К вопросу об удовлетворенности родителей качеством образования

Авторы:
Собкин В.С., руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО», д-р психол. наук, проф., академик РАО;
Адамчук Д.В., заведующий лабораторией ФГБНУ «ИУО РАО».

В мае-июне 2016 г. в Ленинградской области был проведен социологический опрос по выявлению мнений родителей учащихся образовательных учреждений о качестве школьного образования. В ходе исследования были опрошены родители учащихся 1-х, 4-х, 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов начальной, основной и старшей школ. Всего опрошено 3574 респондента.

Рисунок 1. Численность опрошенных в зависимости от возраста детей (кол-во чел.)

Исследование предусматривало также и учет поселенческой специфики: 2036 респондентов являются жителями городских поселений; 1527 –сельских. Опрос проводился во всех 18 муниципальных районах Ленинградской области, май 2016г.

При этом исследование охватывало довольно широкий спектр вопросов, актуальных для современной школы:

  • Общая удовлетворенность родителей школой;
  • Основные причины неудовлетворенности родителей школой;
  • Удовлетворенность родителей знаниями, которые их дети получают в школе;
  • Оценка родителями кадрового потенциала школ;
  • Оценка педагогического коллектива школы;
  • Удовлетворенность родителей условиями организации учебного процесса;
  • Оценка состояния помещений образовательного учреждения;
  • Удовлетворенность родителей объективностью оценок и характеристика общей академической успеваемости ребенка;
  • Профильное обучение, профориентационная работа в школе и образовательные планы учащихся;
  • Дополнительное образование;
  • Репетиторство:распространенность и мотивация;
  • Свобода самовыражения на уроке, распространенность конфликтных ситуаций в школе.

В ходе исследования родителям учащихся было предложено ответить на вопрос, позволяющий в самом общем виде оценить общую удовлетворенность школой: «Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребенок?»

Результаты ответов показывают, что подавляющее большинство родителей удовлетворены образовательным учреждением, которое посещает их ребенок (таблица 1). При этом возраст ребенка (учащийся начальной, основной, старшей школы) фактически не оказывает влияния на долю удовлетворенных школой родителей.

Таблица 1. Общая удовлетворенность родителей образовательным учреждением (%)

Вместе с тем, количество удовлетворенных школой родителей (те, кто указал вариант ответа «в целом школа мне нравится») в заметной степени различается в разных административных районах Ленинградской области (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Мнения родителей учащихся относительно удовлетворенности образовательным учреждением в различных районах Ленинградской области (%)

Так, следует обратить внимание, что в ряде районов области выше доля родителей, которые удовлетворены начальной школой, в других районах большую степень удовлетворенности проявляют родители старшеклассников.

Полученные данные свидетельствуют о том, что основными причинами неудовлетворенности родителей школой являются «отсутствие желаемой специализации школы, класса», «завышенный уровень требований к успеваемости ребенка», «плохая организация внеурочной деятельности» (таблица 2).

Таблица 2. Распределение ответов родителей учащихся начальной, основной и старшей школы на вопрос о причинах неудовлетворенности образовательным учреждением (%)

При этом в отношении некоторых причин неудовлетворенности школой наблюдаются заметные различия, связанные с возрастом ребенка. Рассмотрим их более подробно (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Ответы родителей детей различных возрастов о причинах их неудовлетворенности школой (%)

Как видно из приведенного рисунка, при переходе от начальной к основной школе заметно снижается количество родителей, которые не удовлетворены школой в связи с дополнительными финансовыми затратами. По всей видимости, ожидания родителей учащихся начальной школы, касающиеся «бесплатности» образования, по мере взросления ребенка теряют свою актуальность. Параллельно с этим значительно возрастает количество родителей, которые не удовлетворены школой в связи с отсутствием желаемой специализации школы или профильного класса. Вместе с тем от начальной к старшей школе последовательно увеличиваются доли родителей недовольных профессиональным уровнем педагогического коллектива школы и завышенными требованиями к поведению ребенка. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении такой причины неудовлетворенности, как «не сложились отношения ребенка с учителями».

В ходе исследования родители имели возможность выразить свое мнение о том, каких знаний, на их взгляд, школа дает их ребенку недостаточно. Если говорить о рейтинге знаний, дефицит которых отмечают родители, то лидирующие позиции занимают такие области как: «юридические знания», «знания иностранных языков», «технические знания», «эстетические знания», «экономические знания» и «знания в области компьютерного программирования». Реже всего родителями фиксируется дефицит «естественнонаучных», «гуманитарных» и «экологических» знаний.

В ответах родителей на данный вопрос не прослеживается сколь-нибудь выраженного влияния поселенческой специфики. В то же время статус образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, явно дифференцирует ответы родителей учащихся старшей школы (см. таблицу 3).

Таблица 3. Распределение ответов родителей учащихся старшей школы, обучающихся в образовательных учреждениях с различным статусом, на вопрос о дефиците образовательной программы в различных областях (%)

Анализ ответов родителей о том, каких знаний в школе дети получают недостаточно, показывает, что лидирующие по дефициту позиции занимают такие области как: «юридические знания», «знания иностранных языков», «технические знания», «эстетические знания», «экономические знания» и «знания в области компьютерного программирования». Реже всего родителями фиксируется дефицит «естественнонаучных», «гуманитарных» и «экологических» знаний. Сформулированный таким образом «социальный заказ» со стороны родителей на необходимые знания и формируют ближайшую перспективу развития школы, которая позволит позитивно влиять на удовлетворенность родителей качеством образования.