Мониторинг образования и профессионального обучения 2017. Франция

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Франция / науч. ред. А.А. Аринушкина, Я.В. Медведев; пер. с англ. Я.В. Медведев // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/618-monitoring-obrazovaniya-i-professionalnogo-obucheniya-2017-frantsiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Перевод: заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Второй том Мониторинга образования и профессионального обучения 2017 включает в себя двадцать восемь отчетов отдельных стран. Он основан на самых современных количественных и качественных данных для представления и оценки основных недавних и продолжающихся мер политики в каждом государстве-члене ЕС, с акцентом на событиях с середины 2016 года. Таким образом, он дополняет другие источники информации, содержащие описания национальных систем обучения и подготовки кадров.

В разделе 1 представлен статистический обзор основных показателей образования и профессиональной подготовки. В разделе 2 кратко излагаются основные сильные стороны и проблемы системы образования и профессиональной подготовки в стране. Раздел 3 фокусируется на факторах неравенства в образовании и мерах по поддержке инклюзии, опираясь в частности на данные программы ОЭСР по международной оценке навыков 2015 года (PISA), а также на последние разработки в области раннего школьного обучения и дошкольного образования и ухода. В разделе 4 рассматриваются инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Раздел 5 посвящен политике модернизации школьного образования, охватывающей, в частности, педагогическую профессию, компьютерные и языковые навыки. В разделе 6 рассматриваются меры по модернизации высшего образования. Наконец, раздел 7 рассматривает профессиональное образование и обучение взрослых.

Рукопись была завершена 15 сентября 2017 года.

Дополнительные контекстуальные данные можно найти в интернете (ec.Европа.ЕС / образование / мониторинг)

 

1. Ключевые индикаторы

     

Франция

В среднем по Евросоюзу

     

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и профессиональной подготовки 2020

       

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональную подготовку (возраст 18-24)

Всего

9,7 %

8,8 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

44,0 %

43,6 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

100,0 %12

100,0%15

93,9 %12

94,8 %15

Доля неуспевающих учащихсяв возрасте 15 лет по:

Чтению

 

18,9 %12

21,5%15

17,8 %12

19,7%15

Математике

 

22,4 %12

23,5%15

22,1 %12

22,2%15

Естественным наукам

 

18,7 %12

22,1%15

16,6 %12

20,6%15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

76,3 %

71,7 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

17,8 %

18,8 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

5,5 %

 

5,5%15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€6,213

€6,355 14

:

: 14

ISCED 3-4

 

€9,991

€10,109 14

:

: 14

ISCED5-8

€11,952

€12,013 14

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональную подготовку (возраст 18-24)

Коренное население

 

9,1 %

8,2 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся в другой стране

18,0 %

16,3 %

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Коренное население

 

44,8 %

44,3 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся в другой стране

38,7 %

39,1 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

68,2 %

62,8 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

82,1 %

77,3 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

:

:15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

:

:15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат (см. раздел 9); OECD (PISA).

Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b–разрыв временного ряда; d – определения отличаются; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor)

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на базе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 

 

2.Основные тезисы

 

— Последние реформы в сфере образования направлены на сокращение неравенства. Вступили в силу новые учебные программы и педагогические практики, создано 54 000 новых должностей преподавателей в сфере начального и «приоритетного» образования.1

— По результатам исследования PISA 2015 навыки испанских учащихся стабильно остаются на среднем уровне ЕС, а доля детей, бросающих обучение, снижается. Однако значительные разрывы в результатах в разных регионах показывают, что прогресс изменений в стране идет неравномерно. Большое число детей все еще остается в школе на второй год.

— Ожидается, что повышение набора педагогов в школы поможет решить проблему наличия большого числа временных учителей, при этом реформирование педагогической профессии является одним из главных стратегических направлений разрабатываемого Пакта об образовании.

— Министерство образования, культуры и спорта прилагает значительные усилия для предотвращения насилия и проявлений жестокости в школах.

— Прием в вузы продолжает сокращаться, при этом предложение на рынке образования достаточно большое и не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. Сотрудничество университетов и бизнеса растет в сфере исследований и инноваций, но в области образования все еще недостаточно развито.


