Дударь Каринэ Юрьевна, заместитель директора, МБОУ «Школа №49», г. Ростов-на-Дону
Дударь Каринэ Юрьевна, заместитель директора, МБОУ «Школа №49», г. Ростов-на-Дону
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Свою работу по формированию модели управления качеством образования в школе мы начали с вычленения и осмысления ключевых понятий качества. Главными их них явились такие объекты качества как образовательная среда и образовательные результаты. Составляющими образовательной среды являются:
- образовательный процесс;
- профессиональная деятельность педагогов, обладающих определенным уровнем квалификации;
- взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой.
Рассмотрим схему образовательного процесса: управление качеством образования опирается на имеющиеся ресурсы, которые определяют основную деятельность процесса, ключевым фактором которого является контроль, обеспечивающий показатели образовательного процесса и образовательного результата и позволяющий проводить корректирующие действия. Результат образовательной деятельности оценивает потребитель. Соответственно, показатели образовательного процесса и образовательного результата, а также удовлетворенность потребителя обеспечивают информацию о ходе процесса и его качестве. Для анализа эффективности управления качеством образования необходимо сопоставление процессов управления качеством на входе и выходе.
Входы процессов управления включают:
— кадровый потенциал;
— материально-техническое обеспечение;
— финансовое обеспечение;
— информационное обеспечение;
— нормативно-правовое обеспечение;
— программно-методическое и научное обеспечение;
— мотивационное обеспечение;
— структуру управления.
К выходам процесса управления качеством относятся:
— удовлетворенность потребителей образовательными услугами;
— выполнение требований образовательных стандартов;
— системность процесса управления;
— результативность управления с точки зрения функционирования и развития образовательной системы.
В соответствии с этим школа сохраняет ориентации на потребителя, на сам процесс обеспечения качества, планирует профилактические действия по недопущению внутренних и внешних дефектов, а также намечает меры по скользящему улучшению качества.
В управление качеством образовательного процесса мы включаем четыре взаимосвязанных между собой компонента:
1. Целеполагание в образовательном процессе;
2. Факторы, влияющие на образовательный процесс;
3. Запланированные результаты;
4. Условия обеспечения получения результатов;
Таким образом, мы рассматриваем цикл управления качеством образования как круг взаимосвязанных действий:
1. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника;
2. Входной контроль (оценка текущего уровня) компетенции каждого ученика;
3. Построение индивидуальных (групповых) траекторий обучения;
4. Реализация выбранных траекторий обучения для каждого ученика (образовательный процесс);
5. Выходной контроль (оценка достигнутого) уровня компетенции в процессе испытаний (аттестация);
6. Оценка удовлетворенности потребителей;
7. Определение и реализация корректирующих действий в отношении компетенции ученика, целей и критериев оценки, программы и организации процесса обучения;
8. Формирование целевой установки – компетентностной модели выпускника.
Важным инструментом контроля качества является оценка. Она затрагивает не только учащихся и их достижения (промежуточная и итоговая аттестация), но также достижения школы и её учителей (лицензирование, аттестация и государственная аккредитация, аттестация педагогических кадров). Система оценки качества образования складывается из внешней и внутренней оценки.Показатели и критерии качества деятельности образовательного учреждения реализуются в оценке качества продукта – компетенций выпускника, оценке качества образовательного процесса и оценки качества условий. Оценки эти складываются из:
- профессиональной аттестации;
- отзывов, экспертных заключениях, рекомендациях госаккредитации;
- результатов итоговой государственной аттестации;
- лицензирования, аккредитации и рейтинга ОУ;
- При решении данной проблемы в качестве составляющих мы выделяем следующие:
- подготовка кадров в ОУ (психолого-педагогическая служба инноваций, творческие группы, курсовая подготовка);
- создание условий для постоянной возможности самообразования;
- разработка форм стимулирования;
- создание системы обратной связи;
- передача ответственности;
- сбалансированность доверия, творческой инициативы и четкости исполнительской дисциплины;
- возможность карьерного роста (как по вертикали, так и по горизонтали — административные назначения учителя);
- критерии и показатели качества образования как основу оценки деятельности и мастерства учителя.
Основная идея такого подхода – личностное развитие учителя и ученика, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Мы понимаем, что качество достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива. Наиболее существенной и интересной для нас является идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса, а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. На сегодняшний день мы в своей деятельности опираемся на следующую модель. Она, безусловно, находится в стадии разработки, и, как рабочая система, она мобильна и динамична, потому что формируется и обновляется постоянно в процессе образовательной деятельности. Пока мы попытались систематизировать направления и ориентиры своей деятельности по управлению качеством образования. Главным в создании модели мы считаем принцип ведущего звена. Важными характеристиками качества образования являются надежность, ценность и стоимость образовательного продукта. Данные характеристики определяют спрос на рынке образовательных услуг и, таким образом, влияют на конкурентоспособность и рейтинг образовательного учреждения и реализуемых им образовательных программ.