ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»?

4 октября в Государственном Кремлевском дворце прошел финал всероссийского конкурса «Учитель года 2019», который проходит с 1992 года. Победителем и обладательницей Большого хрустального пеликана стала учительница русского языка и литературы из Волгограда Лариса Арачашвили. Награду вручали министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Вручение наград сопровождалось концертом российских звезд, в числе которых Лев Лещенко, Валерия, Тамара Гвердцители, Лолита, Елена Ваенга и другие.

Сейчас вокруг этого конкурса много шумихи и пиара, но что он из себя представляет на самом деле? Для чего учителю необходим этот статус и кому на самом деле нужна эта победа?

Все в курсе, что московские школы за свои успехи получают баллы, которые влияют на их рейтинговые позиции. «Курсобр» задумался: «Учитель года» все-таки поднимает престиж профессии или это очередной конкурс ради баллов и рейтинга школы? Лучший учитель года – не то же самое, что лучшая школа?

Рейтинг школ – это прекрасный способ повышения качества образования, повышения активности учителя, да и в принципе в руках хороших руководителей – это огромный механизм управления образовательным учреждением.

Но! В большинстве случаев, все превращается в бесконечную гонку за собственной тенью. Каждое совещание, каждая планёрка, каждое мероприятие – установка «надо попасть в рейтинг». Надо участвовать везде и всюду не для образовательных целей, а для зарабатывания баллов рейтинга.

Не выиграли в олимпиаде – минус вам, как учителю, который не принёс никакого вклада в рейтинг школы. Не весь класс поучаствовал в ГТО – опять минус вам. «Значит будем финансово наказывать», — говорит руководитель.

И так во всем и везде.

Установка – «6 экскурсий за год». Откуда? Почему? Ответ администрации: «Так надо для рейтинга».

Слово «рейтинг» настолько сильно врезалось в сознание современного учителя, что любое планирование участия в различных конкурсах приводит к «просеиванию зерна от плевел», подчас забывая об образовательных потребностях ученика.

Учитель в своём классе – творец, волшебник, маг! Ему достаточно листка и ручки, чтобы сделать урок фантастическим. Просто дайте ему возможность работать с детьми и дайте больше свободы! Тогда и баллы будут зарабатываться.