Яковлев Владимир Вячеславович, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР, МБОУ «Большеколпанская СОШ»

Яковлев Владимир Вячеславович, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР, МБОУ «Большеколпанская СОШ», Гатчинский район, Ленинградская область

Наиболее интересной и полезной новацией, реализованной нами в области оценки и управления качеством образования, я считаю организацию работы учителей над методической темой по самообразованию

Исследования в области педагогического образования показывают, что становление, рост и творческое развитие любого специалиста может быть эффективным только при условии, что процесс повышения квалификации не сводится к передаче профессиональных умений и знаний, а направлен на стимулирование личности к приобретению широкого круга знаний, развитие познавательных запросов в различных областях жизни.

Раскрытие основополагающих элементов исследовательского характера педагогического труда в различных его видах, включая осмысление и обобщение собственного опыта, опыта других педагогов, является одним из основных направлений работы любого учителя.

В настоящее время деятельность педагога требует постоянного анализа, оценки выбранных форм и методов обучения, педагогических технологий. В результате сама система такой работы становится исследовательской. Можно сказать, что исследовательская деятельность предполагает интегративное системное аналитическое видение практики, что приводит к прогнозированию и моделированию разнообразных учебно-педагогических ситуаций и оценке их результативности.

Целями любого исследовательского проекта, к которому можно отнести и работу над методической темой по самообразованию, являются: выявление особенностей темы работы; поиск наработанного материала; проверка гипотезы опытно-экспериментальным путём; определение условий, мешающих и помогающих работе; коррекция полученных результатов и их реализация; прогнозирование результатов работы в дальнейшем.

Результатом повышения квалификации является ведение учителем опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, которая может осуществляться по двум направлениям: по содержанию предмета и по педагогической проблематике. Мы выделили следующие блоки, по которым может строиться работа над темой по самообразованию: предметный общенаучный, предметно-методический и проблемно-квалификационный. Каждый блок имеет свою специфику для образовательных областей.

  1. Предметный общенаучный блок:
  • Философско-методологические основы изучения области предметного педагогического знания (русский язык, химия и т. д.);
  • Актуальные проблемы развития науки и их отражение в предметных областях педагогического знания;
  • Психолого-педагогические основы освоения предметного содержания;
  • Информационные технологии их использование в предметных областях педагогического знания;
  • Современные концепции содержания образования;
  • Методы и технологии проектирования образовательных программ.

  1. Предметно-методический блок:
  • Актуальные вопросы общей методики;
  • Новое содержание образования (вариативность программ и учебников);
  • Трудные вопросы в изучении нового содержания образования;
  • Урок в системе развивающего обучения;
  • Система диагностических работ по предмету;
  • Проблема аттестации по уровню обученности и обучаемости.

  1. Проблемно-квалификационный блок:
  • Методологическая и рефлексивная культура учителя;
  • Системное видение педагогической реальности;
  • Формирование проектной культуры и творческих способностей учителя;
  • Освоение предметной области и нового содержания образования:
  • Использование инновационных педагогических технологий;
  • Моделирование образовательных программ.

Для организации качественной работы над методическими темами по самообразованию учителей необходимо соблюдать следующие условия:

  • Технология работы над методическими темами по самообразованию основывается на особенностях деятельности школы;
  • При организации работы над методическими темами по самообразованию учитывается личные и профессиональные качества учителей;
  • В процессе данной исследовательской деятельности создаются условия для выявления и развития одарённых детей;
  • Используется интегративный подход;
  • Профессиональная деятельность и развитие педагогов являются способом развития учащихся и повышения качества образования.

Предлагаем вашему вниманию возможный вариант организации работы в школе над методической темой по самообразованию учителей.

Положение (примерное)

о работе над методической темой по самообразованию учителей

  1. Общие положения
    • . Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.
    • . Уровень сформированности профессионализма зависит от характера отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом; видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.
  2. Выбор темы.
    • . Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
    • . При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.
  3. Сроки работы над изучением темы.

