Неопределенность со сроками ЕГЭ усиливает образовательное неравенство

Неопределенность со сроками ЕГЭ усиливает образовательное неравенство

Из-за неопределенности со сроками проведения ЕГЭ возникло не только серьезное психологическое напряжение, но и усиливается социальное образовательное неравенство между детьми, которое существовало и до пандемии с коронавирусом. В данной статье рассмотрим такое явление как «социальное образовательное неравенство».

Приближаются летние каникулы для всех школьников страны, и в обычных условиях для выпускников традиционно наступает самая горячая пора по завершению подготовки к поступлению в вузы. Июнь, как правило, проходил под знаком ЕГЭ, следом мучительный выбор вуза для продолжения учебы. Однако сейчас все откладывается на неизвестный срок. Раньше ЕГЭ проводилось сразу после окончания учебы, а теперь не известны сроки проведения ЕГЭ.

Так же, как и спортсменам, выпускникам школ, находящимся в условиях классической конкуренции, нужно поддерживать интеллектуальную форму, и надо продолжать фокусированную подготовку к ЕГЭ.

Для детей из малообеспеченных семей обучение в школе, пусть даже в дистанционном формате в марте-мае, выступало в роли компенсатора уровня социальной дифференциации и обеспечивало подготовку, а также соответствующий настрой к заключительным экзаменам. Теперь же в связи с завершением учебы, дети из малообеспеченных семей должны каким-то образом самоорганизоваться, так как у их родителей нет средств на найм репетиторов, да еще и на неизвестный срок.

Проблема в том, что потери (психологические и экономические издержки) несут все семьи вне зависимости от достатка, но их тяжесть неравномерна. Учащиеся из обеспеченных семей, у которых есть компьютеры, гаджеты, и помогающие родители, не потеряли почти ничего. Более того, они получают дополнительное время на подготовку с репетиторами. А вот дети, которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет интернета и компьютера, теряют значительно больше.

Ранее заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко заявил, что у 700 тысяч детей России (более 4% школьников страны) нет компьютеров или других гаджетов для дистанционного обучения.

Летом в этих непростых социально-экономических условиях усилится конкуренция за поступление на бюджетные места. Однако усиление социального образовательного неравенства снижает шансы у детей из малообеспеченных семей.

Поступать в университет или нет – личный выбор каждого ученика, поэтому здесь, к сожалению или к счастью, только ему решать, нужно ли это, и если да, то куда именно поступать, какие экзамены сдавать, как, за какой счет и где готовиться. И здесь, не стоит перекладывать ответственность за будущее ребенка на школу, репетиторов, органы власти.

Для снижения социальной напряженности и образовательного неравенства пожелаем Минпросвещения и Рособрнадзору быстрее определиться со сроками проведения ЕГЭ, Минобрнауки отстоять увеличение количества бюджетных мест, ВУЗам утвердить откорректированные правила приема, ну а всем нам – терпения и удачи.