С.С. Неустроев, директор ФГБНУ «ИУО РАО» выступил с докладом по оценке качества и управления образованием

 

В своем выступлении директор ФГБНУ «ИУО РАО» Сергей Сергеевич Неустроев осветил основные вопросы реализации совместного с Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области проекта «Развитие региональной системы оценки и управления качеством образования в Ленинградской области».

Сергей Неустроев отметил, что в условиях высокого спроса на качественное современное образование проблематика формирования эффективной системы оценки и управления качеством образования обретает особое значение. Оценивание деятельности образовательной системы по результатам итоговой аттестации выпускников или аккредитационным показателям является уже недостаточным для такой многокомпонентной конструкции как образование. Складывающиеся в настоящее время общероссийская, региональные, муниципальные системы оценки и управления качеством образования генерируют новые подходы и новые модели для развитии отечественного образования в целом.

Научным коллективом ФГБНУ «ИУО РАО» при участии специалистов Ленинградского областного института развития образования был проведен проблемный анализ региональной системы оценки и управления качеством образования в Ленинградской области. Конечной целью анализа рассматривалось получение надежных оснований для совершенствования системы оценки и управлением качества образования в регионе, выявление потенциальных точек роста и направлений совершенствования в части ее функционала, организационной структуры, механизмов и инструментов оценки, измерения и обеспечения качества в отдельных подсистемах образования и по отношению к особым целевым группам.

В настоящее время региональная система оценки и управления качеством образования в Ленинградской области сложилась как совокупность организационных и функциональных структур, нормативных актов и методик, информационной среды, обеспечивающих на единой методологической и методической основе оценку качества образования.

Объектами оценки являются образовательные достижения обучающихся, качество образовательных программ и условий их реализации, эффективность деятельности образовательных организаций с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Региональная система оценки и управления качеством Ленинградской области является наиболее передовой среди субъектов РФ, многоуровневой системой, включающей: региональный и муниципальный уровни, внутреннюю систему оценки образовательных организаций, общественную и профессиональную экспертизу качества образования.

Значительных успехов добилась Ленинградская область в организации независимой системы оценки качества образования.

В рейтинге ФГБНУ «ИУО РАО», составленном на материалах 2015-2016 гг. на основе индекса развития организационного потенциала региональных систем независимой оценки качества образования, Ленинградская область оказалась на 4-ом месте среди всех субъектов РФ по сводному индексу и вошла в тройку лидеров по индексу качества критериев оценки и по индексу качества организационных механизмов, обеспечивающих проведение независимой оценки образовательной деятельности организаций в соответствии с нормативными требованиями.

Основным достижением региональной системы оценки и управления качеством образования в Ленинградской области является полная реализация требований ст. 95 ч. 2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» о проведении независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В мае-июне 2016 г. в Ленинградской области Центром социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО» был проведен социологический опрос по выявлению мнений родителей учащихся образовательных организаций о качестве школьного образования. В ходе исследования были опрошены родители учащихся 1-х, 4-х, 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов начальной, основной и старшей школ. Всего опрошено 3574 респондента.

При этом исследование охватывало широкий спектр вопросов, актуальных для современной школы:

– Общая удовлетворенность родителей школой.

– Основные причины неудовлетворенности родителей школой.

– Удовлетворенность родителей знаниями, которые их дети получают в школе.

– Оценка родителями кадрового потенциала школ.

– Оценка педагогического коллектива школы.

– Удовлетворенность родителей условиями организации учебного процесса.

По итогам социологического исследования были сформированы следующие выводы: подавляющее большинство родителей отметили, что в целом удовлетворены образовательным учреждением, которое посещает их ребенок. В целом качество обучения детей также оценивается родителями достаточно позитивно, причем это касается как начальной школы, так и других ступеней среднего образования – основной и старшей школы.

 

Итоговым документом заседания стало Решение Коллегии Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об итогах работы системы образования Ленинградской области в 2016 году и приоритетных направлениях деятельности до 2025 года», в котором совершенствование системы оценки и управления качеством образования и образовательных результатов признано одной из важных стратегических задач и приоритетов на период до 2025 г.

В рамках реализации этого направления должно обеспечиваться:

– развитие региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию инновационных моделей и механизмов, в том числе международных, всероссийских и региональных инструментов оценивания (Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, Региональные исследования по качеству образования);

– реализацию комплекса мер, обеспечивающих повышение качества образования и достижение установленных показателей (качество освоения обучающимися общеобразовательных программ, качество созданных в образовательных организациях условий, количество победителей Всероссийских олимпиад школьников и пр.);

– реализацию Дорожной карты по подготовке к проведению Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Ленинградской области в 2017 году;

– участие в образовательных проектах, конкурсах и программах, ориентированных на новый образовательный результат, в том числе в реализации мероприятий проекта 5.1 «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» ФЦПРО на 2016-2020 годы;

– формирование нормативной правовой и документационной базы для перехода и реализации риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ленинградской области;

– экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое сопровождение программных мероприятий в области управления качеством образования.