1 — Критерии, используемые для классификации школ, относятся к долям неблагополучных социально-профессиональных групп, учеников, получающих стипендию на основе потребностей, тех, кто живет в неблагополучных городских районах, и тех, кто проходит обучение по второму разу.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Франция сталкивается с большими разрывами в показателях базовых навыков, связанных с социально-экономическим фоном учащихся. По данным Программы Международной оценки учащихся2015(ПМОУ / PISA), доля 15-летних,имеющих низкую успеваемость чуть выше среднего по ЕС во всех трех исследуемых областях (ОЭСР, 2016a). Национальные данные подтверждают сильное неравенство в чтении и письме (мужчины, 2016a). По данным PISA 2015, показатели в науке и математике средние во Франции, в то время как результаты в чтении несколько выше среднего (OECD, 2016a).

В PISA 2015 имеются большие разрывы в показателях между нижними и верхними социально-экономическими квартилями. Разрыв составляет 34,6 ППС. по сравнению со средним разрывом в ЕС в 26,2 ППС. (см. рисунок 1 ниже).2 Социально-экономическая сегрегация между школами высока3, что часто отражает концентрацию проживания людей с социально-экономическими трудностями и / или мигрантов. Разрыв в успеваемости между не иммигрантами и иммигрантами в первом поколении довольно большой (с, соответственно, 18% и 50% с низкой успеваемостью, и 9% и 1,5% с высокой успеваемостью). Социально-экономический статус составляет большую, чем в большинстве других государств-членов долю этого разрыва.

Студенты, находящиеся в неблагоприятных условиях, как правило, направляются больше к первоначальному ПОО. Существует сильная поляризация результатов: в то время как студенты в общем и технологическом среднем образовании добиваются гораздо лучших результатов, чем в среднем по ОЭСР, успеваемость в ПОО или в младших классах средней школы, при проверке— из-за второгодничества, которое возникает чаще у неблагополучных детей4 — гораздо ниже, чем в среднем по ОЭСР (DEPP, 2016c).

Неравенство увеличивается на уровне неполной средней школы (CNESCO, 2016a). CNESCO (национальный совет по оцениванию школьной системы)-созданный для оценки школьной системы — рекомендует, чтобы все новые школы имели цели в соответствии с социальным составом (CNESCO, 2017).

Франция имеет самый низкий процент студентов, выражающих мнение, что их место в школе (40,9 % против среднего показателя по ОЭСР 73 %) (ОЭСР, 2016b). Согласно опросу, чувство принадлежности уменьшается из-за восприятия учащимися негативных отношений с учителями, что может отражать недостаточную подготовку учителей к работе с трудными учениками и учебной средой.

Учителя в системе приоритетного образования, как правило, моложе, менее опытны и менее склонны к постоянной работе (OECD, 2015). В то время как данные о доле учителей из среды мигрантов отсутствуют, качественные данные интервью свидетельствуют о том, что она значительно ниже высокой доли среди учащихся (Ecorys для Европейской Комиссии, 2016). Большее количество таких учителей могло бы играть положительную роль. Недостаточная успеваемость и нехватка финансовых ресурсов, необходимых для поступления в высшие учебные заведения (включая педагогическое образование), рассматриваются в качестве основных препятствий, мешающих людям из числа мигрантов получить профессию.

Были приняты многочисленные меры по сокращению неравенства. С 2013 года создано 54 000 дополнительных преподавательских должностей, выделено дополнительное время для совместного обучения в сфере приоритетного образования. С сентября 2017 года максимальное количество учеников в классе 1 класса сократилось вдвое (до 12) в «усиленном» приоритетном образовании REP+. Это будет продлено до REP и 2 класса в 2018 году (MEN, 2017b). Другие меры включали: новые учебные программы и педагогические методы; расширение участия в дошкольном образовании и уходе за 2-летними детьми (MEN, 2016b); и местные экспериментальные меры по укреплению социальной структуры в системе неполного среднего образования (см. раздел 5 ниже). Были усилены нормативные условия и подготовка школьных психологов (MEN, 2017а).

Вышеупомянутый доклад CNESCO признает ценность перехода к более индивидуализированному обучению/поддержке. Вместе с тем он считает, что реформы не были в достаточной степени основаны на исследованиях, экспериментах или оценке и что для внедрения нового подхода будет необходимо обеспечить непрерывное профессиональное развитие учителей (ППК).

Новое правительство запустило так называемую схему «домашнее задание сделано», позволяющую учащимся младших классов средней школы делать домашнее задание в школе с сентября 2017 года бесплатно под квалифицированным наблюдением (MEN, 2017b). Это, вероятно, уменьшит неравенство в результатах образования.

Участие в дошкольном образовании и уходе (ECEC) остается низким для 2-летних (11,5% в 2015 году) (DEPP, 2016d). В приоритетном образовании участвует почти 21 % таких детей. В 2015 году 100% детей в возрасте от 4 до начального возраста обязательного образования приняли участие в ECEC. Нынешние приоритеты направлены на расширение участия детей в возрасте от 2, с постоянной осведомленности о выгодах участия с юного возраста (MEN, 2016c).


