Электронное обучение в Южной Корее. Обзор сектора электронного обучения в Южной Корее

Выходные данные: Электронное обучение в Южной Корее. Обзор сектора электронного обучения в Южной Корее [Электронный ресурс] / науч. ред. А.А. Аринушкина, С.С. Неустроев; пер. с англ. М.М. Буренко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/507-elektronnoe-obuchenie-v-yuzhnoj-koree-obzor-sektora-elektronnogo-obucheniya-v-yuzhnoj-koree.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  директор ФГБНУ «ИУО РАО», д-р экон.наук, Неустроев С.С. 

Перевод: сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», Буренко М.М.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Основы развития (background) системы образования в Южной Корее

1-1. Стратегии и тенденции

1-2. Инфраструктура

2. Рынок

3. Ключевые игроки (участники)

4. Возможности для датских партнеров

Приложение

1. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

 

Система образования в Южной Корее подразделяется на регулярные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Регулярная образовательная программа охватывает диапазон от образовательных учреждений системы К-12 до учреждений колледжей. В рамках системы К-12 начальное и среднее школьное образование является обязательным. (См. Рис. 1.)

Дополнительная образовательная программа называется Hagwon (Хагвон), она включает в себя посещение частных мероприятий после школы («private after-school activities»), по тематике любых школьных предметов, включая искусство и спорт. В системе регулярного обучения в средней школе, большинство корейских детей посещают дополнительные программы и занятия системы Hagwon (Хагвон). Посещение учреждений системы Hagwon особенно важно для учащихся средней школы, так как помогает получить хорошие показатели по Среднему баллу успеваемости (GPA) и подготовиться к тестированию для поступления в колледж. 60,2 % студентов образовательных учреждений системы K-12 в Южной Корее посещают программы Hagwon, и показатель расходов на посещение программ Hagwon оценивается в 18.6 трлн южнокорейских вон (18,6 млрд долларов). (Источник: Национальное Управление образования, отчет за 2013 год). Кроме того, родители в Южной Корее, по оценкам, тратят не менее 14% от заработной платы на образование своих детей, этот показатель почти в 7 раз больше, чем показатель аналогичных затрат родителей в США (2.1%). (Источник: Институт развития Южной Кореи, 2013).

Из-за того, что рынок образования напрямую связан с системой тестирования CSAT, родители студентов тратят огромные расходы на посещение своими детьми учреждений системы Hagwon, что способствует развитию следующей тенденции: дети из богатых семей получают хорошие оценки, тогда как дети из малообеспеченных семей получают низкие оценки – элитарность приветствуется в школьной системе. Поэтому корейское правительство выступило с национальной инициативой по снижению частных расходов на образование и устранению неравенства в возможностях в области образования путем создания «станции образовательного вещания» (EBS). EBS предлагает различные программы и услуги электронного обучения для оказания помощи студентам, и таким образом зарекомендовала себя как широко используемая программа. EBS рассматривается как уникальная образовательная система, демонстрирующая новую IT-эпоху с конвергенцией интернета и радиовещательных коммуникационных технологий (broadcasting communication technology). Уменьшаются ли тенденции элитарности в школьных системах через станцию образовательного вещания (EBS), определенно пока не видно, но создание данной станции является одним из способов решения вопроса со стороны правительства.

1-1. Стратегии и тенденции

Индустрия электронного обучения Южной Кореи быстро растет и консолидируется в автономном режиме (on-offline business units), а также фокусируется на зарубежных рынках. Наряду с конкурентным рынком образования на основе CSAT, рецессия и безработица увеличивают спрос на саморазвитие, примером служит улучшение резюме для будущих работников, изучение новых языков, хобби и т.д. Электронное обучение (e-Learning) считается идеальным решением для удовлетворения этих потребностей – не только на этапах начального и среднего образования, но и в образовании взрослых. Принимая во внимание уровень использования интернета в Южной Корее и расходы на образование, можно предположить, что рынок электронного обучения будет постоянно расти в ближайшие годы.

