Мониторинг образования и профессионального обучения 2017. Швеция

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Швеция / науч. ред. А.А. Аринушкина, Я.В. Медведев; пер. с англ.  Я.В. Медведев // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/649-monitoring-obrazovaniya-i-professionalnogo-obucheniya-2017-shvetsiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Перевод: заместитель директора СПБ ИУО РАО, Медведев Я.В.

Второй том Мониторинга образования и профессионального обучения 2017 включает в себя двадцать восемь отчетов отдельных стран. Он основан на самых современных количественных и качественных данных для представления и оценки основных недавних и продолжающихся мер политики в каждом государстве-члене ЕС, с акцентом на событиях с середины 2016 года. Таким образом, он дополняет другие источники информации, содержащие описания национальных систем обучения и подготовки кадров.

В разделе 1 представлен статистический обзор основных показателей образования и профессиональной подготовки. В разделе 2 кратко излагаются основные сильные стороны и проблемы системы образования и профессиональной подготовки в стране. Раздел 3 фокусируется на факторах неравенства в образовании и мерах по поддержке инклюзии, опираясь в частности на данные программы ОЭСР по международной оценке навыков 2015 года (PISA), а также на последние разработки в области раннего школьного обучения и дошкольного образования и ухода. В разделе 4 рассматриваются инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Раздел 5 посвящен политике модернизации школьного образования, охватывающей, в частности, педагогическую профессию, компьютерные и языковые навыки. В разделе 6 рассматриваются меры по модернизации высшего образования. Наконец, раздел 7 рассматривает профессиональное образование и обучение взрослых.

Рукопись была завершена 15 сентября 2017 года.

Дополнительные контекстуальные данные можно найти в интернете (ec.Европа.ЕС / образование / мониторинг)

 

1. Ключевые индикаторы

 

 

 

Швеция

В среднем по Евросоюзу

 

 

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и профессиональнойподготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональнуюподготовку (возраст 18-24)

Всего

7,1 %

7,4 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

48,3 %

51,0 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

95,9 %12

95,0 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля неуспевающих  учащихсяв возрасте 15 лет по:

Чтению

 

22,7 %12

18,4%15

17,8 %12

19,7%15

Математике

 

27,1 %12

20,8%15

22,1 %12

22,2%15

Естественным наукам

 

22,2 %12

21,6%15

16,6 %12

20,6%15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

84,9 %

86,7 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

28,4 %

29,6 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

6,6 %

 

6,5 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€8,114

€8,02014

:

: 14

ISCED 3-4

 

€8,242

€7,99514

:

: 14

ISCED5-8

€17,461

€17,56814

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и профессиональную подготовку (возраст 18-24)

Коренное население

 

6,3 %

5,9 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся в другой стране

12,2 %

15,2 %

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Коренное население

 

49,6 %

51,9 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся в другой стране

45,1 %

49,2 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

80,2 %

81,6 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

89,9 %

91,4 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

2,5%

2,2 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

24,0 %

16,6 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA).

Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b–разрыв временного ряда; d – определения отличаются; p – промежуточный; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor)

 

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DGEducationandCulture на базе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 

2.Основные тезисы

 

— Швеция инвестирует значительные средства в образование, при этом общие государственные расходы на образование являются одними из самых высоких в ЕС.

— Швеция имеет один из самых высоких уровней высшего  образования в ЕС и уровень занятости  выпускников с высшим образованием  очень высок.

— Результаты школьного образования улучшились после многих лет снижения показателей, особенно значительно улучшение результатов по  математике и чтению.

— Неравенство  растет: преодоление возрастающего разрыва в успеваемости между учащимися из числа коренного населения и родившимися за рубежом является вызовом

— Повышается привлекательность профессионального образования и обучения.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Шведская школьная система была относительно сбалансирована, но по результатам обучения есть признаки растущего неравенства. Согласно программе ОЭСР по международной оценке навыков (PISA) 2015 года, влияние социально-экономического статуса на успеваемость учащихся по естественно-научным предметам в возрасте 15 лет соответствует  среднему  показателю по ОЭСР. Однако, если в 2006 году  находящийся в более благоприятных социально-экономических условиях студент набрал  на 77 баллов  выше в предметах естественно-научного цикла, чем студент в менее благоприятных условиях, то в 2015 году разница увеличилась до 94 баллов (эквивалент более 3-х лет обучения).