2 — Процент низких успехов среди нижней четверти по социально-экономическому показателю составляет 39,9% по сравнению с 5,2% в верхней четверти. И наоборот, доля высоких достижений среди днаквартал составляет 2%, по сравнению с 18% в верхней четверти (OECD, 2016a).

3 — В 2015 году 62,7% учащихся с неблагоприятным бэкграундом находились в 10% начальных школ (DEPP, 2016a).

4 — Обратите внимание, что недавно произошло сильное сокращение (DEPP, 2016b).


 

Всеобъемлющая реформа, мобилизующая всех игроков, снизила уровень раннего ухода из школы до 8,8 % в 2016 году, что ниже национального целевого показателя 9,5% Европа 2020 (MEN, 2017c). Национальный показатель, связанный с количеством учащихся, оставляющих образование, не имея хотя бы профессионального диплома или диплома о высшем среднем образовании, также показывает очень позитивную тенденцию: сокращение со 140 000 в 2009 году до менее 100 000 в 2016 году. Меры по сокращению ESL- раннего ухода из школы- включают: сотрудничество между школами и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами); укрепление диалога с родителями; обучение персонала профилактике ESL; возможность зачисления учащегося по проходным баллам, полученным в случае неудачной сдачи экзаменов, с тем чтобы побудить его продолжать обучение; и более широкие усилия по интеграции уязвимых групп населения, включая лиц из числа мигрантов. Недавняя мера позволяет молодым людям в возрасте 16-25 лет, которые покинули школу без сертификата или квалификации, вернуться к образованию или обучению: в 2015/2016 году более 26 000 выпускников школ сделали это. Европейский социальный Фонд способствует сокращению ESL (см. вставку 1 ниже).

Доля студентов высших учебных заведений, получающих гранты на основе потребностей, относительно высока (Eurydice, 2016). Эти гранты увеличились в количестве и сумме в 2016/2017 и теперь поддерживают 37 % студентов. Сравнительно низкая стоимость обучения не увеличивается (МЕСРИ, 2017a). Лучшие 10% учащихся старших классов средней школы получают места в привилегированных учебных заведениях (MEN, 2016d).

Рисунок 2. Низкие достижения в естественно-научном цикле по социально-экономическому статусу, 2015

Примечание: страны ранжируются в порядке убывания средней доли недополученных доходов среди нижней четверти индекса экономического, социального и культурного статуса PISA.

Источник: Европейская комиссия, DG EAC (2016). «Пиза-2015: показатели ЕС и первоначальные выводы относительно стратегий образования в Европе», на основе ОЭСР pisa в 2015 году, рисунок 3.8, URL-адрес: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/pisa — 2015-ЕС-политика-note_en.документ PDF.

Вставка 1: Европейский социальный Фонд помогает бороться с преждевременным окончанием школы во Франции

Национальная Оперативная программа ESF на 2014-2020 гг. для материковой Франции выделила58 миллионов евро для поддержки сокращения ESL, приоритет правительства на 2012-2017 годы. Финансируемые профилактические мероприятия включают: подготовку педагогических кадров; индивидуальную поддержку; «образовательные союзы» школ и внешних партнеров для поддержки молодежи; и улучшение руководства.

Кроме того, национальные и региональные оперативные программы, финансируемые в рамках инициативы по обеспечению занятости молодежи, поддерживают меры по охвату выпускников начальных школ и предоставлению им соответствующей квалификации, в частности посредством системы ученичества.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Первоначальный бюджет 2017 года включал дополнительные 3 миллиарда евро на образование. В 2015 году общие государственные расходы на образование в процентном отношении к ВВП оставались на уровне 5,5 %, что выше среднего показателя по ЕС 4,9%.5 в контексте рационализации общих государственных расходов, образование остается одним из приоритетных. Первоначальный бюджет 2017 года включал увеличение на 850 миллионов евро для высшего образования и 814 миллионов евро для повышения зарплаты учителей (премьер-министр, 2017). Новое правительство сократило эти суммы. «Будущие инвестиционные программы» нацелены на то, чтобы предвидеть будущие проблемы путем поощрения передового опыта, инноваций и сотрудничества. Третья программа, запущенная в начале 2017 года с бюджетом в 10 миллиардов евро, будет выделять треть своего финансирования на образование и исследования (Commissariat Général à L’Investissement, 2016).

