Дополнительное образование для школьников – причина лидерства Сингапура

Дополнительное образование для школьников – причина лидерства Сингапура

5 сентября мы начали цикл статей о международном опыте стран-лидеров в сфере общего образования, с которыми придется конкурировать за попадание в заветную 10-ку. Сегодня попытаемся разобраться за счет чего Сингапуру удается занимать лидерские позиции в международных исследованиях качества общего образования:

— 1 место в PISA-2015 (2 место в PISA-2018) – оценка функциональной грамотности (грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность) 15-ти летних школьников и умение применять знания на практике.

— 1 место в TIMSS-2015 — оценка качества математического и естественнонаучного образования в 4-х классах начальной и 8-х классах основной школы.

В предыдущей статье мы рассмотрели опыт Сингапура по работе с одаренными школьниками. Как же обстоят дела в Сингапуре с дополнительным образованием детей, с развитием жизненно важных навыков и лидерского потенциала за пределами освоения обязательной образовательной программы?

Программа LEAPS 2.0 – Leadership, Enrichment, Achievement, Participation, Service (англ. – Лидерство, Совершенствование, Достижения, Участие, Служение) – была разработана в 2014 году Министерством образования Республики Сингапур как часть плана по обеспечению для учащихся возможностей для получения всестороннего дополнительного образования на первой ступени средней школы (7 класс).

Компетенция «Участие» предполагает участие учащегося в одном выбранном им факультативном виде деятельности на базе школы. Подразумевается, что планомерное участие в одном выбранном факультативе способствует формированию воли, получению новых навыков, знаний, установлению новых контактов и повышению социального статуса в учебном коллективе.

Компетенция «Служение» предполагает активное участие ребенка в жизни сообщества. Каждый учащийся средней школы обязан посвящать не менее 6 часов в год служению обществу. Каждый учащийся может вступить в проект Values in Action («Развитие ценностей»), разработанный Министерством образования. Часы, затраченные на работу в проекте, будут зачтены в освоении данной компетенции.

Компетенция «Лидерство» предполагает развитие у учащегося лидерских качеств. Уровень освоения компетенции зависит от способности учащегося заниматься саморазвитием, работать в команде и быть полезным для других. В освоении этой компетенции помогает участие в различных программах и семинарах по лидерству на базе школы, стремление к неформальным лидерским позициям и общественному признанию, участие в проектах самоуправления и подготовка к участию в Национальной премии достижений молодежи (National Youth Achievement Award).

Компетенция «Достижения» осваивается с помощью любой факультативной деятельности учащегося за пределами школы. Прогресс в освоении данной компетенции предполагает самостоятельный вклад учащегося в развитие своих способностей и талантов. Оценка уровня освоения данной компетенции осуществляется через анализ эффективности учащегося в разных общественных ролях.

Итоговая оценка выставляется на основе комплексного учета достигнутых уровней по каждой из четырех компетенций. По окончании средней школы (основной ступени обучения) данная оценка, согласно регламенту, конвертируется в бонусные баллы, которые учащийся может использовать при поступлении в вуз или учреждение системы среднего профессионального образования.

Все правила и критерии LEAPS 2.0 известны и понятны каждому школьнику Сингапура, что обеспечивает массовый охват и доступность дополнительного образования.