Разрыв в успеваемости между учащимися из числа коренного населения и родившимися за рубежом, остается высоким  и  продолжает расти по мере роста численности мигрантов. В PISA-2015, каждый второй учащийся из родившихся за рубежом показали знания  ниже базового уровня в естественно-научном цикле. Хотя доля низких показателей  меньше среди второго поколения (т. е. уроженцев данной страны,но с  родителями-иностранцами), она остается высокой на уровне 33,3 %. Среди учащихся, не являющихся мигрантами, эта доля равна 16,7% (Рисунок 2). Эти результаты важны, учитывая резкий рост учащихся из среды мигрантов. Они составили 17,4 % населения по оценке PISAв 2015 году по сравнению с 11% по оценке PISA в 2006 году (OECD, 2016c).

Переход от обязательного школьного образования к старшим классам школы является препятствием для многих учащихся, родившихся за рубежом. По окончании обязательного школьного образования после 9-го класса (16 лет) каждый второй учащийся, мигрировавший после 7-летнего возраста, не имеет права на «национальную программу» для старших классов средней школы.1  “Этот крайне высокий процент сопоставим с менее чем 10 % для местных студентов (NAE, 2015b). Показатель резко возрастает до 72 % среди тех, кто поступает в последние 4 года обязательного  школьного образования. Учащиеся, не имеющие права на «национальную программу», направляются на одну из пяти «адаптационных программ».2Первоначально программы предназначались для оказания адресной поддержки малочисленным учащимся, испытывающим трудности, и оказания им помощи в преодолении разрыва на рынке труда или в дальнейшем образовании. Однако на практике эти программы, в частности «индивидуальная альтернатива», рассчитаны на учащихся с недостатками в навыках и действуют в качестве сдерживающего фактора до тех пор, пока учащиеся не покинут систему образования. 31 % всех «независимых альтернативных» учащихся являются иностранцами, часто «попавшими в ловушку» во время учебы вместе со слабо мотивированными учащимися (OECD, 2016d). Отсутствуют руководящие принципы организации этих программ, а связи между «национальными» и «адаптационными программами» недостаточно развиты (SOU, 2016a).


1 — С 1 июля 2011 года было проведено 18 «национальных» программ старших классов средней школы: 6 подготовительных программ высшего образования и 12 профессиональных программ.

2 — Это: подготовительное образование, программные индивидуальные варианты, вводный курс профессионально-технической подготовки,индивидуальная альтернатива и лингвистические основы.


 

Рисунок 2. Доля лиц с низкими достижениями в естественно-научном цикле среди мигрантов в 2015 году (%)

Источник: ОЭСР (PISA 2015). Онлайн новый код данных: Таблица I. 7.5 a.

 

С 2008 года разрыв в успеваемости между учащимися из числа коренного населения и родившимися за рубежом увеличился. Это отражает изменения в составе учащихся-мигрантов. Более высокая доля недавних мигрантов прибыла в более позднем возрасте; те, кто мигрировал позже семилетнего возраста , все чаще приезжают из стран с более слабой школьной системой. Учащиеся, родившиеся в Африке, и не сопровождаемые несовершеннолетние подвергаются наибольшему риску неуспеваемости  в школе (NAE, 2016a; Grönqvistetal. 2017,). Несмотря на то, что уровень раннего ухода из школы ниже среднего по ЕС (7,4 % v 10,7 % в 2016 г.), существует растущая разница между учащимися из числа коренного населения(5,9%) и родившимися за рубежом (15,2%).