В 2017 году планируется создать 12 662 дополнительных должностей для школ и дошкольных учреждений, в частности в сфере приоритетного образования, плюс 1 000 должностей преподавателей для высших учебных заведений (премьер-министр, 2017). Это позволит частично перераспределить расходы на одного учащегося в сторону более ранних уровней образования, которые сравнительно недофинансируются, несмотря на недавние улучшения (Европейская комиссия, 2016).

Демографические прогнозы предусматривают увеличение числа студентов высших учебных заведений на 14% в период между 2015 и 2025 годами (MENESR-SIES, 2017 и European Commission, 2016). В «Белой книге» по высшему образованию и исследованиям 2017 года содержится призыв к дополнительным государственным расходам в размере 10 млрд. евро на высшее образование в течение следующих 10 лет (MENESR, 2017) для удовлетворения этого увеличения (+40 000 в 2017 году) и улучшения качества преподавания и обучения.

5. Модернизация школьного образования

 

Непрерывное профессиональное развитие (CPD) учителей не используется должным образом и не признается (см. вставку и рисунок 2 ниже). По данным международного исследования ОЭСР в области преподавания и обучения за 2013 год, доля французских учителей, занимающихся CPD, сравнительно невелика (OECD, 2014). Оценки качества преподавания в школах во Франции встречаются реже, чем в других странах (OECD, 2016a).

Заработная плата учителей остается ниже заработной платы работников с высшим образованием (OECD, 2016c). Самый большой разрыв приходится на учителей начальных классов. Заработная плата будет увеличиваться в период с 2017 по 2020 год для повышения привлекательности профессии-в частности, в приоритетном образовании. Также будет увеличено финансирование непрерывного профессионального развития учителей -CPD (премьер-министр, 2017).

С сентября 2016 года новое общее ядро знаний, навыков и культуры было переведено в новые учебные программы для начального и неполного среднего образования; была начата реформа неполного среднего образования. В ходе этой реформы были введены новые междисциплинарные методы обучения, еженедельная индивидуальная поддержка,выделено больше времени для совместной работы учителей и увеличена педагогическая автономия. Всем соответствующим учителям и руководителям школ была предложена подготовка и поддержка. Новое правительство ввело некоторую гибкость для увеличения автономии школ, включая повторное введение двуязычного обучения и латинского или греческого языка в тех школах, которые желают сделать это (MEN, 2017b). В дополнение к расширению автономии Министерство объявило о более частом проведении оценки.

Ожидается принятие мер по реформированию системы среднего образования.

Был создан так называемый гражданский резерв, состоящий из добровольцев, которые будут оказывать помощь учителям в осуществлении образовательных проектов, в частности связанных со светскостью и воспитанием гражданственности.

Парламентский комитет, наблюдающий за осуществлением школьной реформы 2013 года, признал последовательность новых мер и активное участие учителей, руководителей школ и инспекторов (Comitédesuivi, 2017). Он приветствовал усилия по обеспечению более индивидуализированного обучения. Он указал на риски, связанные с быстрым осуществлением, и выразил обеспокоенность по поводу оценки новых учебных программ. Необходима соответствующая подготовка преподавателей по оценке компетенций.

План цифровой школы остается на повестке дня. Она направлена на обеспечение школ оборудованием и цифровыми образовательными ресурсами. В настоящее время 25% младших классов средней школы считаются оборудованными, цель-достичь 50% к сентябрю 2017 года (премьер-министр, 2017). Продолжалась подготовка преподавателей, онлайн Платформа, предлагающая ресурсы для цифровых методов обучения получила дальнейшее развитие. Парламент пришел к выводу, что важное значение имеет проведение оценки потребности учителей (Comitédesuivi, 2017).

Многочисленные недавние реформы были осуществлены быстро, и потребуется время, чтобы показать все их преимущества.Более того, процесс осуществления является неравномерным по всей стране; важное значение будет иметь оценка результативности.

Рисунок 3. Доля учителей младших классов средней школы, занимающихся CPD, 2012 год

Примечание: ОЭСР, TALIS 2013 результаты, международный взгляд на преподавание и обучение. «Доля учителей младших классов средней школы, которые провели ряд мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки в течение 12 месяцев, предшествовавших обследованию’

Источник: OECD TALIS 2013. Онлайн Таблица: 4.6.

Вставка 1: Реформирование начального педагогического образования и непрерывное профессиональное развитие

Начальное педагогическое образование (ITE) было реформировано в 2013 году. Будущие преподаватели должны завершить программу бакалавриата, а затем двухлетнюю магистерскую программу: MEEF, Master Métiersdel’Enseignement, del’Educationetdela Formation.’

