Часть 2: почему так дорого стоит обучение в ВУЗе?

Часть 2: почему так дорого стоит обучение в ВУЗе?

Не читали часть 1? А стоит! Ранее мы рассмотрели существенные условия оплаты (стоимость) и механизмы оплаты (собственные средства, образовательный кредит). Каковы же причины дороговизны высшего образования?

Позиция вузов

В свою очередь, вузы будут испытывать дефицит внебюджетных средств, основная доля которых приходится на платных студентов. Тем не менее, большая часть из них (по крайней мере, подведомственные Минобрнауки) откликнулась на призыв министра Валерия Фалькова и заморозила цены на уровне 2019 года.

В отличие от зарубежных вузов, у российских вузов внебюджетные источники не диверсифицированы, практически нет поступлений от индустрии, эндаумент-фондов, заказов на научные исследования.

Может стоит на правительственном уровне ограничить размеры зарплат ректората и управленческого состава? Жестче ставить вопросы общественного контроля за оптимизацией процессов и улучшении финансового менеджмента в вузах?

Региональный разрез

Наибольшее количество учащихся на платном отделении зафиксировано в Ямало-Ненецком автономном округе – 89,6%. В Ленинградской области данный показатель достиг 66,9% студентов, а во Владимирской области – 65,4%. На четвертом месте оказался Краснодарский край с 62,9%. Замыкает пятерку лидеров Белгородская область с цифрой в 60,2%.

Безусловно это всё регионы с очень высоким уровнем доходов семей, поэтому они могут себе позволить оплачивать образование своих детей

Минимальное количество «платников» в Республике Алтай – 14,7%. Далее следует Чукотский автономный округ – 22,6%, затем Республика Тыва с 26,6%. В Якутии показатель составляет 28,8%, а в Республике Марий Эл – 29,5%. В Ненецком автономном округе вовсе нет обучающихся на платных местах.

Странный выбор семей и самих абитуриентов

Традиционно есть родители, которые считают, что они в состоянии содержать до окончания вуза ребёнка и оплачивать его образование. Поэтому они даже при непоступлении на бюджетное место по «специальности мечты» не считают нужным давить на ребёнка, и семьи зачастую осознанно выбирают коммерческие места, вместо того чтобы поступить на бюджетное место чуть менее престижного вуза или специальности.

По-прежнему в российских государственных вузах ряд направлений подготовки отличается преобладанием студентов контрактных форм обучения. На экономических факультетах всего 11% учащихся получают высшее образование с финансированием из бюджета. Государство не выделяет много бесплатных мест для обучения специалистов, которых на рынке труда переизбыток.

В текущем году на программы бакалавриата по экономике и юриспруденции выделили 19 тыс. мест. Но направления среди абитуриентов настолько популярны, что ежегодный конкурс на них, как в ведущих, так и в региональных вузах, нешуточный.

Может проблема в том, что слишком много выпускников хотят стать экономистами и юристами, а стране нужны инженеры, энергетики, биологи, врачи и педагоги?