
БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Во все времена считалось, что лучшая инвестиция – это инвестиция в свое будущее, в свое образование, образование своих детей. Как это ни странно, но и в условиях кризиса неплохим выходом из стрессовой ситуации является получение образования.
В условиях текущего экономического кризиса многие семьи столкнулись с сокращением доходов и сбережений. В предыдущей статье мы рассмотрели вопрос, связанный с ухудшением финансового положения почти у всех студентов. Более 40% (1 млн.) российских студентов-очников, и 80% (1,4 млн.) студентов-заочников должны оплачивать за обучение.
Конкуренция среди абитуриентов
Летом в этих непростых финансовых условиях усилится конкуренция за поступление на бюджетное место. Напряженности в ситуацию добавляют неопределенность с ЕГЭ (проведение, перенос, отмена), а также решение Минпросвещения о выдаче дипломов победителей (призеров) всем участникам, не состоявшегося заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всего на 2020/2021 учебный год Минобрнауки вузам выделено 525 тыс. бюджетных мест, в т.ч. на программы бакалавриата 312 тыс. мест, специалитета 80,5 тыс. мест, магистратуры 116,6 тыс. мест.
Обязательства и возможности студентов
Родители студентов теряют работу или у них сокращается заработная плата, соответственно, могут возникнуть сложности с оплатой дальнейшей учебы их детей. В этой ситуации целесообразно обсуждать вопрос снижения или отсрочки оплаты за обучение. Все вузы являются хозяйствующими субъектами и отношения со студентом-платником оформляются договором. Пересмотр существенных условий договора право обеих сторон.
Уже сейчас студенты начали просить пересчитать стоимость учебы из-за перехода в онлайн на фоне пандемии коронавируса и режима самоизоляции.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что говорить о снижении платы за обучение с применением дистанционных образовательных технологий в вузе можно только в том случае, если качество образования существенно ухудшилось.
Однако на цену вопроса влияет не только качество оказываемой услуги, но и объем. Здесь важно оценить то, как вуз перестроил образовательную программу, не перенес ли часть программы, например, практикумы и лабораторные работы на следующий семестр. Если все-таки это произошло, и вуз не заменил перенесенные часы учебной нагрузки чем-то еще, то в данном случае услуга была оказана не полностью в текущем семестре.
Традиционной возможностью прекращения оплаты является отличная учеба. Во многих вузах предусмотрен перевод успешно обучающихся студентов с платной формы обучения на бюджетное место.
Финансовая состоятельность вузов
В свою очередь, вузы будут испытывать дефицит внебюджетных средств, основная доля которых приходится на платных студентов. В отличие от зарубежных вузов, у российских вузов внебюджетные источники не диверсифицированы, практически нет поступлений от индустрии, эндаумент-фондов, заказов на научные исследования.
Таким образом, в случае снижения стоимости обучения или предоставления отсрочек студентам встанет вопрос о возмещении выпадающих доходов, оптимизации процессов, улучшении финансового менеджмента в вузах.
Существует ли единый рецепт для студентов и вузов с учетом социальной справедливости и снижения социальной напряженности?