32 колледжа («Ecoles SupérieuresduProfessoratetdel’Education» ESPEs, интегрированные в группы университетов) были созданы, чтобы обеспечить ITE на уровне магистра и предложить непрерывное профессиональное развитие (CPD) для учителей.

Первый магистерский год посвящен занятиям и аудиторному наблюдению, за которыми следует конкурсный экзамен для поступления на преподавание. Успевающие студенты продолжают обучение на втором курсе в качестве платных «учителей-стажеров»; они чередуют теоретическое образование в ESPE с работой в качестве учителя в школе, а также пишут диссертацию. После успешного завершения степени магистра они становятся учителями, консультантами по образованию или профессионалами в других образовательных и учебных ролях.

В то время как учителя-стажеры во второй год обучения поддерживаются наставниками, это редко бывает для начинающих учителей. Цифровая поддержка предоставляется французским Институтом образования (CNESCO, 2016b). CNESCO рекомендует хорошо структурированный вводный период для начинающих учителей в течение первых двух лет практики (CNESCO, 2017), в соответствии с руководящими принципами политики ЕС.

Недавняя оценка ESPEs показывает положительные элементы, такие как повышение привлекательности педагогических исследований и, в частности, альтернативный подход к обучению (IGEN/IGAENR 2016). Интересно, что 25% лауреатов конкурса 2015 года на преподавание в начальной школе стремились поменять другую профессию (CNESCO, 2016b).

В настоящее время CPD является обязательным для учителей начальных классов (18 часов в год, половина из них частично или полностью за счет дистанционного обучения в цифровом формате). Для учителей среднего образования участие в CPD не является обязательным. Комитет по мониторингу осуществления школьной реформы рекомендует усилить CPD за рамками тем, связанных с осуществлением реформ (Comitédesuivi, 2017). Необходимо укрепить роль ESPEsв CPD, а также расширить их пул инструкторов и ресурсов.

Палата аудиторов с сожалением отмечает, что участие учителей в CPD является низким как по сравнению с другими странами, так и с другими государственными служащими (Courdes Comptes, 2015 и 2017). Он также выражает сожаление по поводу того, что CPD используется главным образом для осуществления реформ, а не для совершенствования в области людских ресурсов: CPD следует лучше увязывать с фактическими потребностями персонала и основывать на исследованиях. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры0 указывают на значительные различия в предложении между регионами.

Новые профессиональные возможности, карьера и система оплаты труда, применяемые ко всем государственным служащим, были запущены в январе 2017 года и должны быть внедрены постепенно к январю 2019 года. Они, вероятно, еще больше повысят привлекательность работы учителя. Формат новой профессиональной оценки создается в целях укрепления обратной связи с учителями, вместе с единым, линейным,более регулярным и прозрачным карьерным ростом до трех уровней.Это, вероятно, будет стимулировать учителей средних школ к участию в CPD.

6. Модернизация высшего образования

 

Уровень высшего образования во Франции в возрастной группе от 30 до 34 лет в 2016 году составил 43,6%, что значительно выше среднего показателя по ЕС в 39,1%. В 2015 году Франция была на 0,8 процентного пункта ниже его первоначальных национальных целевых показателей в размере 50% в возрастной группе от 17 до 33 лет получавших высшее образование к 2017.6Этот показатель сейчас изменен до 60 % (МЕСРИ, 2015). Французские выпускники имеют гораздо больше шансов получить диплом короткого цикла (ISCED 5), чем их сверстники из ЕС (Vol.1 рис. 30).

Пропорция выпускников средней школы с профессиональным уклоном, поступающих в высшие учебные заведения, возросла более, чем в два раза с 2000 (DEPP, 2016-ый), способствуя усовершенствованию социальной структуры высшего образования (см. секцию 3 выше). Значительное количество этих студентов поступили на краткосрочные профессионально ориентированные третичные программы (SectionsdeTechniciensSupérieurs).

Показатели завершения программ бакалавриата остаются сравнительно низкими: менее 40% поступивших студентов заканчивают курс в течение четырех лет (DEPP, 2016d). Показатели прохождения курса обучения широко варьируются в зависимости от типа диплома средней школы: почти половина среди тех, кто имеет общее среднее диплом до 6% для тех, с профессиональным дипломом. Соотношение студентов к преподавательскому составу в программах бакалавриата является одним из самых высоких среди стран ОЭСР (OECD, 2016c).


