КУРСОБзоР. Советы. Низкая самооценка подростка: чек-лист для решения проблемы

Самооценка очень важна для формирования личности, ведь это главный шаг на пути к успешной жизни. С самого начала дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно меняется под влиянием родителей и окружающих.

Заниженная самооценка у детей и подростков плохо отражается на их адаптации в обществе и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Психологи называют два фактора, влияющих на самооценку подростка: оценка в семье и самооценка подростка в значимой для него подростковой среде. «Курсобр» представляет вам небольшой чек-лист, который поможет быстро определить проблему, а также быстро ее разрешить.

Итак, к симптомам низкой самооценки у подростка относятся:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • постоянное самобичевание: «я плохой, меня никто не любит»;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если и получилось, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, проблемами и происходящими событиями.

 Как можно помочь ребенку, если вы наблюдаете у него хотя бы один признак из данного списка? Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку:

  • прежде всего, обнимайте и говорите ребенку о своих чувствах, эмоциях в его адрес;
  • не отзывайтесь негативно о его внешности, лучше помогайте следить за его внешним видом: подберите специальные средства для борьбы с возникшими подростковыми проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом);
  • делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков. Не «ты что дурак, как ты мог», а «да, твое поведение сегодня было не очень, давай разберемся в причинах»;
  • регулярно хвалите, но только конструктивно и по существу, а не просто «молодец»;
  • не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей;
  • уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению и не унижайте его достоинство;
  • помогите найти его собственный стиль и научите правильно сочетать вещи;
  • помогите ему достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное – определите их;
  • научите ребенка отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди, и будут больше уважать ровесники, что только повысит его самооценку.