КУРСОБзоР. Советы. Кризис семи лет или так ли страшен чёрт как его малюют

 

«В кризисный период развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер».

(Советский психолог Л.С.Выготский)

Если Вы читаете данную статью, смеем предположить, что Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года и трех лет. И поскольку кризис семи лет обычно совпадает с моментом, когда малыш идет в школу, данная статья будет особенно актуальна родителям новоиспечённого первоклассника. Однако, кризис семи лет может начаться задолго до этого возраста (иногда даже в пять лет). У некоторых детей он протекает не столь выражено и не так остро, как остальные возрастные кризисы, однако, данный кризис приносит много противоречий и новообразований в жизнь ребенка.

Если до 7-ми лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.

Что такое кризис и можно ли обойтись без него?

В психологическом смысле кризис – это расхождение между существующими потребностями и условиями жизни или уровнем развития. Например, у малыша появилась потребность в самостоятельности, а условия таковы, что одеться он не может без помощи родителей. У него потребность, чтобы к нему относились, как к взрослому, но он еще не готов брать на себя ответственность за свои поступки, и родители поступают с ним, как с ребенком. Всё это ваша история? Не волнуйтесь! Кризис – это совокупность факторов: это и психология, и гормоны, и физиология тела, и нейрофизиология. И если ребёнок развивается в рамках неких общепринятых норм, то кризисы – это прекрасно, и они должны быть.

Что же происходит на самом деле?

Если в 3 года мы говорим о том, что у ребёнка появляется Я, то в 7 лет у ребёнка появляется «Я социальное». Мышление ребенка в это время начинает приобретать большую критичность и логичность. Он способен более точно анализировать и оценивать окружающую действительность, в том числе, поведение и поступки окружающих людей. Теперь на смену неопределенным мечтам о взрослости, приходит желание стать равным взрослому и самому принимать решения, при этом зачастую ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей и вступает с ними в противоречия, которые иной раз доходят до открытых конфликтов.

Теперь он замечает те мелочи, на которые раньше не обращал внимания, и может применить свои наблюдения в качестве аргумента, когда отстаивает свою точку зрения. «Почему я не могу съесть мороженое на улице? Вот папа, он ходит на работу без шапки, и нет у него никакой ангины!»

 Но прежде чем малыш-дошкольник «вдруг» повзрослеет, у него на протяжении пяти-восьми месяцев могут проявляться нижеописанные симптомы.

ВАЖНО: у одних детей может проявиться всего один симптом, у других – вообще ни одного. Бывает такое, что этот возраст у детей проходит гладко, поэтому если у Ваших детей нет данных проявлений – не надо их искать!

  • Замечается повышенная плаксивость. Обычно родители говорят, что ребёнок «заводится» с полуоборота и психует по любому поводу;
  • Один ребёнок может стать стеснительным, а другой раскрепощённым: перестаёт ощущать рамки и границы, а также чувство опасности;
  • Появляется много фобий даже у слишком неудержимых и озорных детей: многие из них начинают бояться темноты, отчего чаще приходят среди ночи к родителям;
  • Вполне сговорчивых и покладистых ранее детей начинает загонять в тупик необходимость сделать выбор, потому что они не знают, чего хотят, из-за чего переживают психоз по этому поводу;
  • Может нарушиться режим сна и аппетит: многие родители говорят, что дети в этот период становятся жуткими консерваторами – одни едят только макароны, другие – пищу конкретного цвета. Кстати, то же самое можно сказать об игрушках и одежде;
  • Дети тяжело вступают в новые контакты с другими детьми, чаще затевают драки, становятся обидчивыми и даже агрессивными;
  • С трудом переживают любой проигрыш – в этот период он воспринимается как трагедия;
  • Развивается эмпатия – ребёнок реагирует на чувства других, например, с одной стороны, ему может быть жалко маму, а с другой – может даже над ней издеваться, проверяя её эмоции и ищя границы допустимого,– одним словом – взрослеет!

Помните, что любые кризисы – это показатели того, что Ваш ребёнок развивается в рамках неких общепринятых норм, а значит не стоит их бояться. Ведь главное, это как Вы будете себя вести и как Вы будете реагировать на них, ведь при правильном поведении родителей кризисы могут пройти почти незаметно как для семьи, так и для ребёнка.


КУРСОБзоР – это специальная рубрика портала КУРСОБР в которой мы представляем наш взгляд на современную систему образования, интервью и мнения профессионалов по актуальным вопросам