 

6 — Подробнее об этом индикаторе см. документ.


Высшее образование реформируется по нескольким направлениям. Реформы, начатые в 2013 году, нацелены на достижения студентов, рационализацию, развитие цифровых технологий и повышение привлекательности педагогической профессии (Европейская комиссия, 2016). Продолжается укрепление институтов. Меры, которые будут осуществляться с сентября 2017 года, включают: отмену выборочного перехода на второй год обучения в магистратуре; и гарантию того, что все выпускники бакалавриата смогут продолжить обучение в магистратуре.

Улучшение возможностей трудоустройства студентов остается приоритетом. Вопреки средним показателям по ЕС, которые улучшились по сравнению с 2015 года, уровень занятости недавних выпускников французских высших учебных заведений продолжила падение с 2011 г. до 77,3 % в 2016 году (в среднем по ЕС был 82.8 %). Тем не менее, 90% выпускников 2013 года из «Diplômeuniversitairedetechnologie» и 92% из имеющих профессиональную степень бакалавра были трудоустроены в течение 30 месяцев после окончания (DEPP 2017b). Растет доля студентов высших учебных заведений во всех типах учебных заведений и программах, проходящих стажировку или период ученичества (DEPP, 2016d).

Предпринимательство, образование и инновации поддерживаются схемой pite‘. Предпринимательство и инновации включаются в процесс обучения студентов во всех областях. Национальный статус «студент-предприниматель» был создан для студентов, участвующих в стартап-проекте (MESRI, 2017b), и число бенефициаров увеличивается.

Закон о равенстве и гражданстве от Января 2017 года предусматривает обязательную проверку знаний, навыков и компетенций, приобретенных в результате не академической деятельности, с аспектом участия общественности. Внедрение началось в сентябре 2017 года.

Новая программа была запущена в начале 2017 года, чтобы приветствовать ученых-мигрантов (PAUSE). Финансируемая Министерством высшего образования, исследований и инноваций, она выделяет первоначальный 1 миллион евро в виде грантов высшим учебным заведениям для их интеграции (CollègedeFrance, 2017).

7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Доля учащихся старших классов средней школы (МСКО 3) в профессиональном образовании и обучении (ПОО) несколько снизилась в 2015 году до 41,5 %, что ниже среднего показателя по ЕС в 47,3 %. Уровень занятости недавних выпускников ISCED 3 VET в 2016 году составил 64,8 %,что также ниже, чем в среднем по ЕС 75%. Участие взрослых в обучении довольно высоко на уровне 18,8 % в 2016 году, что значительно выше 10,8% в среднем по ЕС; это только 7,5 % для низкоквалифицированных взрослых, достигших не более 2 МСКО.

Рекомендации Франции по странам Европейского семестра 2017 года включали следующее: «улучшить доступ к рынку труда для ищущих работу, в частности, менее квалифицированных работников и людей из мигрантской среды, в том числе путем пересмотра системы профессионального образования и обучения.»(Совет Европейского Союза, 2017).7

Уровень занятости выпускников ПОО на всех уровнях увеличивается после трех лет снижения или стагнации. Это положительно сказывается на привлекательности отрасли. Кроме того, половина выпускников ПОО принимаются на работу по постоянным контрактам, а половина выпускников,прошедших ученичество -на работу в компании, в которых они завершили обучение (DEPP 2017a).


 

7 — Подробнее http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9295-2017-INIT/en/pdf.


 

Предыдущее правительство стремилось решить проблему сокращения числа студентов ПОО, включая создание так называемого «паркур Авенир», направленного на улучшение информирования молодежи об образовательных и профессиональных возможностях. Акт о труде(LabourAct) 2016 года планирует обнародование трудоустройства групп ПОО на начальном этапе. Ежемесячный финансовый стимул в размере 200 евро (в течение четырех месяцев) будет выплачиваться в 2017 году выпускникам ПОО социально-экономического неблагополучного происхождения для поддержки их поиска работы. В 2016 году был введен декрет о реформировании системы поиска работы и выдачи сертификата качества (Qualéduc).

Для поддержки трудоустройства учеников в 2016 году была создана сеть региональных послов по ученичеству (генеральных директоров компаний). После ряда мер, показатели обучения составляет 405 000, с растущей долей выпускников высших учебных заведений.