Развитие электронного обучения в Южной Корее характеризуется концентрацией на трех аспектах: культуре, политике и технологиях, при этом культура сосредоточена на расширении знаний во всем обществе; меры в области политики касаются школьных и учебных систем; технологии сосредоточены на совершенствовании технических навыков, инфраструктуры и использовании этих знаний. (См. Рис. 2.)

Электронное обучение было признано одним из основных инструментов обучения и подготовки кадров. Использование электронного обучения было расширено путем его внедрения в многочисленные государственные проекты: станцию образовательного вещания (EBS) для удовлетворения потребностей населения в подготовке к тестовой программе CSAT, обучающая система «Кибер-дом» (Cyber Home Learning System), «концепция электронного кампуса» (e-Campus Vision), Инициатива Седжон в области электронного обучения (Sejong Initiative in e-Learning), Закон о развития электронного обучения (e-Learning Development Act), и многие другие.

Закон о развитии индустрии электронного обучения (см. Рисунок 3.) был принят в 2005 году в целях содействия развитию южно-корейской отрасли электронного обучения. На основе этого закона в дальнейшем был разработан «Первый базовый план электронного обучения (2006-2010 годы)», который, после соответствующего утверждения Комитетом по развитию индустрии электронного обучения, является генеральным планом развития отрасли электронного обучения.

В соответствии с Законом об электронном обучении, южнокорейское правительство разработало «Второй генеральный план электронного обучения (2011-2015 годы)», который должен поощрять справедливую рыночную конкуренцию и расширять инвестиций в НИОКР.

Использование электронного обучения в сфере образования в Южной Корее было обусловлено тесным сотрудничеством между пятью основными государственными структурами: министерством торговли, промышленности и энергетики (MOTIE), министерством образования (MOE), министерством культуры, спорта и туризма (MSCT), министерством государственного управления и безопасности (MOSPA) и министерством труда и занятости (MOEL). Министерство торговли, промышленности и энергетики (MOTIE) играет важную роль во взаимодействии с другими учреждениями и содействии деятельности Национального агентства развития промышленности (NIPA). Кроме того, южнокорейская служба информации по вопросам образования и исследований (KERIS) играет исключительную роль в планировании осуществления национальной политики в области электронного образования. (См. Рис. 4 и адаптацию к Рис. 4)

Национальное агентство развития промышленности (NIPA) является государственным учреждением, которое функционирует для развития национальной экономики. В основе агентства NIPA заложены понятия основных аспектов экономического общества, а также понятия конкурентоспособности промышленности, которые реализовываются за счет увеличения ее использования и продвижения в информационной индустрии и информационных технологиях. (См. Рис. 5.)

Национальное агентство развития промышленности (NIPA) имеет договоренности на основании MOU (меморандум о взаимопонимании) с рядом учреждений, университетов и бизнес-компаний. Основные направления деятельности:

1. Стратегическое планирование ИКТ;

2. Промышленный рост ИКТ;

3. Конкурентоспособность;

4. ИКТ конвергенция и применение;

5. Инженерный центр;

6. Смарт-технологии и сервис.

KeLIA-это некоммерческая отраслевая ассоциация для продвижения и развития электронных программ обучения. Основной задачей деятельности ассоциации является изучение законов и технологий, связанных с электронным обучением, поддержка проектов в области развития и инфраструктуры, а также продвижение рынка в рамках KeLIA. В настоящее время ассоциация KeLIAсотрудничает с 124 клиентами, в том числе с 75 корпоративными клиентами. Ассоциация KeLIA тесно сотрудничает с Национальным агентством развития промышленности (NIPA). (См. Рис. 6.)

1-2. Инфраструктура

Южная Корея в течение последнего десятилетия построила IT-инфраструктуру мирового класса и обеспечила доступ в интернет по всей стране. Большинство населения Южной Кореи имеет доступ к интернету в любом месте и в любое время: 82,7% корейцев пользуются интернетом, а 78,5% из этого числа – используют свои смартфоны для подключения к сети интернет. (Источник: CNN отчет за 2014 год).

