Дистанционное обучение в школе к ноябрю 2020: за и против

Дистанционное обучение в школе к ноябрю 2020: за и против

Количество заболевших коронавирусной инфекции изо дня в день становится больше. Вторая волна оказалась еще сильнее, по сравнению с первой. Однако, если весной все российские школы были переведены на дистанционное обучение, то сейчас этого не происходит, на карантин закрываются отдельные классы и школы. Рассмотрим изменение позиций (весна-осень 2020) по данному вопросу участников образовательных отношений:

Минпросвещения РФ

Весна: «ситуация шока». После стартового провала стресс-теста по переводу школ на онлайн-обучение, министерство порекомендовало регионам с 16 марта перейти на дистанционное обучение.  

Осень: «пусть решают другие». Исходя из последних интервью руководителей министерства «пока» не планируется перевод российских школ на дистант. Принятие решений отдано на откуп регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и требований Роспотребнадзора.

Вопросы: как в изменившихся условиях войти в 10-ку стран по качеству общего образования.

Учителя

Весна: «сопротивление». Большая часть российских учителей не обладала достаточным уровнем цифровых компетенций, и здесь нет их вины, так как базовая подготовка ориентировалась на классно-урочную систему. 

Осень: «адаптация от безысходности». В условиях роста заболеваемости среди учителей, а также появления опыта преподавания в условиях новой «нормальности» — значительная часть учительства вынужденно выражает готовность к переходу на дистанционное обучение.

Вопросы: зарплата не увеличивается, компенсации не предусмотрены, преподавание при ОРВИ, новые методы обучения и мотивации учащихся.

Учащиеся

Весна: «радость». Досрочные каникулы и полный переход на дистант у большинства школьников вызвало чувство эйфории от «халявы» и появления большего времени для игр и приятного времяпрепровождения.

Осень: «адаптация». Поколение Z уже с рождения «на ты» с информационными технологиями. Полный переход на дистанционное обучение смутит только первоклассников. Социализация и дистанцирование – не проблема для нынешнего поколения, большинство и до пандемии коммуницировало друг с другом через гаджеты, но сидеть все время дома тоже надоедает.

Вопросы: запрос на цифровую дидактику, геймификацию.

Родители

Весна: «сопротивление». Рассуждения родителей: «нам нужно работать и зарабатывать, а кто будет смотреть за детьми», «скоро это все закончится», «нас очно учили и пусть детей также учат», «при дистанте качество образования хуже».

Осень: «сопротивление». Рассуждения родителей: «нам нужно работать и зарабатывать, а кто будет смотреть за детьми», «скорее всего это надолго», «при дистанте качество образования хуже».

Вопросы: проблемы с инфраструктурой (скорость Интернета, отсутствие гаджетов, рост безработицы) и, как следствие, усиление образовательного неравенства.