Для обучения взрослых личный учебный счет, начатый в рамках реформы ПОО 2014 года, позволяет людям получить до 150 часов обучения (до 400 для людей с низкой квалификацией). Он может также использоваться для оценки навыков, подтверждения, поддержки предпринимательства, а также для получения нового сертификата «основные профессиональные навыки» (CléA), предназначенного для расширения возможностей низкоквалифицированных взрослых на рынке труда. Самые последние данные свидетельствуют о том, что 4,7 миллиона имеющих право на участие взрослых (около 20% от общего числа) открыли счет и более 1 миллиона человек прошли обучение.

Упрощены способы получения квалификации. Реформа 2014 года ввела понятие «блоки навыков» (охватывающие профессиональные и трансверсальные навыки и знания) в качестве решения для обеспечения путей и повышения их гибкости. Профессиональные квалификации состоят из блоков результатов обучения, структурированных по блокам. Последнее может быть подтверждено для облегчения поэтапного приобретения полной квалификации.

8. Ссылки

 

Collège de France (2017), Programme national PAUSE. http://www.college-de-france.fr/site/programme-pause/

Council of the European Union (2017), Council Recommendation on the 2017 National Reform Programme of France and delivering a Council opinion on the 2017 Stability Programme of France. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9295-2017-INIT/en/pdf

CNESCO (2016a) (Conseil national d’évaluation du systèmescolaire), Inégalitéssociales. Comment l’écoleamplifie-t-elle les inégalitéssociales et migratoires?,Septembre 2016. http://www.cnesco.fr/fr/inegalites-sociales-et-migratoires-comment-lecole-les-amplifie/

CNESCO (2016b), Le métier d’enseignant attire-t-iltoujours? Novembre 2016. https://www.cnesco.fr/fr/le-metier-denseignant-attire-t-il-toujours/

CNESCO (2017), Trentepréconisations pour améliorerl’éducationen France, Mars 2017. https://www.cnesco.fr/fr/30-preconisations/

Comité de suiviLoi de refondation de l’Ecole (2017), Rapport annuel. http://www.assembleenationale.fr/presidence/Loi-de-refondation-de-l-ecole-synthese-2017.pdf

Commissariat Général à l’Investissement 2016, Préparer la France aux défis de demain. http://www.gouvernement.fr/sites/default/files/contenu/piece-jointe/2016/06/pia3.pdf

Cour des Comptes (2015), La formation continue des enseignants, Avril 2015. https://www.ccomptes.fr/Publications/Publications/La-formation-continue-des-enseignants

Cour des Comptes (2017), Le remplacement des enseignants absents, Mars 2017. https://www.ccomptes.fr/Publications/Publications/Le-remplacement-des-enseignants-absents

DEPP (2016a) (Direction de l’évaluation, de la prospective et de la performance, Ministère del’Educationnationale), La ségrégation entre les collèges, Pauline Givord, Marine Guillerme, Olivier Monso, Fabrice Murat, Education et Formations, n ° 91, Septembre 2016. http://cache.media.education.gouv.fr/file/revue_91/03/4/depp-2016-EF-91-La-segregationsociale-entre-les-colleges_635034.pdf

DEPP (2016b), Les élèves du second degré à la rentrée 2016: unebaissegénéralisée du taux deredoublement, Décembre 2016. http://cache.media.education.gouv.fr/file/2016/17/1/depp-ni-2016-41-constat-2d-degre-2016_689171.pdf

DEPP (2016c) Note d’information n°37, Décembre 2016. http://cache.media.education.gouv.fr/file/2016/39/3/depp-ni-2016-37-PISA-2015-culturescientifique_678393.pdf

DEPP (2016d), Repères et référencesstatistiques 2016. http://cache.media.education.gouv.fr/file/2016/97/5/depp_rers_2016_614975.pdf

DEPP (2017a), Le niveau de formation et de diplômedemeuretoujoursdéterminant dans l’insertiondes apprentis, Note d’information n°11, juin 2017. http://cache.media.education.gouv.fr/file/2017/24/1/NI-EN-11-2017_763241.pdf

DEPP (2017b), Repères et référencesstatistiques 2017, edition 2017, http://www.education.gouv.fr/cid57096/reperes-et-referencesstatistiques.html%20%20http://www.education.gouv.fr/cid57096/reperes-et-referencesstatistiques.Html

Ecorys for the European Commission (2016), Study on the Diversity within the Teaching Profession with Particular Focus on Migrant and/or Minority Background, annexes. http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/study/2016/teacherdiversity-annexes_en.pdf

European Commission (2016), Education and Training Monitor 2016 — France, Novembre 2016. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/monitor2016-fr_en.pdf

European Commission/EACEA/Eurydice (2016), Structural indicators on early childhood educationand care in Europe, 2016 . https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/../images/2/26/Early_Childhood_Education_and_Care_.pdf

