Обзор индикаторов состояния систем образования EC в 2017 году

Выходные данные: Обзор индикаторов состояния систем образования EC в 2017 году / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ. А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/513-obzor-indikatorov-sostoyaniya-sistem-obrazovaniya-ec-v-2017-godu.html 

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Главные тезисы межстранового сравнительного анализа

 

Лейтмотивом исследования этого года стала проблема неравенства в образовании, а также та роль, которую образование играет в построении справедливого общества. Исходным источником данных стали результаты тестирования PISA 2015, впервые проведенного у 15-летних учащихся всех стран-членов ЕС. Исследование PISA позволило, используя полные данные о тестируемых учащихся, сделать выводы о причинах, приводящих к низким результатам по чтению, математике и естественным наукам, что является одним из целевых индикаторов ЕС. Оказалось, что такими факторами являются: социально-экономическое происхождение, миграционные корни и пол учащихся.

Тема равенства и социального единства также явно звучит в отчетах по целевым индикаторам ЕС 2020 (Часть 2), к которым относятся такие как:

— доля учащиеся, бросивших школу;

— доля населения, имеющего третичное образование;

— охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста;

— уровень занятости выпускников, недавно завершивших обучение;

— охват взрослого населения образованием.

В части 3 Обзора описаны последние инициативы Комиссии EC и предложено аналитическое обоснование развития школ для улучшения качества преподавания и приведения их в соответствие требованиям системы высшего образования.

Неравенство пока остается проблемой для Европы

 

Неравенство часто рассматривается как угроза социальному единству и долгосрочному благополучию наших обществ. Публичное обсуждение темы социальной справедливости усилилось с волной финансового кризиса 2008 года.

Одной из ключевых особенностей проблемы неравенства является то, что оно распространяется на следующие поколения, или другими словами, социально-экономический статус родителей влияет на то, где их дети учатся, работают, какой доход получают и какой у них уровень здоровья. Системы образования играют особую роль в построении справедливого общества, где у каждого должны быть равные возможности, независимо от происхождения. Предоставление равных возможностей детям и молодежи более эффективно, когда дополняется реальной поддержкой их родителей и семей.

Существует прочная связь между уровнем образования и социальными результатами. Люди, имеющие только базовое образование,как минимум в три раза более склонны жить в бедности или социальной изоляции, чем те, у кого есть третичное образование. В 2016 году только 44,0 % молодых людей (в возрасте 18-24 лет), которые не окончили общеобразовательную школу, смогли найти работу. А если говорить обо всем населении (от 15 до 64 лет), безработица затрагивает в основном тех, чье образование не выше базового (16,6 %), чем тех, у кого есть третичное образование (5,1 %). Кроме того, большинство имеющих третичное образование людей (80,4 % по данным 2015 года) оценивали уровень своего здоровья как «хороший или очень хороший», в то время как среди людей с базовым образованием такую оценку поставили только 53,8 % (сноска: надо, впрочем, отметить, что данные различия зависят также от возраста респондентов: люди с более низким уровнем образования, как правило, старше, что связано с распространением образования в последние десятилетия).С повышением уровня образования растет и средняя продолжительность жизни: «выигранное образованием» время может составить 10 лет между низкоквалифицированным и высококвалифицированным человеком (по данным 2015 года).

Рис. 1 — Доля тех, кто находится под угрозой бедности или социальной изоляции, в возрасте старше 18 лет в зависимости от уровня образования, ЕС-28, 2015.

Легенда: (1) сверху, люди с уровнем образования ISCED 0-2 (не выше младших классов средней школы); (2) в центре, люди с уровнем образования ISCED 3-4 (старшие классы средней школы или среднее специальное образование); снизу, люди с уровнем образования ISCED 5-8 (третичное образование).

 

Доказано, в частности результатами исследования PISA, проводимого каждые три года, что учебные результаты детей в школе зависят от их социального происхождения: дети из менее привилегированных социальных групп демонстрировали низкую успеваемость, чем их более обеспеченные сверстники. Расхождение в числе неуспешных детей в исследовании PISA между детьми из нижнего и верхнего 25%-ного сегмента индекса ESCS- индекса социально-экономического и культурного статуса учащихся,(PISA index of socioeconomic and cultural status) впечатляет. Более 33,8 % из сегмента нижних 25% не достигают базового уровня компетенций по естественным наукам, в то время как среди верхнего 25%-ного сегмента таких только 7,6 %. Это совокупные значения по ЕС, которые, однако, не отражают те значительные различия индекса ESCS, которые выявлены в сравнении результатов между странами и внутри стран. Подробно эти различия проанализированы в Обзоре.