Ультраскоростная технология передачи данных – ультраскоростной интернет – сеть LTE (4G) доступна для подключения на большей части территории Южной Кореи, этот факт делает страну одной из самых подключенных к интернету стран мира. В сентябре 2014 года Европейский Союз и Южная Корея договорились о сотрудничестве в разработке ультраскоростных беспроводных сетей связи пятого поколения, сокращенная аббревиатура 5G.

Основные аспекты соглашения охватывает сферу деятельности правительства, научно-исследовательских и учебных институтов и частных компаний, и направлены на достижение консенсуса по ключевым моментам к концу 2015 года. На конференции МСЭ (ITU conference), которая состоялась в конце октября в Южной Корее, крупные телекоммуникационные компании и южнокорейское правительство согласовали план глобального развертывания сети 5G, начиная с 2017 года. Таким образом, инфраструктура становится все более доступной для растущего спроса на онлайн-обучение, гибкое и качественное образование.

2. РЫНОК

Потребители ресурсов электронного обучения подразделяются на частных пользователей (B2C); бизнес-пользователей (B2B), включая общеобразовательные учреждения; и пользователей государственных учреждений (B2G).

В 2013 году общая сумма расходов страны на внедрение и использование ресурсов электронного обучения составила 2,86 трлн. южнокорейских вон (2,86 млрд. долларов США). Данный показатель увеличился на 9,9% по сравнению с 2012 годом, сумма расходов в 2012 году составила 2,6 трлн. южнокорейских вон (2,6 миллиона долларов США). Бизнес-инфраструктура (B2B) и частные (физические) лица являются крупнейшими потребителями ресурсов электронного обучения, доля потребления от общего рынка составляет 88,8%. Бизнес-инфраструктура (В2В) заняли высшую позицию по затратам на ресурсы электронного обучения, в суммарном выражении этот показатель равен 1.28 трлн.южнокорейских вон (1.28 млн.долларов США), в процентном соотношении этот показатель равен 44.9%. Затраты физических лиц в общей сумме составили 1,26 южнокорейских вон (1,26 млн. долларов США), в процентном отношении показатель равен 43,9%. Далее следуют государственные учреждения, общественные организации и образовательные учреждения, на долю которых приходится соответственно 6,2% и 5% от общего объема расходов.

Индустрия поставщиков электронного оборудования была разработана в трех разных областях сферы бизнеса: контента (содержания), решения и сервиса (обслуживания). (См. Рис. 7.)

Объем поставок ресурсов электронного обучения в 2013 году составил 2,9 трлн. южнокорейских вон (2,9 млрд. долларов США), это на 7,3% больше объема поставок в сравнении с предыдущим годом. (См. Рис. 8.)

3. КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ (УЧАСТНИКИ)

Южная Корея провела ряд международных мероприятий в сфере электронного обучения, в том числе Азиатскую конференцию по теме электронного обучения и международную выставку Корея Экспо, также посвященную сегменту электронного обучения. В выставке Корея Экспо приняли участие более 20 000 корейских и зарубежных посетителей, а ежегодно в этой конференции принимают участие более 2000 посетителей. (Источник: Отчет ЮНЕСКО за 2013 год)

По данным государственного института промышленности и энергетики (MOTIE), в 2013 году 49 южнокорейских компаний были заинтересованы в международном сотрудничестве, включая конгломераты типа СК Телеком. Это число, по оценкам, возрастет в ближайшем будущем.

Не считая частные компании сектора электронного обучения, Корейская ассоциация «Университет Центр электронного обучения» была создана правительством в рамках программы под названием «План создания Центра поддержки электронного обучения». Центр увеличивает сферу деятельности информационно-ориентированных университетов, помогает в сфере коммуникаций между учреждениями и реализации проектов в инфраструктуре. Центр имеет региональные филиалы в 10 университетах: Университете Джеджу, Университете Ханьянг, Университете Инха, Университете Кангвон, Национальном Университете Чуннам, Университете Чхонджу, Университете Юнгнам, Университете Кюнгсанг, Университете Чунбук и Университете Чуннам.

