КУРСОБзоР. СОВЕТЫ. Чтение как традиция

Вместо того чтобы развивать в себе и детях читательскую способность проникать в авторский замысел, проживать его, осознавать эти переживания, наслаждаться совершенством произведения и вступать в диалог с автором, мы привычно обманываем себя и детей: якобы вычитываем из художественного произведения банальные истины и полагаем, что читать легко, что мы это умеем. А ребенок доверчиво перенимает наше отношение к искусству, чтобы со временем передать его своим детям. Идет воспроизводство бездумного и поверхностного восприятия искусства.

Как это исправить?

  • необходимо ввести в классе традицию – каждые две недели ходить в районную библиотеку, знакомиться с книгами, учиться их выбирать и самостоятельно читать;
  • примерять на себя разные роли: читателя, критика, языковеда, художника-иллюстратора. Завести свою библиотеку, куда мы будем выставлять наши книги, которые прочитали;
  • делиться друг с другом нашими иллюстрациями к книгам, а так же рассказывать о том, почему выбрали именно ту или иную книгу, и кто нам в этом помогал;
  • рассказывать об авторе, о чем прочитали и что нового узнали, понравилась книга или нет, рекомендуем ли мы ее своим друзьям или советуем выбрать другую;
  • учиться писать стихи, делать проекты, вместе читать и писать фантастические истории и сказки, играть в игры и писать письма своим потомкам чернилами и перьевыми ручками.

Зачем это все нужно?

  • для всестороннего развития личности ребенка;
  • для формирования ораторского искусства – растим читателя, писателя, оратора;
  • для развития артикуляционного аппарата;
  • для развития фантазии и воображения, способности сочинять.

Каким образом это можно воплотить в жизнь?

  • семейные походы в библиотеку по выходным;
  • школьный литературный журнал;
  • месяц известного автора;
  • маршрутный лист по театрам;
  • буктрейлеры (короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. Цель буктрейлера – рассказать о книге, но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к ее прочтению).

Что важно?

Формирование способности к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях) является важной составляющей саморазвития и самообразования.