ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЗЛО?

Последнее время новостные ленты пестрят громкими заголовками про загруженность детей, их нервозность, агрессию и нежелание учиться. И вновь во всем этом виновата школа и учитель.

Но в чем же реальная причина таких проблем у детей? Только лишь в домашнем задании?

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-е классы – 1,5 часа в день;

4–5-е классы – 2 часа в день;

6–8-е классы – 2,5 часа в день;

9–11-е классы – 3,5 часа в день.

Но «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет». И ребенок вынужден сидеть по 3-4 часа за выполнением домашней работы вместо того, чтобы заниматься чем-то интересным и полезным именно для него.

В выполнении домашнего задания определенно есть польза: идет закрепление материала, который был отработан в школе. Закреплять надо, но выполнять 3 одинаковых номера по математике — это полный абсурд.

Существует много различных вариантов домашней работы: творческая, поисковая, исследовательская, проектная и др. Почему учителя этим не пользуются? Это лишнее время для подготовки, объяснения, проверки. Лучше проверить тетрадку отличника и по ней проверить остальные.

Традиционные методы работы изжили себя. Как часто учителя забывают о том, что их предмет для ребенка далеко не единственный. Но все равно получается то, что мы видим сегодня в наших школах от «началки» до старшей: дети часами зубрят, вставляют пропущенные буквы, решают столбики примеров.

А ведь любое задание должно нести в себе целевую установку: зачем, для чего? Просто закрепить? Учитель для того и нужен, чтобы в рамках урока и программы научить и закрепить материал. Дома ребенок должен почитать, устно вспомнить, заняться подготовкой к экзамену или контрольной работе, даже просто отдохнуть.

Но на деле все обстоит иначе: родители хватаются за голову, ребенок снова допоздна сидит за уроками, а учителя непреклонны – будем задавать и много.