Рис. 2 — Неуспевающие в естественных науках учащиеся в нижней и верхней квартили индекса PISAESCS, 2015.

Легенда: % неуспевающих (согласно результатам PISA) в самой нижней (слева) и самой верхней (справа) квартилях индекса ESCSPISA.

Хотя образование играет ключевую роль в интеграции мигрантов, ситуация с их образовательными результатами в сравнении с коренным населением остается неутешительной. В 2016 году 33,9 % молодых людей в возрасте от 30 до 34 лет, рожденных за пределами ЕС, были низкоквалифицированными (т.е. имели образование не выше младших классов средней школы), что на 19,1 процентных пунктов (пп) больше, чем для коренного населения. Более того, люди с мигрантскими корнями из-за пределов ЕС обычно находятся в невыгодном положении по нескольким причинам, например, имеют бедных или неквалифицированных родителей, не разговаривают на местном языке дома, имеют ограниченный доступ к культурным ресурсам и страдают от изоляции и бедного социального окружения в стране пребывания. Молодежь с мигрантскими корнями имеет больше шансов плохо учиться в школе и бросить ее.

В целом, ученики с мигрантскими корнями, например, рожденные за пределами страны (в том числе в другой стране ЕС или за пределами ЕС), либо имеющие родителей, рожденных за пределами страны, имеют определенные трудности в обучении в школе, на что указывает их значительно более низкие учебные достижения и уровень полученного образования, если сравнивать с коренным населением.

Рис. 3 — Низкая успеваемость по естественнонаучным предметам в зависимости от мигрантского происхождения

Легенда: Слева направо, учащиеся – не мигранты, учащиеся-мигранты первого поколения и учащиеся-мигранты второго поколения.

Определение учащихся-(им)мигрантов в PISA см. Box I.7.1, Chapter 7, Volume I, p. 243, PISA 2015: учащиеся — не(им)мигранты – те, чьи мать или отец (или оба) рождены в стране, где проводится тест PISA, независимо от того, где рожден сам ребенок; учащиеся-(им)мигранты – те, чьи мать и отец родились в другой стране по сравнению с той, где проводится тест PISA; учащиеся-(им)мигранты первого поколения – те, кто был рожден и чьи родители были рождены за пределами страны, где проводится тест PISA; учащиеся–(им)мигранты второго поколения – те, кто родился в стране, где проводится тест PISA, но чьи родители рождены за пределами этой страны, 2015

Примечание: Проценты показывают средневзвешенное значение по тем странам-членам ЕС, где число учащихся-мигрантов второго поколения, принимающих участие в PISA 2015, более 3 %.

Эффективные системы образования требуют соответствующих вложений. В целом, члены ЕС смогли оправиться от недавнего финансового кризиса и в некоторой степени увеличили расходы на образование как долю от всех государственных расходов. Средняя по ЕС доля государственных расходов на образование составила 10,3 % в 2015 году, что эквивалентно 716 миллиардов евро. Образование остается четвертой по объему статьей государственных расходов после социальных гарантий, здравоохранения и общих государственных услуг. Расходы на образование как доля от ВНП в 2015 году составила 4,9 % в ЕС-28. В последние годы это значение остается неизменным.

Рис. 4 — Средние государственные расходы стран ЕС-28 на образование, общие государственные услуги, здравоохранение и социальные гарантии как доля от общих государственных расходов, 2016

Легенда: Слева направо, образование, общие государственные расходы, здравоохранение и социальные гарантии.

Продвижение к ориентирам 2020

 

В 2016 году ЕС продолжил активную работу по снижению числа учащихся, бросающих школы. Доля таких учащихся по ЕС составляет 10,7 %, что приближается к плановому показателю «Европа 2020» — ниже 10 %. Однако эта доля среди учащихся иностранного происхождения намного выше (19,7 %).

ЕС также движется в сторону достижения главногоориентира-охвата населения третичным образованием. Сейчас он составляет 39,1 % и плановый показатель 2020 — 40 % представляется вполне достижимым.

Цель ЕС по охвату системой образования и ухода за детьми младшего возраста(после 4 лет) практически достигнута и составляет 94,8 %. Продолжением этой стратегии станут обеспечение населения высококачественными и доступными детскими садами, а также расширение программы образования на детей до 3 лет (поставлена цель по охвату 33 %).