Eurydice (2016), National Student Fee and Suport systems in European Higher Education 2016/17. http://bookshop.europa.eu/is-bin/INTERSHOP.enfinity/WFS/EU-Bookshop-Site/en_GB/-/EUR/ViewPublication-Start?PublicationKey=ECAE16002

IGEN/IGAENR (2016) (Inspection générale de l’Educationnationale/Inspection générale del’administration de l’Educationnationale et de la recherche), La mise en place des écolessupérieures du professorat et de l’éducation au cours de l’année 2015-2016, Septembre 2016. http://cache.media.education.gouv.fr/file/2016/74/9/2016-062_ESPE_653749.pdf

MEN (2016a) (Ministère de l’EducationNationale), Evaluation des acquis des élèves, noted’information n°21, Juillet 2016. http://www.education.gouv.fr/cid54177/cedre-2015-nouvelleevaluation-en-fin-de-college-competences-langagieres-et-litteratie.html

MEN (2016b), Prioritéégalité: assurer l’égalité sur tout le territoire et soutenirl’ambition de tousles jeunes. http://www.education.gouv.fr/cid114497/priorite-egalite.html

MEN (2016c), Réussir le développement de la scolarisation des enfants de moins de 3 ans. http://www.education.gouv.fr/cid100762/reussir-le-developpement-de-la-scolarisation-desenfants-de-moins-de-3-ans.html

MEN (2016d), Dispositif ‘meilleursbacheliers’, Septembre 2016. http://www.education.gouv.fr/cid91247/le-dispositif-meilleurs-bacheliers.html

MEN (2017a), Création du corps de psychologues de l’Educationnationale, Février 2017. http://www.education.gouv.fr/cid112672/publication-du-decret-rendant-effective-la-creation-ducorps-de-psychologues-de-l-education-nationale.html

MEN (2017b), Rentrée 2017 – 4 mesures pour bâtirl’école de la confiance. http://www.education.gouv.fr/cid117637/rentree-2017-4-mesures-pour-batir-l-ecole-de-laconfiance.Html

MEN (2017c), Tousmobilisés pour vaincre le décrochagescolaire, Mai 2017. http://www.education.gouv.fr/cid84031/tous-mobilises-pour-vaincre-le-decrochage-scolaire.html

MENESR (2017), Livre Blanc de l’EnseignementSupérieur de la Recherche 2017. https://cache.media.enseignementsuprecherche.gouv.fr/file/Actus/04/1/ESR_Livre_Blanc_707041.pdf

MENESR-SIES (2017), Note d’information 17.05, Avril 2017. https://cache.media.enseignementsuprecherche.gouv.fr/file/2017/15/2/NI5_avril2017_749152.pdf

MESRI (2015) (Ministère de l’EnseignementSupérieur, de la Recherche et de l’Innovation), Pourunesociétéapprenante, propositions pour unestratégienationale de l’enseignementsupérieur, https://cache.media.enseignementsuprecherche.gouv.fr/file/STRANES/12/2/STRANES_entier_bd_461122.pdf

MESRI (2017a), Communication en Conseil des Ministres, amélioration des conditions de vieétudiante, Avril 2017. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid29939-cid115383/communication-en-conseil-des-ministres-amelioration-des-conditions-de-vieetudiante.Html

MESRI (2017b), Entrepreunariatétudiant. https://www.pepite-france.fr/OECD (2014), TALIS 2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning, Paris:OECD Publishing. http://www.oecd.org/edu/school/talis.htm

OECD (2015), Débats sur la politiques migratoires, lécoleest-elle (encore un des principauxvecteursd’intégrationen France?), Septembre 2015. http://www.oecd.org/france/is-school-stillone-of-the-main-routes-of-integration-in-france.pdf

OECD (2016a), Programme for International Student Assessment 2015, volume I. http://www.oecd.org/education/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm)

OECD (2016b), PISA volume III. https://www.oecd.org/pisa/PISA-2015-Results-Students-Wellbeing-Volume-III-Overview.pdf

OECD (2016c), Education at a Glance 2016. http://www.oecd.org/edu/education-at-a-glance-19991487.htm, indicator D3 How much are teachers paid?

Prime Minister (2017), National Reform Programme 2017. http://proxy-pubminefi.diffusion.finances.gouv.fr/pub/document/18/22401.pdf)

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покинувших обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_uoe_enra10 + tps00179

Уровень занятости недавних выпускников

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием на протяжении жизни

trng_lfse_03

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

9. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.