Кризис в образовании страшен, но его последствия ужаснее

Кризис в образовании страшен, но его последствия ужаснее

Затяжная стрессовая ситуация, в которой оказалась российская молодежь в 2020 году, угрожает отложенными рисками, начиная со снижения качества образования и подготовки, заканчивая последствиями возможного девиантного поведения – преступность, алкоголизм, наркомания, вплоть до полного разрушения личности. Попробуем разобраться в причинах и вызовах, стоящих перед сферой образования.

Используем формулу: «вызов – причина».

1. Неопределенность и социальная напряженность у молодежи – обусловлены путаницей с количеством экзаменов и переносами сроков ЕГЭ для выпускников школ, потерей рабочих мест и возможностей подработки студентами, неудовлетворенностью качеством дистанционного обучения, проблемами трудоустройства выпускников ссузов и вузов.

2. Усиление образовательного неравенства — увеличившаяся в результате экономического кризиса дифференциация в доходах семей отражается на разной степени доступности ресурсов и инфраструктуры электронного обучения и дополнительного образования, росте несправедливой конкуренции за бюджетные места и сокращении источников для оплаты обучения в вузах.

О вышеуказанных проблемах и их последствиях мы неоднократно публиковали статьи, приведем некоторые из них в хронологическом порядке:

1. Стресс-тест по переходу на онлайн-обучение в школе провален

2. Тяготы и лишения, выпавшие на долю студентов весной 2020 года

3. Бесплатное образование в условиях кризиса

4. Неопределенность со сроками ЕГЭ усиливает образовательное неравенство

5. 5 важных новостей российского образования.

Дополним нехарактерной для большей части российского общества, но не менее серьезной проблемой, связанной с разрушением мечты у детей, некоторые из которых планировали поступить на учебу за границу, кто-то еще зимой-весной был зачислен в зарубежный вуз, получили гранты или стипендии, но не смогут уехать. Кто-то мечтал после завершения бакалавриата в России поступить в магистратуру ведущего мирового университета. Для некоторых выпускников вузов заграничная стажировка по обмену от университета или потенциального работодателя была шансом поучиться в другой стране для получения бесценного опыта, с надеждой применить его в России.

Смогут ли они осуществить свои намерения?

Безусловно, если не дискутировать по данной проблеме с учетом патриотической составляющей и плюсов для российского образования, можно констатировать, что разрушение не просто планов, а мечты является серьезным стрессом с плохими последствиями.

Но статистика последних десятилетий говорит в пользу тезиса – «дети уезжают за границу не учиться, а жить» (всеми правдами и неправдами пытаются закрепиться за рубежом), а это уже является проблемой для страны в целом («утечка мозгов»).