С другой стороны, сокращение доли учащихся, неуспевающих по чтению, математике и естественным наукам, как выявило исследование PISA 2015, пока не происходит. Это доказывает сравнение с результатами 2012 года. Достижение этого показателя требует дополнительных усилий по совершенствованию школ и преподавания. Доля учащихся в возрасте 15 лет, которые не смогли овладеть базовыми компетенциями по естественнонаучным предметам, выросла до 20,6 % по сравнению с 16,6 % в 2012 году.

Повышение уровня занятости выпускников продолжает восстанавливаться после кризиса 2008 года. Этот уровень немного вырос по сравнению с предшествующим годом и составил 78,2 %, что приближается к плановому показателю в 82 %. Однако эти результаты отличаются для разных выпускников: доля трудоустроенных выпускников с третичным образованием выше планового показателя (82,8 %), а для получивших средние и профессиональное образование эта доля составляет на 10,2 пп меньше (72,6 %). Хотя ЕС приблизился к цели, требуются дополнительные меры по решению проблем, связанных с переходом на другую работу и уточнением требуемых профессиональных навыков. Несоответствие получаемых навыков остается значительным особенно среди выпускников бакалавриата. Это – стимул для руководителей образования пересмотреть содержание образования и образовательные стандарты, а для студентов – обдуматьсвой выбор учебной специализации.

Рис. 5 — Дисбаланс между уровнем образования и уровнем занятости, 2016

Легенда: Доля людей (в возрасте 25-44 лет), имеющих третичное (сверху) образование, диплом бакалавра (в центре) и диплом магистра (внизу), которые работают там, где традиционно требуется более низкий уровень образования.

 

Прогресса по движению к цели по охвату образованием взрослого населения с 2015 года практически не происходит. Среднее по ЕС значение 10,8 % все еще далеко от планового показателя по охвату взрослого населения формальным или неформальным образованием и подготовкой в 15 %.

Во второй части тома 2 Обзора содержится подробное описание социально-демографических проблем, описание эволюционного движения к выше обозначенным целям и обзор особенностей стран-членов ЕС.

На пути к качественному образованию для всех

 

Ухудшение результатов по владению базовыми компетенциями, зафиксированное в исследовании PISA, происходящее впериод технологического прогресса и глобализации, актуализировало тему модернизации детских садов, школ и университетов. Эти реформы будут проанализированы ниже в данном Обзоре по трем уровням:

  1. Школы, учителя и власть: как ответить школе на вызовы, связанные с изменениями базовых навыков, необходимых в современном мире, таких, например, как растущая значимость ИКТ-технологий и языковое многообразие «multilingualism»?
  2. Как Европа может помочь стареющему,большей частью женскому и часто экономически слабому учительскому сообществу повернуть современные технологии на пользу образованию, научиться действовать в мультикультурной среде и предупреждать радикализацию маргинальных молодых людей?
  3. Неотъемлемой частью модернизации высококачественного общедоступного образования должна быть работа по включению в деятельность школ родителей, местных властей и других заинтересованных сторон.

В заключении отметим, что девочки склонны показывать результаты лучше мальчиков, как показывает исследование PISA (хотя разрыв уменьшился по сравнению с 2012 годом). Также девочки реже бросают школу, чем мальчики. Среди выпускников инженерных специальностей женщин всего 27 %, в то время как среди выпускников гуманитарных специальностей женщин 67 %. Это же соотношение сохраняется и в научных специальностях, где выпускников женского пола всего 20,2 %.

Рис. 6 – Доля женщин в числе выпускников инженерных и гуманитарных специальностей, 2015.

Легенда: (1) слева: инженерное дело, производство, строительство, (2) справа: культура и искусство.

Анализ по странам. Основные тезисы.

 

Во втором томе Обзора систем образования и подготовки за 2017 год представлены двадцать восемь отдельных обзоров по странам. С ними также можно ознакомиться онлайн (ec.europa.eu/education/monitor). Все обзоры имеют такую же структуру, как и в первом томе, но дополнены межнациональным анализом с данными по каждой стране и информацией о директивных мерах и недавних реформах.