1.1. В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от трех до пяти лет.

  1. Содержание программы самообразования.
    • . Тема самообразования.
    • . Цель изучения данной темы.
    • . План самообразования по форме:

Этапы

работы

Содержание деятельности Сроки Подведение итогов
1. Поиск и составление библиографии по теме самообразования (список пополняется в течение времени самообразования) сентябрь На методическом объединении, на заседании творческой группы
2. Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. (Посещаются уроки, анализируется литература, проводится анкетирование и тестирование учащихся и учителей.) Октябрь

декабрь

На методическом объединении, на заседании творческой группы
3 Проектирование собственного педагогического поиска. (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.) Консультации у руководителей районных методических объединений, в Ленинградском областном институте развития образования). январь На методическом совете школы, заседаниях районных методических объединений, в Ленинградском областном институте развития образования
4 Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель. (Приглашает коллег для анализа, проводит срез работ по целям самообразования, фиксирует результаты в сравнительных таблицах, приходит к выводу – то ли получено, что планировано было получить.) Февраль март При анализе открытых уроков, собеседовании с руководителями методических объединений
5 Рефлексия. Оформление и представление результатов самообразования в виде методических рекомендаций, дидактических разработок, планов, реферата, статей и т.д. Апрель май Выступления педагогическом совете, методическом совете, на заседании методического объединения, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. д.

  1. Контроль за самообразованием педагогов.
    • В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица:
Предмет Ф.И.О.

Учителя

Этапы профессионального развития  
Развитие своего опыта Освоение чужого опыта Освоение научной разработки Создание новой практики через эксперимент
    Проблема, по которой ведётся исследование Изучение и анализ наработанного материала Практико-ориентированный анализ Программа опытно-экспериментального исследования
             

1.2. По итогам работы над темой самообразования заполняется лист «успешности учителя» и проводится корректировка профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.

Хочется также представить опыт работы школьной экспериментальной площадки: «Формирование духовно-нравственных потребностей школьников в учебно-воспитательном процессе».

Цель создания школьной экспериментальной площадки – развитие духовно-нравственных потребностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Задачи опытно-экспериментальной работы в рамках школьной площадки были следующими:

  1. Выявить доступные пути формирования духовно-нравственной личности школьников.
  2. Создать в школе педагогические условия для развития духовно-нравственных потребностей школьников.
  3. Сформировать мировоззрение школьников на основе выявленных духовно-нравственных потребностей.
  4. Повысить качество учебно-воспитательного процесса в целом.

Механизм реализации программы опытно-экспериментальной работы

Негативные явления в школьной образовательной среде Управленческие шаги по преодолению препятствий Ожидаемый результат
Низкий уровень мотивации учителей к инновационной деятельности в школе Создание инициативной творческой группы учителей;

разнообразное стимулирование работы учителей творческой группы

Переход школы из режима функционирования в режим развития
Неподготовленность педагогического коллектива к перемещению акцентов в работе с обучения на развитие и воспитание Обучение педагогов творческой группы через методические семинары, круглые столы, посещение лекций, конференций;

Заслушивание отчётов о ходе опытно-экспериментальной работы на заседаниях методических объединений, педагогических советах

Изменение профессионального сознания учителей школы;

осознание своей миссии прежде всего как учителя – воспитателя;

распространение опыта работы учителей творческой группы

Неумение учащихся осуществлять самовоспитание, саморазвитие, самообучение Создание программы ученического самоуправления в школе Становление и развитие ученического самоуправления в школе

План работы школьной экспериментальной площадки

Этапы работы Содержание работы Сроки испол-нения Ответственные Прогнозируемый результат
1. Диагно-стический этап. Изучить философской, методической, психолого-педагогической литературы.

Проанализировать действующие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, мировой художественной культуре; государственные образовательные стандарты.

Изучить профессиональные возможности и потребности педагогов.