Кроме того, в 2010 году, по инициативе Министерства образования, была создана Ассоциация АСЕ (Передовой педагогический колледж), направленная на финансирование и поддержку университетов и повышении качества образования, главным образом с помощью технологий и цифровых приложений.

В 2014 году было выбрано 27 университетов для инвестирования из государственного бюджета в проекты по электронному обучению. На предстоящий год в рамках бюджета в проекты по электронному обучению выбранных университетов будет инвестировано 57,3 млрд. южнокорейских вон (57,3 млн. долларов США).

4. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАТСКИХ ПАРТНЕРОВ

 Для того, чтобы лучше понять южнокорейский рынок электронного обучения, рассмотрим основные аспекты SWOT-анализа (Рисунок 10).

 

 Сильные стороны

1. Южная Корея обладает сильной национальной ИКТ-инфраструктурой.

2. Южная Корея имеет гибкий способ распространения знаний и информации по каналам ИКТ-инфраструктуры.

3. Высокая доступность интернета в Южной Корее повышает спрос на цифровое обучение и грамотность (digital learning and literacy).

4. Население Южной Кореи в целом проявляет большой интерес к образованию.

5. Основные государственные правительственные институты и учреждения имеют взаимную поддержку и сотрудничество.

6. При поддержке правительства финансирование ИКТ-инфраструктуры в сфере образования является устойчивым и растущим.

Слабые стороны

1. Основные стратегии в области электронного обучения являются потребителе-ориентированными.

2. Возможности для сотрудничества должны иметь дополнительную поддержку со стороны государственных учреждений.

3. Электронное обучение в Южной Корее в основном направлено либо на развитие учреждений системы К-12, либо на развитие человеческих ресурсов.

4. Система государственных школ закрыта и опирается на национальную южнокорейскую промышленность и национальных поставщиков.

Угрозы

1. Основная задача – снять ограничительные рамки в сфере защиты бизнеса и развития инфраструктуры в сфере образования. Расширить возможности так называемого «консервативного рынка», путем разработок новых учебных программ, источников коммуникации и т.д.

2. Несмотря на то, что сфера образования является большим рынком, доступ к системе государственных школ затруднен, поэтому следует сделать нормативные акты более гибкими.

3. Существует тенденция к стагнации ИКТ-инфраструктуры, примером к тому служит тот факт, что Южная Корея в 2014 году опустилась на 2-е место в мировом рейтинге ведущих стран по уровню ИКТ-инфраструктуры.

4. Международное сотрудничество по-прежнему является новым фактором на рынке образования, поэтому необходимо реализовывать и продвигать успешные международные проекты.

Возможности

1. Рынок образования в Южной Корее является чрезвычайно конкурентоспособным; в особенности данный факт проявляется в образовательных учреждениях системы К-12, ориентированных на систему тестирования CSAT, с высоким уровнем расходов.

2. Сектор образования среди учреждений университетов все больше фокусируется на смешанном обучении с применением цифровых, электронных материалов как одним из основных компонентов.

3. В Южной Корее стремительно растет количество граждан страны, занимающихся самообразованием в целях само-развития. Из-за этого активно ведется разработка контента и программного обеспечения, которые позволят расширять возможности сотрудничества.

4. Сфера цифрового обучения растет, и это дает стимул к внедрению новых обучающих методов обучения – новых дидактических методов. Такие методы являются основой развития новых обучающих технологий Инновационного центра Дании.

5. Активно осуществляется политика взаимодействия и сотрудничества между организациями в сфере электронного обучения.

6. Рынок в сфере программного обеспечения жизнеспособен, широко востребован и имеет тенденции к дальнейшему развитию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ

Пример 1. Цифровая грамотность в Южной Корее

 Проект «Школа Будущего-2030» был объявлен правительством в 2010 году Советом Президента по национальным стратегиям в области ИКТ-инфраструктуры и Министерством образования (ранее Министерство образования, науки и техники). Проект «Школа Будующего-2030» был разработан двумя государственными ведомствами в целях сотрудничества в реализации стратегии интеллектуального образования.

 Основные цели проекта «Школа Будущего-2030»:

1. Разработка приложений для цифровых учебников.