AT Австрия находится в процессе реализации реформ, начатых в 2015 году: комплекс мер, касающихся автономии школ, администрирования и деятельности общеобразовательных школ был введен с июля 2017 года. Хотя доля учащихся, бросивших школу, постоянно снижается и в 2016 году находилась значительно ниже целевого ориентира ЕС, результаты по владению базовыми навыками, как показало международное тестирование, не улучшились. Новая стратегия по социальной направленности высшего образования является важным элементом новой системы государственного финансирования университетов. В Австриив течение следующего десятилетия планируется заменить около половины всех педагогов. Это потребует привлечения и обучения необходимого числа студентов педагогических специальностей, но даст возможность для роста инновационной педагогике.В Австрии существует уникальная непродолжительная система третичного образования, представленная в образовательных программах по естественным наукам, технологиям, инженерному делу и математике. Существует тем не менее нехватка ученых, имеющих докторскую степень, которые могли бы стремиться к лидерству в инновациях.

BE Основные школьные реформы находятся на начальном этапе и требуют последовательной политической поддержки. Бельгия достигла своего национального целевого ориентира по сокращению доли учащихся, бросающих школу. Принимаются дальнейшие меры по снижению числа таких детей, которые впоследствии имеют низкую квалификацию или не имеют никакой. Проблема с неравенством в образовании стоит достаточно остро. Исследование PISA показывает большой разрыв в достижениях учащихся в зависимости от их социально-экономического статуса и мигрантских корней. Проблема только усилится, если будет расти число учащихся из неблагополучных групп населения. Новые меры в сфере организации управления школами и поддержка качества обучения могли бы помочь совместить автономность и ответственность и снизить неравенство между школами. Система непрерывного профессионального развития учителей также нуждается в совершенствовании. Охват населения третичным образованием высокий, но система находится под давлением, связанным с растущим числом студентов. Принимаемые меры не решают проблем, связанных с низким количеством выпускников по естественнонаучным направлениям и технологиям, а также с гендерным дисбалансом.

BG В Болгарии большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Власти планируют изменение модели финансирования школьного образования с тем, чтобы поддерживать равенство (направляя дополнительные ресурсы в слабые школы) и качество образования. Проблема низкого уровня успеваемости учащихся, о чем свидетельствуют результаты PISA, остается здесь одной из самых острых в ЕС. Причиной этого является комбинация нескольких факторов и проблемы неравенства. Власти предприняли новые меры для предотвращения ухода учащихся из образования. Интеграция цыган в систему образования остается проблемой, как и обособление цыганских школ. Болгарии пока не удается значительно повысить зарплаты учителям, чтобы повысить привлекательность профессии и справиться с проблемой старения педагогического коллектива. Финансирование учреждений высшего образования в зависимости от их результатов оказалось не эффективным с точки зрения предоставления равных возможностей и соответствия образования потребностям рынка труда. Болгария делает попытки улучшить качество профессионального образования и подготовки.

CY Доля 15-летних учащихся с низкими результатами владения базовыми навыками достаточно велика. Кипр занимает последнее место в ЕС по результатам учащихся по естественным наукам и математике. Гендерный разрыв по чтению самый большой в ЕС. Охват третичным образованием – один из самых больших в ЕС, однако уровень занятости выпускников с таким образованием – ниже среднего, а доля выпускников, которые работают на рабочих местах, где достаточно более низкого образования, — одна из самых высоких по ЕС. Несмотря на высокий уровень занятости населения, имеющего профессиональное образование (VET), меры по повышению привлекательности профессионального образования и подготовки еще только должны принести плоды, в том числе повысить число обучающихся. Модернизация школьного образования принесла результаты в сфере непрерывного профессионального развития педагогов и найма учителей на работу, однако все еще остаются вопросы, связанные с оцениванием учителей и учащихся. В школах принимаются специальные меры, нацеленные на предотвращение ухода детей из образования и на повышение учебных результатов учащихся, относящихся к группе риска.

CZ Уровень занятости выпускников очень высокий. Неравенство в образовательных результатах в зависимости от социально-экономического происхождения достаточно большое и особенно затрагивает цыганское население. Доля учащихся с низкими результатами владения базовыми навыками значительно выросла, особенно по естественнонаучным предметам. Зарплаты учителей остаются довольно низкими, а учительский контингент стареет, что требует дополнительных мер по повышению привлекательности профессии для талантливых молодых людей. Охват населения третичным образованием значительно вырос, начата реализация давно ожидаемой реформы высшего образования.

