КУРСОБзоР – это специальная рубрика портала КУРСОБР в которой мы представляем наш взгляд на современную систему образования, интервью и мнения профессионалов по актуальным вопросам


  

Кузьмин Павел Владимирович, директор ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, лауреат премии города Москвы в области образования.

  

Работа Московского центра качества образования направлена на решение задач повышения эффективности деятельности общеобразовательных организаций. Есть ли в организации программы для вузов? Не планирует ли ваш Центр расширить поле деятельности?

Деятельность Московского центра качества образования направлена на повышение качества столичного образования, на формирование региональной системы оценки качества образования, которая будет способствовать развитию школы и всей системы столичного образования.

Для московской системы образования очень важна преемственность обучения: от дошкольного обучения к школе и от школы к вузу. 

В столице успешно функционирует проект по созданию инженерных, медицинских, академических и кадетских классов. Благодаря этому у ребят появилась возможность заниматься в школьных и университетских лабораториях и практиковаться в различных компаниях и на предприятиях. Там они получают бесценные навыки и умения, необходимые для будущей профессии. Это не просто углубленное изучение предметов, а практико-ориентированное образование в высокотехнологичных медицинских и инженерных лабораториях, в центрах молодежного инновационного творчества и на площадках медицинских организаций и производственных предприятий. В процессе обучения в предпрофессиональных классах, старшеклассники могут выбрать курсы, связанные с их будущей специальностью.

Главный результат такого образования – формирование предпрофессиональных умений и осознанный выбор будущей профессии.

Предпрофессиональное обучение помогает сделать образовательный процесс индивидуальным, ведь он учитывает склонности и способности каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их профессиональными интересами и планами на будущее. Для этого в Московском центре качества образования была создана Лаборатория предпрофессионального образования. Она включает в себя три кластера, которые оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, поставляемым в образовательные организации города Москвы в рамках предпрофессиональных проектов:

  • «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования»;
  • «Медицинский класс в московской школе»;
  • «Инженерный класс в московской школе»;
  • «Академический (научно-технологический) класс в московской школе».

Лаборатория ориентирована на проведение занятий как с учащимися, так и с учителями-предметниками, а также со студентами педагогических вузов естественно-научной, технической, медицинской и инженерной направленности. Оборудование лаборатории позволяет осуществлять подготовку к предпрофессиональному экзамену. Все занятия проводятся с использованием инструментария и возможностей Московской электронной школы и являются бесплатными.

 

Центр имеет уникальную систему аттестации педагогов. Проходят ли это тестирование руководители образовательных организаций?

В Москве уже несколько лет успешно действует новая модель проведения аттестации на квалификационную категорию, которая создавалась с тем расчетом, чтобы максимально упростить педагогу прохождение этой процедуры и освободить его от сбора бумаг. Прохождение аттестации педагога зависит в первую очередь от динамики объективных результатов учащихся. Данная система аттестации дает возможность учителю заниматься своими прямыми обязанностями учить и воспитывать детей.

Ежегодно аттестацию в столице проходят 25 тысяч преподавателей.

Кроме того, любой педагог, директор или заместитель директора образовательной организации может проверить уровень своей профессиональной компетенции в нашем Центре независимой диагностики. Педагогическая диагностика проводится на добровольной основе по метапредметным умениям (для учителей начальной школы и воспитателей) и в формате ЕГЭ (для учителей старших классов). Каждый преподаватель получает свои результаты в личном кабинете и сам решает, поделиться ими (в соцсетях, представить коллегам, руководителю) или нет.

 

    

Какими качествами,по вашему мнению, должен обладать руководитель образовательной организации?

 

Сегодня директор образовательной организации – эффективный управленец, педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист в одном лице. Он разбирается в современных образовательных парадигмах и приоритетах, а также в перспективных образовательных технологиях, понимает суть и особенности педагогической работы.

  

Современный директор постоянно развивается и повышает свою профессиональную квалификацию, культивируя у своих подчиненных интерес к инновациям и новшествам. Но многое зависит и от команды. Директор формирует управленческую команду профессионалов, организует ее работу и не боится делегировать ответственность членам своей команды. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнерами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления. Современный директор школы обладает не только профессиональными компетенциями, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личными качествами, такими как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

Главная задача современного директора образовательной организации – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, а также находить пути их решения, правильно выстраивать приоритеты.