Изучить возможности возрастных групп учащихся для проведения экспериментальных исследований по теме.

2005-2006 Научный руководитель (НР), зам. дир. по УМР, педагог-психолог Уточнение плана работы над темой.

Выбор разделов программ, тем для апробации экспериментальных материалов.

Определение ТГ учителей для участия в экспериментальной работе.

Выбор контрольных классов и классов, привлекаемых к участию в экспериментальной работе.

2.Прогно-стический этап. Конкретизировать задачи экспериментальной работы.

Организовать констатирующий этапа экспериментальной работы с учащимися.

2006-2007 НР, зам. дир. по УМР, творческая группа учителей (ТГ) Создание банка методов, средств исследования.

Определение критериальной базы.

Выявление уровня актуальности духовно-нравственных понятий для учащихся.

3.Органи-зационный этап. Проанализировать духовно-нравственных проблем, актуальных для современного образования, в творческом наследии мыслителей, писателей, педагогов.

Изучить литературного, лингвистического, исторического, культурологического материала для экспериментальной работы.

Разработать анкеты для учащихся и преподавателей.

Разработать материалы элективных, факультативных курсов, систем уроков, внеклассных мероприятий;

Разработать программу ученического самоуправления.

Апробировать для учащихся 10-11 классов элективных курсов «История русской общественно-политической мысли России 19-20 веков», «Основы философской культуры» и др.

Апробировать системы уроков по предметам гуманитарного цикла, в начальных классах.

Организовать обучающего этапа экспериментальной работы с учащимися.

2007-2008 НР, зам. дир. по УМР, ТГ, педагог-психолог Актуализация философско-педагогических, духовно-нравственных проблем в творчестве И. А. Ильина и других мыслителей.

Определение круга литературного, обществоведческого, культурологического материала.

Разработка творческих работ для учащихся, анкет для школьников и преподавателей.

Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность на различных предметах.

4. Практический этап. Организовать работу эксперимента в рамках урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы.

Организовать формирующий этап экспериментальной работы с учащимися.

2008-2009 НР, зам. дир. по УМР, зам. дир. по ВР, ТГ, педагог-психолог Переосмысление общечеловеческих мировоззренческих категорий; осознание школьниками необходимости духовно-нравственного роста.
5.Обобща-ющий этап. Провести анализ экспериментальной работы, обобщить результаты на заседаниях ТГ, методических объединениях, педсоветах.

Организовать контрольный этапа экспериментальной работы с учащимися.

2009-2010 НР, зам. дир. по УМР, ТГ, педагог-психолог Распространение опыта работы через участие в семинарах, конференциях; публикации.

Изменение духовно-нравственных потребностей

школьников.

Анализ результатов обученности в экспериментальных и контрольных классах, итоги анкетирования учащихся и педагогов, уровень развития школьного самоуправления позволили говорить о следующих результатах опытно-экспериментальной работы школы:

  • — произошла актуализация духовно-нравственных качеств учащихся, что подтверждается результатами анкетирования школьников и педагогов;
  • — изменились духовные потребности и ценностные смыслы учащихся под влиянием концепции обновления духовной личности, выявленной нами у И. А. Ильина;
  • — выявлены педагогические условия, влияющие на духовно-нравственное воспитание школьника в современном образовательном процессе: направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании образования; обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциала образования;
  • — показана возможность привлечения на уроках дополнительного материала, что позволяет настраивать учащихся на дальнейшее изучение материала, внимательное прочтение художественного произведения, способствует формированию познавательного интереса к учебно-воспитательному процессу.

Таким образом, обращение к философско-педагогическим идеям И. А. Ильина выводит учащихся на новый путь осмысления учебного материала, способствует развитию их мировоззрения, помогает переосмыслить духовно-нравственные ценности, приводят к позитивным воспитательным достижениям не только в урочной, но и во внеурочной и внеклассной работе, способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса в школе.