Попенкова О.Э., директор Методического центра г. Ивантеевки Московской области, к.п.н., доцент, отличник просвещения РФ, заслуженный работник образования Московской области


Качество образования в основной школе обычно ассоциируется с проблемами. Не только практики, но и исследователи говорят о снижении успеваемости и даже о низких образовательных результатах, о падении мотивации школьников и о многих других симптомах «проблемной ситуации». В чем же суть проблемы и ее основные причины? Где искать решения? Свое видение представили наши эксперты, ведущие российские ученые и представитель педагогического сообщества.

 

Проблема снижения успеваемости в основной школе хорошо видна с муниципального уровня. Мы видим данные по всем школам, обобщаем, анализируем. На диаграммах видно, что проблема не нова – данные по нашему городу о качестве знаний по математике и по русскому языку в 4 и 5 классах на конец учебного года с 2012 по 2016 гг. подтверждают ее наличие.

 

Характерно, что введение ФГОС не повлияло на ситуацию. Данные за 2012 год – это качество знаний 4-х классов, обучавшихся по БУП-2004. Последующие годы – уже по ФГОС начальной школы.

Провал результатов по русскому языку в 2015 году связан с тем, что в город приехало большое количество детей с неродным русским языком. Это сразу сказалось на результатах. Однако система адаптировалась, и результаты следующего года уже демонстрируют возврат к предыдущему уровню качества.

В целом снижение успеваемости в основной школе – это, на мой взгляд, результат влияния целого комплекса причин:

  • адаптация к новым условиям обучения детей 5-го класса, их психологическая неготовность заниматься в разных кабинетах с разными учителями;
  • усложнение содержания и нехватка часов на его закрепление;
  • не активное применение учителями среднего звена игровых и развивающих технологий;
  • не владение учителями и, соответственно, учениками технологиями формирующего оценивания;
  • возрастные особенности детей подросткового возраста, изменение их мотивации;
  • слабые знания учителями основ психологии, их неспособность выстроить учебный процесс с ориентацией на психологические особенности детей этого возраста.

При том, что проблема является общей, типичной, некоторые школы справляются с ней более успешно. В качестве примера – данные по двум школам нашего города - более благополучной, стабильно работающей, имеющей статус гимназии с высоким уровнем требований к педагогическому коллективу (№ X), и школы среднего уровня с молодым и достаточно новым коллективом (№ Z).

 

 

Русский язык

Z

X

       

начальная ступень

2012

62%

80%

 

2013

69%

75%

 

2014

67%

77%

 

2015

49%

72%

 

2016

71%

75%

основная ступень

2012

46%

63%

 

2013

42%

65%

 

2014

48%

67%

 

2015

53%

67%

 

2016

54%

68%

 

Математика (алгебра)

 

начальная ступень

2012

68%

78%

 

2013

69%

79%

 

2014

71%

80%

 

2015

54%

57%

 

2016

78%

81%

основная ступень

2012

40%

60%

 

2013

52%

63%

 

2014

42%

58%

 

2015

47%

58%

 

2016

55%

61%

 

В числе названных мною причин снижения успеваемости в основной школе есть те, что связаны с квалификацией педагогов. По сути – это главные причины, поэтому методическая работа, работа по профессиональному развитию педагогов способна положительно повлиять на ситуацию. Опыт лучших школ это подтверждает.

Прежде всего, необходимо хорошо знать актуальный уровень учительских компетенций. Так, в своем городе мы проводили исследование профессиональных «дефицитов» педагогов. В таблице приведены сводные результаты по всей муниципальной системе образования, те основные компоненты, которые у педагогов «западают».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

функциональный компонент

Могу назвать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации

1,17

Знаю психологические основы и механизмы формирования готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению

1,86

Знаю психологические основы работы с взрослыми (характеристики периода взрослости и особенности организации обучения взрослых)

1,14

Умею формулировать педагогическую проблему, оформлять ее решение в виде педагогических задач и прогнозировать результат

1,10

Умею гибко перестраивать педагогические задачи по мере изменения педагогической ситуации

2,07

Владею методами педагогической диагностики

0,66

Умею вычленять реальные учебные возможности ребенка (в т.ч. с ОВЗ, «одаренного») и производить отбор содержания учебного материала в соответствии с критериями полноты, необходимости и достаточности

1,52

Владею способами интеграции различных областей знаний

1,03

Умею составлять индивидуальную программу развития ребенка и рекомендации по ее реализации

1,34

 

 

коммуникативный компонент

Владею вербальными и невербальными средствами общения

0,55

Владею приемами косвенного воздействия

1,45

Владею приемами стимулирования инициативы, самостоятельности суждений, критичности мышления

1,76

 

 

 

личностный компонент

Умею воздействовать не только на поведение ребенка, но и на мотивы, цели

1,38

Я обозначаю для партнеров по деятельности (в т.ч. и для детей) замыслы и цели своих действий

1,24

Моя профессиональная деятельность соответствует моим внутренним потребностям

1,59

Люди (взрослые и дети), с которыми я работаю, могут сказать, что со мной легко и приятно

1,38

 

Можно использовать разный инструментарий. То анкетирование, которое проводилось нами, показало самооценку педагогов. Эта самооценка позволила выявить и систематизировать профессиональные дефициты, уже осознанные педагогами. Они дают основу для более целенаправленной работы муниципальной методической службы. Приоритетной задачей становится - способствовать ликвидации профессиональных дефицитов. Мы используем весь набор имеющихся форм работы с педагогами:

  • проблемные семинары
  • курсы
  • взаимное посещение уроков
  • педагогические конкурсы
  • педагогические мастерские
  • мастер-классы
  • другие виды методической работы.

Работа муниципальной методической службы, внутришкольная система профессионального развития и мотивации педагогов, профессиональная позиция учителя и его саморазвитие – только все в комплексе может положительно повлиять на качество образовательного процесса, а значит, и на результаты обучения подростков в основной школе.