DE Результаты 15-летних учащихся по владению базовыми навыками по естественным наукам, математике и чтению остаются стабильными в целом, но значительно ниже у учащихся с мигрантским происхождением. Влияние социально-экономических факторов на результаты обучения снизилось, но все еще остается значительным. Государственные расходы на образование остаются ниже среднего значения по ЕС. Ожидается, что планирование финансирования столкнется с такими проблемами как демографические изменения, школьная инфраструктура, заполнение вакансий учителей, интеграция беженцев и инклюзия учащихся с особыми потребностями. Охват системой образования и ухода за детьми от 4 до 6 лет почти полный. Приоритетом является обеспечение и повышение качества дошкольного образования. Значительные усилия сделаны для интеграции беженцев во все уровни образования. Однако трудности по распределению их в школы в некоторых регионах все еще существуют. Число учащихся и выпускников учреждений высшего образования увеличивается. Профессиональное образование и подготовка становятся все менее привлекательными для молодых жителей Германии, несмотря на то, что перспективы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений (VET) высокие.

DK Для образования в Дании характерны равенство и внимание к благополучию учащихся. Тем не менее, доля отлично успевающих учащихся в Дании самая низкая по сравнению с другими Северными странами. Реформа системы профессионального обучения и подготовки в 2015 году упростила эту систему, а также привела к таким позитивным эффектам, как упрощение перехода на ступень высшего образования.Однако снижение числа учащихся, бросивших школу, все еще остается серьезной проблемой. Реформа общеобразовательных школ (Folkeskole) 2014 года находится в стадии реализации. Реформа старшей ступени среднего образования начнется в 2017/2018 гг. Бюджет финансирования общего образования уменьшился, но Дания вкладывает самые большие в ЕС инвестиции в образование. Число учащихся на уровне третичного образования удвоилось с 2008 года. Это привело к необходимости совершенствовать управление потоками студентов и ускорению обучения. Период перехода от обучения к профессиональной деятельности сравнительно большой.

EE Система школьного образования в Эстонии показывает хорошие результаты. Доля учащихся,имеющих низкие результаты владения базовыми навыками, а также уровень влияния социально-экономического статуса ученика на его результаты, низкие. Все еще остается проблемой число учащихся, бросающих школу, при этом очевидна зависимость от пола ребенка и места жительства. Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста остается ниже среднего по ЕС уровня. Зарплаты учителей значительно выросли и будут расти дальше, чтобы сделать педагогическую профессию более привлекательной и заполнять вакансии уходящих на пенсию учителей. Охват населения третичным образованием высокий и продолжает расти, однако существует гендерное неравенство. Модель финансирования университетов была пересмотрена с целью стабилизировать ресурсы и ограничить время обучения. Исследования рынка труда и трудовых навыков призваны предугадать будущие тенденции и внести необходимые для будущей экономики изменения в систему образования и подготовки.

EL Доля учащихся, имеющих низкие результаты по владению базовыми навыками по естественным наукам, математике и чтению, как показывают результаты PISA 2015, выше, чем в среднем по ЕС, и особенно высока среди учащихся с мигрантскими корнями. Пол и социально-экономический статус ребенка оказывает сильное влияние на его учебные результаты. Охват населения третичным образованием высокий, но уровень занятости выпускников остается низким. Наблюдается перенасыщение рынка специалистами в области макроэкономики, что приводит к переизбытку высококвалифицированных специалистов. Новые меры призваны повысить качество школьного образования, но усилия по достижению большей автономии и эффективности школ представляются недостаточными. Греция делает значительные усилия для предоставления образования детям беженцев, но еще остаются проблемы, связанные с их интеграцией в систему общего образования. Реформа профессионального обучения и подготовки находится в стадии реализации, однако все еще требуется повышать привлекательность этого образования и повышать число обучающихся.

ES Парламент Испании проводит общественное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами с целью разработать Социальный и политический национальный пакт об образовании, который представит условия проведения долгосрочной реформы образования. Этот процесс приостановил действие некоторых элементов Закона о повышении качества образования и других предполагаемых реформ. Навыки учащихся, как показали результаты PISA 2015, стабильны и находятся на уровне среднем по ЕС. Доля учащихся, бросающих школу, продолжает уменьшаться.Однако есть значительная дифференциация по регионам, что говорит о неравномерном прогрессе по стране. Число учащихся, остающихся на второй год, пока остается высоким. Увеличение набора учителей должно позволить решить проблему нехватки школьного персонала, а реформирование профессии педагога является одним из ключевых направлений разрабатываемого пакта. Министерство образования, культуры и спорта делает значительные усилия для предотвращения насилия и агрессивного поведения в школах. Число поступающих в учреждения высшего образования продолжает падать, а предложения рынка образования очень широки и не очень соответствуют рынку труда. Сотрудничество университетов и бизнеса усилилось в сфере исследований и инноваций, но еще не затронуло образование.

