Кто решает вопрос перевода школ на дистанционное обучение?

Кто решает вопрос перевода школ на дистанционное обучение?

В соцсетях и региональных СМИ очень много разноречивой информации, мнения кардинально противоположные: за и против дистанционного обучения, сколько людей – столько мнений. В комментариях к предыдущей нашей статье приводятся как конструктивные аргументы, так и субъективные доводы на грани фанатизма. В пору уже проводить всенародное голосование.

В июне Владимир Путин поручил Министерству просвещения РФ в срок до 1 ноября подготовить предложения по развитию дистанционного обучения при сохранении приоритета традиционного обучения. Из уст руководства Минпросвещения мы слышим, что принятие решения о переходе на дистанционное обучение отдано на откуп регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и требований Роспотребнадзора.

Попробуем рассмотреть данный вопрос с юридической стороны:

На днях Рособрнадзор дал разъяснения, и за это можно поблагодарить Анзора Музаева.

1. Согласно указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 полномочиями по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекцией, наделены руководители субъектов РФ. В том числе они принимают решения об определении режима работы образовательных организаций своего региона или на отдельных территориях региона.

То есть губернаторы с учетом рекомендаций Роспотребнадзора и государственных санитарных врачей субъектов РФ решают переводить или нет школы на дистанционное обучение в конкретном муниципалитете и регионе в целом.

2. В соответствии с Законом об образовании образовательная организация вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для дистанционного обучения, использовать для организации обучения.

То есть директора школ с привлечением коллегиальных органов управления школой (попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.д.) вправе самостоятельно принять решение о используемых технологиях для организации дистанционного обучения.

А теперь данный вопрос с практической стороны:

1. Отрасли «Образование» исторически присуща жесткая вертикаль при принятии решений: образовательная организация – муниципальное управление образованием – региональный орган управления образованием – Минпросвещения России. К этому стоит добавить, что внутри самой школы соблюдается тоже вертикаль: учитель – завуч – директор. А как мы знаем вертикально-интегрированным структурам присущ консерватизм и ориентация на вышестоящий уровень. Следовательно, в текущей непростой ситуации брать на себя ответственность мало кто возьмется.

Чтобы не решил директор школы (действие или бездействие), крайним будет именно он!

2. Единое решение о формате обучения и использовании единой платформы на уровне субъекта РФ принято лишь в Москве. Формат: очно обучаются с 1 по 5 класс, дистанционно – с 6 по 11 класс. Платформа: Московская электронная школа и для видео-онлайн уроков Microsoft Teams.

Принятие единого системного решения по стране, к сожалению, невозможно, и вряд ли стоит ожидать от Минпросвещения чудо-прорыва к 1 ноября. Уж очень «широка страна моя родная», проблемы с инфраструктурой (скорость Интернета, отсутствие гаджетов, рост безработицы), да и денег столько нет как у Москвы и, как следствие, усиление образовательного неравенства.