ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ: ТОГДА И СЕГОДНЯ

 
Первый институт благородных девиц, называвшийся «Смольный», открылся в 1764 году по распоряжению Екатерины II. Его целью было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Со временем утвердилось представление, что детям из хороших семей подобает учиться, но были и соображения практического характера. Учиться в институте было престижно, а родителям не приходилось организовывать домашнее обучение. Выпускница считалась достаточно знающей, чтобы выйти замуж и вести дом – или стать гувернанткой, учительницей и самой себя обеспечивать.

Блестящим ученицам доставались лучшие педагоги

Изначально Смольный открыли только для девочек-дворянок, но уже в следующем году появилось отделение для «мещанских девиц». В других учреждениях разделения не было вовсе. Например, в Елизаветинский институт принимались не только дворянки, но и дочери купцов, чиновников и других сословий.

Поступить в институт могли девочки 10-11-ти лет, успешно сдавшие вступительные экзамены. Первостепенно проверяли знание французского языка, и в зависимости от результата девочку записывали в тот или иной класс. Самым лучшим ученицам преподавали лучшие педагоги, и у них была самая сильная программа.

Деньги тратили только с разрешения классных дам

Работой института, как правило, руководила начальница, которой помогали инспектрисы, классные дамы и пепиньерки – выпускницы, проходившие дополнительный курс, чтобы стать профессиональным педагогом: все они жили в здании института.

В классе могло быть несколько десятков человек, на них приходилось как минимум две классные дамы, с каждой из которых полагалось говорить только по-французски и по-немецки.

Классные дамы дежурили при воспитанницах, присутствовали на уроках, следили за поведением, записывали проступки и назначали наказания. Кроме того, у них хранились деньги, которые родители присылали девочкам, чтобы те не потратили их на что-нибудь недостойное.

Поведение институтки была главной заботой её классной дамы и всего начальства. В классе запрещалось разговаривать и обмениваться записками. На переменах следовало беседовать вполголоса и чинно ходить, бегать – ни в коем случае.

Программа соответствовала нашей средней школе

Программа институток примерно соответствовала нашей средней школе: русский язык и литература, чистописание, математика, биология, география, история, физика, минералогия, иностранные языки, Закон Божий, музыка, танцы, рисование, рукоделие, ведение хозяйства. Выпускницы вспоминали, что обучение русскому языку и литературе было слабым, зато на чистописание тратили много часов. Естественные науки преподавались не везде и времени на них выделялось мало, зато историю и географию учили много лет. Много внимания уделялось и музыке с рукоделием, но ведение хозяйства было девочкам не знакомо, поскольку к плите их даже не подпускали. Чаще всего обучение длилось 6 лет.

Мужчины преподавали всё, кроме музыки

Учителями в институтах были мужчины: всё дело в том, что в те времена высшее образование было доступно только мужчинам, и преподавательниц с таким же уровнем подготовки просто не существовало. Но поскольку занятия музыкой были почти всегда индивидуальные и нельзя было рисковать нравственностью воспитанницы, оставляя ее наедине с преподавателем-мужчиной, музыку преподавали только женщины.

На сегодняшний день возрождение Смольного института благородных девиц можно наблюдать в лице филиала Московского кадетского корпуса «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», который открылся в Санкт-Петербурге на Бычьем острове с 1 сентября 2019 года. В учреждении могут обучаться дочери проходящих военную службу в отдалённых гарнизонах, дети погибших военнослужащих и участников боевых действий, награждённых государственными наградами, девочки из неполных и многодетных семей.

Только на этот год воспитанниц уже набрали — 240 человек в 5-7-е классы. На всех учебных курсах — по шесть классов (как и во времена Екатерины II), в каждом из которых не более 20 человек. Сегодня обучение в пансионе строится в зависимости от профилей (инженерный, спортивный, медицинский, экономический и дипломатический), но помимо школьной программы девочек учат и другим предметам: танцам, вокалу, иностранным языкам, живописи, верховой езде, фехтованию, тхэквондо и самбо. Современные выпускницы пансиона по окончании учёбы могут пойти не только в гражданские, но и в военные вузы.

В пансионе строго следят за дисциплиной: подъём, завтрак, утреннее построение, уроки, ужин расписаны по минутам. Выйти за территорию пансиона в увольнение разрешают не чаще раза в месяц, зато зимой и летом они проводят каникулы с семьями.

«Я знаю, что было много желающих, чтобы такой пансион появился, в том числе в Петербурге, — отметил депутат петербургского Законодательного собрания Игорь Высоцкий. Все девочки идут туда осознанно, ведь чтобы в него попасть, они проходят профессиональный отбор, с ними разговаривают психологи, так что «случайных» людей там нет».