Международный опыт поддержки учителей школ в отдаленных регионах

Международный опыт поддержки учителей школ в отдаленных регионах

Для того, чтобы попытаться войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, как заявлено в национальном проекте «Образование» в части обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, необходимо постоянно изучать и сопоставлять международный опыт стран-лидеров в сфере общего образования.

Следует отметить, что конкуренция за вхождение в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования в основном будет проводиться со странами с развитой экономикой, такими как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Сингапур, США, Финляндия, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Япония.

Цикл статей, посвященных международке в образовании, начнем с рассмотрения актуальных практик и нормативных документов в области государственной поддержки педагогов общеобразовательных организаций в отдаленных территориях стран-лидеров, в то время как в России стартовал проект «Земский учитель». Учитывая формат Дзена, остановимся лишь на интересных фактах, в противном случае двумя абзацами не отделаться.

Из опыта Австралии по компенсационным выплатам в связи с переездом в отдаленный регион

Количество школ: 9,5 тыс.

Количество учителей: 490 тыс. человек (полная занятость)

Средняя заработная плата: от 70 тыс. до 116 тыс. долл. США (в год в зависимости от стажа и уровня квалификации)

Количество учащихся: 3,9 млн человек.

  1. Схема отсроченной заработной платы (выбирается по желанию учителя): работник имеет право взять отпуск (сроком до одного года) с целью профессионального развития, изучения определенной профессиональной области, продолжения образования, работы за границей (для получения опыта в иной системе образования) и т.д.; кроме того, возможен накопительный вариант: работник откладывает получение части зарплаты в течение четырех лет и получает образовавшиеся накопления на пятый год.
  2. Компенсационные выплаты в связи с переездом: назначаются сотруднику в связи с назначением на неопределенный срок на новое место работы в другой регион:
  3. пособие на временную аренду коммерческого жилья;
  4. пособие на временную аренду частного жилья;
  5. все затраты на переезд (перевоз домашнего имущества, включая страховку на транспортировку мебели и иного движимого имущества);
  6. затраты на хранение мебели на период переезда (услуги ответственного хранения);
  7. затраты в связи с переводом детей в другое образовательное учреждение.
  8. Дотация на аренду жилья: для учителей, работающих в отдаленных частях страны и имеющих трудности с поиском качественного места проживания, жилищный комитет выделяет определенное количество домов и коттеджей по рыночным ставкам аренды; при этом Департамент образования предоставляет субсидию на покрытие данных расходов в размере от 50 до 90% суммы аренды (в зависимости от удаленности школы).
  9. Выплаты за особые условия труда, связанные с местом проживания: учитель, назначаемый в отдаленный регион страны, имеет право на пособие, связанное с климатическими условиями, изолированностью от инфраструктуры и низкой транспортной доступностью; данное пособие назначается индивидуально (в зависимости от условий проживания) и может включать расходы на переезд к месту отдыха (в период отпуска), возмещение стоимости медицинских услуг (в том числе на стоматологию) и пр.
  10. Выплаты при трудоустройстве (10 000 австрал. долл.): назначаются кандидату, пришедшему на вакантную должность учителя, процедура отбора на которую два раза подряд была безуспешной; контракт должен быть заключен на условиях полной занятости в удаленном районе страны и не менее чем на 1 год; при досрочном увольнении учитель получает только 50% этой выплаты.
  11. Ежегодная премия для учителей и директоров школ за работу в отдаленном районе страны (5 000 австрал. долл.): выплачивается в течение 10 лет работникам, качество работы которых соответствует всем требованиям, предъявляемым Департаментом образования.

Из опыта США по предоставлению грантов учителям

Количество школ: 98 тыс. (государственных)

Количество учителей: 3,2 млн человек
(полная занятость)

Средняя заработная плата: 58 тыс. долл. США (в год)

Количество учащихся: 56,6 млн человек.

Органами местного самоуправления могут предоставляться гранты сроком до 3-х лет с возможностью продления еще на 2 года. Гранты предусматривают систему поощрения учителей и директоров школ, которые:

  • работают в школах с особыми условиями труда (в т.ч. в школах, расположенных в отдаленных районах страны);
  • преподают предметы, оценка успеваемости по которым является приоритетной для национальной системы образования;
  • совмещают преподавательскую деятельность с занятием руководящих должностей.

Использование грантов также предполагает оплату расходов по созданию возможностей для карьерного роста через расширение функционала учителя и руководителя, по поощрению качественного исполнения обязанностей, а также по профессиональному развитию через доступ к системе наставничества, коучинга, обмена опытом и сочетания функциональных ролей.

Из опыта Новой Зеландии по специальным надбавкам

Количество школ: 440 (государственные)

Количество учителей: 60 тыс. человек (полная занятость)

Средняя заработная плата: 47 тыс. до 78 тыс. долл. США (в год) (в год в зависимости от стажа и уровня квалификации)

Количество учащихся: 856 тыс. человек.

  1. Надбавка для учителей, работающих в социально неблагополучных или отдаленных районах; если учитель работает два срока подряд, то размер выплаты составляет 2 500 новозеландских долл. в год.
  2. Выплаты, связанные со смертью учителя (при условии, что учитель на момент смерти был в штате либо в течение 12 месяцев после даты выхода на пенсию).
  3. Надбавка за погружение в культуру Маори
  4. Надбавка руководителям образовательных организаций, работающим с детьми, имеющими особые образовательные потребности (в т.ч. с задержкой в развитии); размер выплаты составляет не менее 2 000 новозеландских долл. в год на одну школу.

Таким образом, проанализировав применяемые странами с развитой экономикой методы, влияющие на качество общего образования, можно утверждать, что немаловажный акцент делается на материальной поддержке учительства и сокращении территориальной дифференциации в части обеспеченности квалифицированными учителями отдаленных территорий.