2. Укрепление и развитие профессионального потенциала учителей. 

3. Безопасность и качество образовательного контента, программ и приложений, и содействие их доступности.

4. Разработка новых моделей обучения и образования.

5. Активизация системы онлайн-классов и создание системы онлайн-оценок и мониторинга качества образования (online assessment system).

6. Разработка облачных образовательных приложений для смартфонов.

7. Укрепление сферы образования по вопросам этики ИКТ-инфраструктуры для устранения побочных эффектов, связанных с системой ИКТ-инфраструктуры.

При поддержке правительства Южной Кореи, была создана корейская информационно-исследовательская служба (KERIS), она несет ответственность за 4 стандартные образовательные системы: EDUNET, система начального и среднего образования, а также информационных услуг; RISS, система научных служб обмена информацией; NEIS, информационная система основной образовательной программы и EDUFINE, система финансирования интегрированных образовательных систем.

 

Пример 2. Планшеты для детей – Интерактивные детские блокноты

 

Детский планшет Pad 2 от компании LG Electronics представляет собой устройство, в основе которого заложены специальные программы для детей в возрасте от 2 до 6 лет, помогающие в эмоциональном и когнитивном развитии. Примеры подобных программ: «Дисней на трех языках» («Disney Trilingual»), эта программа помогает детям одновременно изучать три языка – корейский, китайский и английский; «Игра на запоминание» («Memory Game») и «Танграм» («Tangram»), эти программы помогают в развитии памяти и интеллекта.

В детском планшете Pad 2 также имеется полезная функция «Сигнализация безопасности», с помощью которой родители (или опекуны) могут отслеживать использование и производительность образовательных программ для своих детей, а также взаимодействовать с ними через службу обмена сообщениями. Планшет также имеет функцию распознавания местоположения (геолокации), что позволяет детям наслаждаться различными видами активного отдыха. (Источник: Новости информационных технологий Южной Кореи (etnews.com).

Пример 3. Проект «Кибер-Университет» для стран ASEAN ( Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Сеульский кибер-университет был выбран в качестве партнера-исполнителя от государства Южной Корея для проекта «Кибер-Университет» стран – участниц AESAN ( Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основная цель создания этого проекта – реализация межгосударственной инициативы по оказанию помощи в развитии сферы образования. Проект осуществляется с 2012 года под руководством Департамента области электронного обучения Министерства образования и науки Южной Кореи. В рамках проекта планируется учредить первое в мире международное высшее учебное заведение, в котором народы Южной Кореи и десяти государств-членов ассоциации AESAN смогут присутствовать на лекциях, сдавать зачеты, экзамены и защищать дипломы в режиме онлайн. Сеульский кибер-университет призван упростить процедуру кредитного перевода в рамках своей деятельности, а также совершенствовать и развивать качество образовательных программ, приложений и развивать сотрудничество по академическому обмену.

 

(Источник: официальный сайт: aseancu.org)

АВТОРЫ:

Copyright© 2014 Инновационный центр Дания, Все права защищены.

Инновационный центр Дания, Сеул Совол-ро 272, #501

Йонгсан-гу, Сеул 140-775

Республика Южная Корея

Источник: http://kursobr.ru/../images/e-learning.pdf

 


1. К 12 – это термин, применяющийся для обозначения системы образовательных учреждений начального и среднего уровня. Аббревиатура расшифровывается как Детские сады (К) для детей 4-6 лет и 12, обозначающая число классов в средней школе, для молодых людей 17-19 лет

2. College Scholastic Ability Test

3. Korean Educational Statistics Service 2014

4. Hagwon (Хагвон) – это термин, обозначающий определенные дополнительные обучающие занятия и курсы по различным предметам, сверх стандартной школьной программы. По оценкам, в Южной Корее насчитывается порядка 100 тыс. образовательных учреждений системы Хагвон.

5. Grade Point Average

6. National Education Report 2013

7. Korea Development Institute 2013

8. Educational Broadcasting Station

9. The 2nd Master Planfore-Learning (2011-2015)