 

На данный момент цифровая экономика в образовании – очень актуальная тема. Что это для Вас? По Вашему мнению, влияет ли «цифра» на качество образования?

Сегодня компьютеры и гаджеты – незаменимые помощники в работе педагога. С их помощью уроки становятся интереснее и понятнее современным школьникам. Контрольные работы переводятся в электронный вид, цифровые технологии в онлайн-режиме проверяют работы школьников и выдают результат. С каждым годом московская система образования использует все больше технологических новинок, компьютерных технологий. Современная школа создает все условия для того, чтобы любой ученик и учитель проявляли и развивали себя, используя самое современное оборудование. 

Существует устойчивый миф, что виртуальная реальность – это в первую очередь игра и ей пока нет места в образовании.

Специалисты нашего центра его опровергают. Центром были созданы проверочный контент и система оценки качества образования в формате виртуальной реальности. Применение диагностик в формате VR способствует проверке не только знаний, но и умений учащихся, повышает эмоциональную составляющую, вызывает интерес у школьников, а также, что немаловажно, исключает возможность списывания.

  

На Всемирном саммите AQDAR в Абу-Даби особый интерес вызвала система «Московская электронная школа». Чем этот проект так покорил коллег из ОАЭ? Вы собираетесь выводить его на международный уровень?

Москва представила на саммите собственные проекты в сфере образования за последние восемь лет. Всего было около 100 экспонентов: московский стенд стал одним из самых больших и зрелищных. ​На нем были продемонстрированы технологии для оценки знаний учащихся в формате виртуальной реальности. Мы сделали стенд в формате квеста: это очень интересная концепция, когда участник, проходя регистрацию, попадал в зону предпрофессиональных классов, знакомился в виртуальной реальности с инженерными, медицинскими классами, с «Курчатовским проектом», а дальше попадал в зону диагностик. Особое внимание уделялось зоне «Московская электронная школа», посетителям было любопытно узнать, как строится урок, каков его сценарий, в чем особенности библиотеки МЭШ и как она может применяться в образовательном процессе. Формат квеста действительно оказался очень удачным. Особенно понравилось иностранным коллегам то, что занятия представлены не в виде роликов, а как сценарий, который каждый учитель может изменить под себя. По сути, благодаря стенду каждый желающий мог ощутить себя московским школьником. Гостей подробно знакомили с возможностями Московской электронной школы – диагностиками в формате виртуальной реальности и подготовкой будущих кадров в рамках программы предпрофессионального образования. Во многих странах, включая ОАЭ, в школах используется несколько приложений или цифровых платформ, отдельно реализующих функции электронного журнала: дневника, электронной библиотеки и конструктора уроков. Каждое приложение предоставляется в образовательные организации разными поставщиками. Посетители Всемирного саммита AQDAR в Абу-Даби отметили, что главное преимущество Московской электронной школы, по сравнению с продуктами, используемыми в Абу-Даби и в других городах на Ближнем Востоке, – единая цельная платформа, объединяющая и реализующая несколько функций. Особое удивление вызвал тот факт, что Московская электронная школа предназначена для использования не в одной конкретной школе, а с этой платформой работают абсолютно все школы такого мегаполиса, как Москва. Это позволяет унифицировать работу всех общеобразовательных организаций города. В самом Абу-Даби каждая школа работает с разными платформами и разными поставщиками.

Мы рассказали коллегам, что в Москве зарегистрировано 2,5 миллиона уникальных пользователей Московской электронной школы, которые могут единовременно работать на платформе, используя совершенно разные функции.

Говоря о выведении проекта на международный уровень, можно сказать,что наш центр всегда открыт для взаимодействия.​

 

Ваши пожелания порталу «КУРСОБР».

Желаю порталу «КУРСОБР» активно развиваться в выбранном направлении, продолжать развивать уникальное информационное пространство, объединяющее различные аспекты оценки и управления качеством образования, делиться с читателями актуальной информацией и интересными событиями в сфере образования. А также открывать новые подходы к процессу обучения, обеспечивать безопасность семьи и школы в современном информационном пространстве.

 

 Ольга Мошкина
корреспондент портала КУРСОБР