FI Проведение реформ системы образования, таких как утверждение единого учебного плана, ориентированного на компетенции 21 века, появление новых общеобразовательных школ и программ профессионального развития для учителей, должно положительно повлиять на поддержание качества системы образования. В то же время особое внимание уделяется растущей проблеме неравенства. В 2016 году число учащихся, бросивших школу, было значительно снижено впервые за несколько лет, с ослаблением гендерной дифференциации. Но с молодыми людьми с мигрантскими корнями дела обстоят значительно хуже. Результаты Финляндии по базовым навыкам в исследовании PISA 2015 продолжают падать, но все еще остаются в числе самых высоких среди Европейских стран. Продолжается сокращение финансирования системы образования. Увеличение миграции и растущие различия в учебных достижениях по разным регионам уменьшили однородность результатов.

FR Недавние реформы образования направлены на снижение неравенства. Введены в практику новый учебный план и педагогические технологии, создано 54 000 новых вакансий для педагогов в системе дошкольного и «приоритетного» образования. Число учащихся, бросающих школу ежегодно, не получив квалификацию, упало с 2009 по 2016 год на 30 %. Результаты учащихся по владению базовыми навыками остаются в сильной зависимости от их социально-экономического происхождения. Начальное педагогическое образование реформировано с целью — сделать профессию более привлекательной. Однако система непрерывного профессионального образования изменилась незначительно. Охват населения третичным образованием высокий. Произошли важные изменения в системе профессионального обучения и подготовки: улучшена интеграция начального профессионального образования (VET)в рынок труда и упрощен доступ к актуальным программам подготовки для продолжения VET.

HR Очень низкая доля учащихся, бросивших школу, является одной из сильных сторон системы образования Хорватии. Уровень владения базовыми навыками снизился и находится ниже среднего по ЕС уровня. Наблюдается связь результатов обучения с социально-экономическим статусом учащихся, а главной причиной низких результатов представляется качество учебного плана и преподавания. Охват населения системой дошкольного образования и ухода, а также системой образования взрослых остается низким по сравнению с другими странами ЕС. Несмотря на значительный недавний рост экономики и многообещающую ситуацию на рынке труда, следует больше внимание уделить проблеме низкого уровня квалификации. То же самое относится и к актуальности навыков, приобретаемых при обучении по программам профессионального и высшего образования. В рамках Стратегии в области образования, науки и технологии, подготовлен ряд реформ, в частности соответствующие реформы учебного плана. Тем не менее, в 2017 году положительные изменения не значительны.

HU Пересмотр национального учебного плана в Венгрии был запланирован в 2017 году в ответ на снижение результатов, отраженных исследованием PISA 2015. Недавно принятые меры в сфере дошкольного образования и ухода могут повлиять на уменьшение разрыва в результатах учащихся неблагополучного и привилегированного происхождения. Возросшее в 2017 году число желающих поступить на программы педагогического образования говорит о том, что принятые меры помогают привлекать новых кандидатов в профессию. Исследования трудоустройства выпускников дают представление об уровне занятости выпускников. В Венгрии существует нехватка квалифицированных кадров; причиной этого является низкое число желающих поступать в вузы и низкое число выпускников ступени третичного образования.

IE В Ирландии уровень базовых навыков учащихся по чтению, математике и естественным наукам высокий и практически не зависит от их социально-экономического происхождения. Ирландия продолжает показывать сравнительно хорошие результаты по индикаторам, отражающим долю учащихся, бросающих школу, и охват населения третичным образованием. Однако проблема неравенства в образовании пока нуждается в решении. Реформы младшей средней школы должны завершиться в 2019 году. Эти преобразования также должны лечь в основу реформирования старшей ступени среднего образования. Основные реформы системы профессионального образования и подготовки, а также высшего образования находятся в стадии разработки. Доступ к высшему образованию остается в зависимости от социально-экономического статуса, и требуются альтернативные, более профессионально ориентированные пути. Другим ключевым вопросом является будущее финансирование третичного образования.

IT Школьная реформа 2015 года вступила в силу и повлияла на улучшение образовательных результатов учащихся и на ситуацию с равенством возможностей. Доля учащихся, бросивших школу, падает, хотя все еще выше среднего по ЕС значения.Охват системой дошкольного обучения и ухода детей от 4 до 6 лет почти полный. Охват населения 30-34 лет системой третичного образования в Италии – один из самых низких в ЕС. Система высшего образования сегодня сталкивается с проблемой старения и упадка преподавательского состава. Негативные тенденции в финансировании высшего образования прекратились, и дополнительные ресурсы были выделены по мере необходимости. Переход от обучения к профессиональной деятельности остается трудным даже для высококвалифицированных специалистов. Это приводит к утечке высококвалифицированных кадров.

