Госполитику в школьном образовании осуществляет не Минпросвещения РФ

Госполитику в школьном образовании осуществляет не Минпросвещения РФ

В одной из предыдущих статей мы задались вопросом о роли Минпросвещения с точки зрения государственной политики в образовании. Руководство Минпросвещения все актуальные вопросы в системе школьного образования страны (дистанционное обучение, карантин, удаленная работа учителей и соответствующие к ним требования) сводит к эпидемиологической обстановке, а следовательно, перекладывает ответственность на Роспотребнадзор и губернаторов, муниципалитеты и школы, учителей и родителей.

В другой статье мы подвергли критике мега-инициативы Минпросвещения по цифровизации: ЦОС (цифровая образовательная среда), создание аналогов TikTok и Zoom.

Процитируем одного из подписчиков нашего канала: «Зачем губы красить, если шея грязная? Или зачем вливать огромные деньги на цифровизацию, если зарплата у учителей нищенская?!».

В образовании при любом формате обучения (очном, дистанционном, нейро-когнитивном, фантастическом) роль учителя была, есть и будет определяющей.

Если возражений по данному тезису ни у кого нет, то возникает несколько ключевых вопросов:

1. Почему не повышается зарплата учителей?

2. Почему нет компенсаций учителям:

— работающим при очном обучении в существенно ухудшившейся эпидемиологической обстановке, по аналогии с врачами (хотя бы в меньшем размере)?

— работающим при дистанционном обучении для покрытия затрат на Интернет-трафик, программное обеспечение, изготовление соответствующего дополнительного цифрового контента?

Не будем отвечать самим себе радикальным образом. Но в качестве одной из гипотез приведем следующую. Руководству Минпросвещения проще освоить огромную сумму на новых громких проектах по цифровизации, ведь в случае успеха этим можно блеснуть и отчитаться. Нежели решать проблемы «последней мили» (интернет и софт) или раздачи денег методом «каждой сестре по серьге» (зарплата и компенсации). За это даже и не поблагодарят, а примут как само собой разумеющееся.

Должен быть политический запрос «сверху», как в случае с бесплатным питанием учащихся начальной школы с 1 по 4 класс. По началу тоже многие скептически отнеслись к данной инициативе, мол денег нет. Но как только наверху «вежливо попросили» исполнить поручение, деньги сразу же нашлись.

Следовательно, госполитика в образовании полностью сконцентрирована уровнем выше, чем Минпросвещения, ждать от которого дельных инициатив, направленных на решение ключевых проблем школьного образования, не приходится.