Немного о цифрах сферы ведения Минпросвещения

Немного о цифрах сферы ведения Минпросвещения

Карл Маркс: «Статистика – первая политическая наука! Я познал голову человека, если я знаю, сколько на ней волос». В этом смысле попробуем взглянуть на цифры системы образования, с которыми сталкиваются лица, осуществляющие государственную образовательную политику. Может после этого мы поймем с чем имеем дело и начнем выдвигать более конструктивные и понятные для чиновников предложения по перечню проблемных вопросов. Как войти в заветную 10-ку стран по качеству общего образования? Как разработать Стратегию развития образования? Что делать со ФГОСами? Традиционное и дистанционное обучение. Зарплата и мотивация учителей. Аттестация педагогов. ЕГЭ: за и против.

Состояние системы образования в Российской Федерации характеризуется следующими показателями.

Дошкольное образование

В России функционирует 47,8 тыс. детских садов. Их посещает 7,6 млн детей всех возрастных категорий, из них 6,3 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по Российской Федерации составила 99,08%, для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет – 83,58%.

Численность педагогических работников дошкольного образования – 666,7 тыс. человек.

ФГОС дошкольного образования введен в 2014 г.

Начальное общее, основное общее, среднее общее образование

Всего в Российской Федерации 41,3 тыс. школ (из них 99,23% — государственные и муниципальные), в которых обучаются 16,1 млн человек, численность педагогических работников составляет 1,3 млн человек.

По данным Росстата, в 2010-2018 гг. количество школ в городах и поселках сокращалось, и особенно резко (на 23%) в сельской местности. (Источник: статистический сборник «Индикаторы образования: 2018»).

Наличие второй, третьей смен является серьезной проблемой для 25,6% школ. В 2018/19 учебном году в одну смену работало 32,9 тыс. школ (контингент обучающихся 13,6 млн человек); в две смены — 8,3 тыс. школ (2,0 млн человек); в три смены — 113 школ, в третью смену обучалось 16,6 тыс. детей.

В исследовании PIRLS в 2016 году российские школьники заняли 1 место (50 стран-участниц), в TIMSS-2015 по математике – 7 место (49 стран-участниц), по естествознанию – 4 место (47 стран-участниц). В 2015 году российские младшие школьники показали более высокие результаты в исследовании TIMSS, чем в 2011 году, при выполнении математических заданий на применение знаний в незнакомых ситуациях. В исследовании TIMSS-Ad по математике (углубленный профильный курс) наши школьники занимают 1 место, по математике (профильный курс) 4 место среди 10 стран, по физике 2 место среди 9 стран в 2015 г.

В исследовании PISA-2018 (для 15-летних учащихся): по естественнонаучной грамотности Россия занимает 33 место из 70 стран-участников; по математической грамотности 30 место из 70 стран-участниц, по читательской грамотности — 31 место. Позиции страны снизились по всем трем направлениям, по сравнению с предыдущим международным исследованием в 2015 году.

Начальная школа работает по ФГОС с 2011/12 учебного года.

С 2015/16 учебного года ФГОС реализуется на уровне основного общего образования.

Среднее профессиональное образование

Подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам СПО осуществляют 3659 образовательных организаций, в том числе 3311 профессиональных образовательных организаций и 348 образовательных организаций высшего образования.

Общая численность обучающихся СПО составляет 3 млн человек, в том числе по очной форме обучения – 2,55 млн человек. Обучается за счет бюджетных средств – 2,2 млн человек, за счет внебюджетных средств – 850 тыс. человек.

Численность работников в системе СПО составляет 384 тыс. человек.