LT Депопуляция населения, связанная с демографическими тенденциями и эмиграцией, стала вызовом для построения эффективной системы финансирования образования. В этих условиях вызывает беспокойство низкое участие взрослого населения в образовании. Ключевыми задачами в сфере обеспечения населения дошкольным образованием являются расширение доступа к таким учреждениям, а также создание системы внешней оценки качества. Значительное неравенство между школами в центрах больших городов и в сельских районах отражается на уровне финансирования, качестве инфраструктуры, качестве преподавания и, в конечном счете, на результатах обучения.Плохое обеспечение рабочих мест учителей негативно влияет как на качество их преподавания, так и на привлекательность профессии для молодых педагогов. Сектор высшего образования имеет достаточно учреждений, но остаются проблемы с качеством и эффективностью. Эти проблемы требуют серьезных реформ.

LU Результаты PISA 2015 для 15-летних учащихся оказались значительно ниже среднего по ЕС значения по всем трем предметным областям: математика, чтение и естественные науки. Доля учащихся, бросивших школу, увеличивается с 2009 года. Амбициозная реформа, нацеленная на повышение доступа и качества дошкольного образования, началась в сентябре 2016 года. Предприняты попытки по повышению качества преподавания и поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы удовлетворить спрос на высококвалифицированные кадры, Люксембург внес в сентябре 2016 года поправки в реформу 2014 года по финансовой поддержке студентов.

LV Латвия в последнее время добилась заметного прогресса в уменьшении доли детей, бросающих школу, а также в повышении уровня базовых навыков учащихся. Новая модель финансирования высшего образования и новая система обеспечения качества готовы к реализации. Охват населения третичным образованием высокий, однако, наукоемкие сектора экономики не обеспечиваются достаточным количеством выпускников со специализацией в точных науках. Система профессионального обучения и подготовки испытывает серьезное реформирование, но есть условия для развития обучения без отрыва от производства и актуализации содержания обучения. Гендерный разрыв на любых ступенях образования значителен, женщины показывают результаты значительно лучше мужчин, как на профессиональных тестах, так и на тестах по базовым навыкам.

MT Мальта много вкладывает в свою систему образования и подготовки. Несмотря на неуклонный прогресс, доля учащихся, бросающих школу, все еще высока, а охват населения третичным образованием остается низким. Началась реализация реформы среднего образования, одной из целей которой является уменьшение числа детей, бросающих школу. Переход от обучения к профессиональной деятельности легче, чем в большинстве других стран ЕС. Охват взрослого населения системой образования относительно небольшой, особенно среди людей с низкой квалификацией.

NL Тенденция по снижению числа детей, бросающих школу, продолжилась и в 2016 году. Несмотря на в целом хорошие образовательные результаты, наблюдается спад в результатах владения базовыми навыками и рост неравенства в образовании. Учебные результаты и трудоустройство молодежи из среды мигрантов остаются серьезной проблемой. Нидерланды испытывают растущую нехватку учителей. В результате перехода от системы грантового финансирования к системе студенческих кредитов число поступающих в учреждения высшего образования упало в 2015 году, однако восстановилось в 2016 году.

PL Общие результаты обучения достаточно высокие. Польша показывает одни из лучших результатов в ЕС по доле учащихся, бросающих школу и охвату населения третичным образованием.Общий уровень владения молодежи базовыми навыками достаточно высок по сравнению с другими странами ЕС. Значительно увеличился охват детей системой дошкольного образования и ухода, но проблемы в этой сфере еще остаются. Реформирование начальной и младшей средней школы началось в сентябре 2017 года, а позже распространится и на старшую среднюю школу. Эти изменения вызывают озабоченность некоторых заинтересованных лиц. Правительство объявило о новой реформе высшего образования, нацеленной на то, чтоб повысить его качество, результаты и интернационализацию. Востребованность профессионального образования рынком труда все еще ограничена, несмотря на недавние инициативы. Реформа профессионального образования началась в сентябре 2017 года. Результаты действия реформ в области образования взрослых, направленных на решение проблем, связанных с низким интересом и участием населения в образовании, сравнимы со средними показателями по ЕС.

