ЭКСПЕРТЫ ПРОТИВ ВОЗВРАТА СПЕЦИАЛИТЕТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Эксперты считают, что бакалавриат, в отличие от специалитета, не привязывает человека к конкретному рабочему месту, а дает возможность понять, стоит ли идти в магистратуру за углубленными знаниями. Они уверены в эффективности существующей системы подготовки учителей в России, отказ от которой лишит ее гибкости.

Народный учитель России, директор московского центра образования «Царицыно» №548 Ефим Лазаревич Рачевский видит смысл возврата специалитета в том, если бы добавленный год был потрачен на практику в школе. Просто добавлять какие-то предметы бессмысленно. Плюсы магистратуры он находит в том, что никто не заставляет идти туда после бакалавриата. В идеале после его окончания выпускнику нужно поработать пару лет в школе, чтобы дальше выбрать магистратуру на осознанном уровне.

Также Ефим Лазаревич видит некое противоречие между компетенциями, которые нужны в школе, и теми, что дают в педвузах, так как действительно чему-то научиться можно, только пробуя и практикуясь, а не конспектируя лекции.

«Только такое решение будет полезным. А сидение не четыре года, а пять лет ничего не даст. Способному человеку достаточно четырех лет», – уверен он.

Академик Российской академии образования (РАО), заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург также подчеркивает гибкость существующей системы, а потому невозможность ее быстрой отмены.

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко тоже признает продуктивность системы бакалавриата и магистратуры, но подготовку будущих педагогов, по его мнению, следует осуществлять по трехуровневой модели: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Реморенко поясняет, что бакалавриат дает общую подготовку и помогает студенту определиться со своей заинтересованностью работы в школе. Магистратура позволяет более глубоко освоить определенные педагогические навыки, если студент понимает зачем и для чего ему это надо. Тем более, магистратура позволяет выпускникам с не педагогическим образованием добавить требуемые педагогические компетенции и получить диплом педагога. Аспирантура посвящена непосредственно научной работе и еще более углубленному изучению предмета.