковое.

Другое дело дополнительные образовательные услуги. Один из наших подписчиков поделился информацией о том, что в московском детском саду, который посещает его ребенок, дополнительные занятия (сверх ФГОС), а именно, «Прототипирование», «Хор», «Заниматика», «Пиши-читайка» с этого года стали бесплатными, а в прошлом году оплачивали родители. Это означает, что теперь эти занятия проводятся за счет бюджета города Москвы, родителей попросили лишь написать заявление о согласии.

Ваш ребенок посещает московский детский сад? Да Вы везунчик, независимо от уровня Вашего дохода: ФГОС, отремонтированные сады с лучшим оборудованием, хорошо оплачиваемые воспитатели, дополнительные занятия, компенсация части родительской платы… — и это все за счет Москвы!

И почему продолжают удивляться тому, что «все стремятся в Москву»? Не считая того, что в Москве оплачивают за тот же самый труд при той же квалификации значительно больше, качество услуг и качество жизни значительно выше. Да что там говорить, когда в Москве детское питание полагается всем детям с рождения, а в большинстве регионов только малоимущим семьям. А применительно к системе образования: дошкольники из Москвы гораздо более подготовленные к 1 классу, победители различных олимпиад в основном московские школьники.

Выводы:

1. Считаем, что «образовательное неравенство» в дошкольном образовании даже более несправедливо с социальной точки зрения, нежели в школьном образовании. В силу того, что именно в возрасте до 7 лет закладывается основной фундамент интеллектуального потенциала ребенка.

2. Почему в начальной школе с 1 по 4 класс все школьники обеспечиваются бесплатным горячим питанием за государственный счет, а в детских садах за питание должны платить родители?