PT Португалия добилась успехов в повышении уровня учебных достижений учащихся и снижении числа учащихся, бросающих школу. К 2019 году планируется полностью обеспечить дошкольным образованием всех детей в возрасте от 3 до 5 лет. Подготовлена национальная программа по успешной деятельности школ (NationalPlantoPromoteSuccessatSchool), которая позволит сократить число детей, бросающих школу. Число желающих принять участие в программе для школ уже превзошло все ожидания. Охват населения третичным образованием растет, но достижение целевого ориентира «Европа 2020», скорее всего,трудновыполнимо. Проводится рад исследований с целью выявить, какие потребности существуют в системе высшего образования. Поддержка образования взрослых сегодня играет ключевую роль в политике образования, а основной целью является – повысить уровень владения базовыми навыками у населения.

RO В школьном образовании Румынии используется программа образования, в центре которой лежат компетенции. В ближайшем будущем планируется реализация программ обучения для учителей, посвященных новым методам обучения в соответствии с новым содержанием образования. Уровень результатов учащихся по владению базовыми навыками – один из самых низких по ЕС. Это связано с проблемами неравенства в образовании. Доступ к качественному общему образованию очень ограничен для учащихся сельских районов и цыган. Финансирование образования небольшое. Риски ухода детей из школы высокие, что сказывается на рынке труда и экономическом росте страны. Востребованность высшего образования рынком труда растет, однако, пока охват населения третичным образованием – самый низкий в ЕС. Ведутся попытки введения дуального профессионального образования. Участие взрослого населения в образовании остается очень низким, несмотря на высокие потребности в повышении квалификации.

SE Швеция много инвестирует в образование. Государственные расходы Швеции на образование – одни из самых высоких в ЕС. В Швеции один из самых высоких в ЕС охват населения третичным образованием, уровень занятости выпускников также очень высокий. Образовательные результаты учащихся улучшились после нескольких лет обратной тенденции, особенно значительный рост достижений учащихся выявлен по математике и естественным наукам. Неравенство в образовании растет, несмотря на попытки удержать разрыв между результатами коренных и некоренных учащихся. Привлекательность профессионального обучения и подготовки повышается.

SI Имея низкую долю учащихся, бросающих школу, и широкий охват населения третичным образованием, Словения имеет высоко образованное население. Национальные целевые индикаторы Словении «Европа 2020» уже достигнуты. Широкий охват детей системой дошкольного образования и ухода обеспечивает дальнейшие высокие результаты по владению базовыми навыками. Целями реформирования сектора высшего образования являются: обеспечение финансирования в зависимости от результатов, повышение наполняемости вузов, усиление интернационализации и повышение контроля качества высшего образования. В профессиональном образовании принимают участие много молодых людей. В организацию производственной практики внесены изменения, чтобы привлечь работодателей и помочь молодым людям перейти от учебы к профессиональной деятельности.

SV В Словакии разрабатывается единая стратегия развития образования. Результаты PISA 2015показали спад в базовых навыках и высокий уровень неравенства, а низкие результаты связывают с социально-экономическим происхождением. Существует большой дисбаланс по регионам Словакии, особенно затрагивающий сообщество цыган. Зарплаты учителей недостаточно высоки, как и их статус, что ограничивает привлекательность профессии. Система непрерывного профессионального развития не соответствует потребностям учителей. Начальное педагогическое образование недостаточно практико-ориентировано. Образование все еще недостаточно финансируется на всех уровнях. Охват населения системой третичного образования в Словакии значительно повысился, однако уровень качества высшего образования все еще не соответствует международным стандартам.Этот сектор недостаточно открыт для международного участия, в нем есть потребность в профессионально ориентированных коротких образовательных программах.

UK Великобритания показывает сравнительно высокие результаты по большинству целевых индикаторов 2020. Результаты PISA 2015 показали, что владение базовыми навыками по естественным наукам, математике и чтению находится на стабильном сравнительно высоком уровне с 2006 года. Равенство в образовании является принципиальной тенденцией развития во всех четырех частях Великобритании, а общественное обсуждение способов достижения этой цели достаточно сильно, особенно в Англии. В центре реформ финансирования школ Англии находится проблема неравного распределения этого финансирования. Низкие показатели удержания школьных учителей значительно влияют на проблемы с наймом учителей и приводят к дополнительным расходам. В Великобритании один из самых высоких по ЕС охватов населения третичным образованием.

 

Источник — Summary-2017