ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА – КАКАЯ ОНА?

Ученые из Московской высшей школы социальных и экономических наук назвали критерии идеальной школы в России. Елена Ленская – декан факультета менеджмента в сфере образования поделались своим мнением в интервью с «Российской газетой».

  1. Идеальная школа – это, прежде всего, небольшая школа на 500-800 учеников, где ученики не обезличиваются. Поддерживать стоит именно слабые школы, как в Эстонии, которая уже второй раз занимает в исследовании PISA 1-ое место среди европейских стран. Там вкладывают деньги не в элитные школы крупных городов, а в маленькие сельские или островные школы, имеющие меньше возможностей.
  2. Идеальная школа – это демократичная школа, где царит уважительная обстановка и нет буллинга. Россия сегодня входит в топ-10 по буллингу!
  3. В идеальной школе домашние задания не занимают более 45 минут в день и обязательно проверяются. Ученик должен получать отклик на каждую выполненную работу. Важно, чтобы повышалась самооценка ребенка, и чтобы он знал, как ему исправить ошибки. В Финляндии и в других странах давно пришли к этому.
  4. Идеальная школа – это когда «началка» длиннее, чем 4 года. В России на сегодняшний день самая короткая начальная школа, в то время как во всех успешных странах, включая Финляндию, шестилетняя.
  5. В идеальной школе все работает как единая команда. Есть своя система профессионального развития педагогов, строящаяся вокруг учеников. Внутришкольная система профессионального развития позволит обсуждать не типичные, а вполне конкретные проблемы, возникшие в данной школе.
  6. В идеальной школе ученики не списывают.
  7. В идеальной школе на уроках говорит не учитель, а ученик.
  8. В идеальной школе директор или учитель не может работать в одной школе больше 5 лет (на примере Южной Кореи, Японии, Сингапура). Это сделано для того, чтобы хорошие педагоги смогли работать во многих школах.
  9. В идеальной школе профильное обучение не будет таким массовым. Как правило, выбор профессии и дальнейшего обучения ребенок делает к концу школы, а многие успешные люди меняли свои замыслы непосредственно перед поступлением.

«Мы хотим загнать детей в какие-то рамки и разными способами – льготами при поступлении в вузы, дополнительными баллами после профильных классов закрепляем у ребенка неправильный выбор. И он остается с этим выбором», – уверена Елена Ленская.