Высокое качество дошкольного образования (ECEC), отсроченный контроль и низкий уровень второгодничества поддерживают равенство. Но выбор школы может этому помешать. Система дошкольного образования (ECEC) достаточно хорошо развита, с учебной программой, обеспечивающей как академическое, так и социально-эмоциональное развитие. Показатели участия высоки: 93% детей в возрасте 3 лет участвуют в программе ECEC, а с 4 лет-95%.Обязательное образование-начальное и неполное среднее образование-организовано в единую структуру и отслеживается по окончании общего школьного образования. Показатели второгодничества низки: 4% 15-летних оставались на второй год, против среднего показателя по ОЭСР более 11% (OECD, 2017b). Однако распределение школьных ресурсов между муниципалитетами неодинаково и не гарантирует равных возможностей для обучения. Существует также сильная связь между успеваемостью и типами школ, которые посещают учащиеся (OECD, 2017b). Концентрация учащихся с низким социально-экономическим статусом в неблагополучных школах в значительной степени является результатом сегрегации по месту жительства. Тем не менее, имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что выбор школы, который был частью комплексных школьных реформ 1990-х годов, усугубил школьную сегрегацию (Kallstenius, 2010).3

Приоритетной задачей остается привлечение вновь прибывших учащихся в школьную систему. В 2016/2017 учебном году в обязательные школы поступило около 80 000 вновь прибывших учащихся, что на 17 000 4 больше, чем годом ранее. Хотя прием в школы по-прежнему в основном оставлен на усмотрение местного муниципалитета и директора, руководящие принципы центрального правительства начали устанавливать стандарты. С 1 января 2016 года картирование навыков является основой для зачисления учащихся в класс и планирования их обучения. Вновь прибывшим учащимся могут быть предложены вводные классы сроком до 2 лет для обеспечения их поэтапного перехода в обычное школьное образование. Тем не менее, структурированная оценка знаний учащихся по различным предметам по-прежнему несовершенна. Прогресс не отслеживается систематически, и документация о способностях не может быть передана в случае переезда в другой муниципалитет (Национальная Школьная инспекция, 2017). Еще одной проблемой является преодоление разрыва между школами и недавно прибывшими  (в страну) родителями (Bunar, 2016). Кроме того, распределение вновь прибывших учеников неравномерно, как между муниципалитетами, так и между школами (NAE, 2017a).5

Правительство увеличило объем ресурсов, выделяемых на борьбу с неравенством. В весеннем бюджете 2017 года наименее благополучные обязательные школы получили дополнительно 500 млн. шведских крон (52 млн. евро). Для повышения качества «вводных программ» было выделено 150 млн. шведских крон (15,6 млн. евро). В проекте бюджета на 2018 год дополнительно выделено 1,5 млрд шведских крон (153 млн евро) для улучшения равенства в школах. Повышенное внимание правительства к проблеме неравенства соответствует предложению шведской школьной комиссии, которая призвала инвестировать дополнительные 6 миллиардов шведских крон (613 миллионов евро) в ближайшие 3 года для решения проблемы неравенства (SOU, 2017). В январе 2017 года правительство также объявило о долгосрочном инвестиционном плане (охватывающем 2017-2025 годы) для поддержки муниципалитетов и независимых школ в предоставлении высококачественного образования вновь прибывшим учащимся(MoER, 2017).


3 — Политика выбора школы была направлена на создание стимулов для школ, предлагающих лучшее качество для всех. На практике,учащиеся с более выгодным социально-экономическим положением и хорошо информированными родителями склонны отказываться от школ,в которых преобладают социально-экономически неблагополучные учащиеся, что способствует сегрегации в школе.

4 — Новоприбывшими учащимися являются учащиеся в возрасте 7-18 лет, которые мигрировали в Швецию без базовых знаний шведского языка. Учащийся считается новоприбывшим на срок до 4 лет после начала учебы.

5 — 10% муниципалитетов разместили 41% всех вновь прибывших учеников. В муниципальных школах недавно прибыли 9% учащихся по сравнению с 3% в частных школах.


Вставка 1: «Включайся 2.0» не позволяет молодым людям рано покидать школу

Проект «Включайся 2.0» (2015-2018) направлен на повышение качества полного среднего образования и увеличение числа молодых людей, успешно завершивших его. Целевая группа-это учащиеся в возрасте от 15 до 24 лет, обучающиеся либо в обязательной, либо в старшей средней школе, либо в рамках вводной программы на уровне выше среднего, которые рискуют прервать учебу или уже бросили школу. Вновь прибывшие учащиеся являются важной целевой группой.

Восемьдесят из 290 муниципалитетов Швеции приняли участие в следующих мероприятиях::

* наставничество и коучинг для построения позитивных отношений с учащимися;

* выявление препятствий, мешающих учащимся посещать школу;

* разработка индивидуальных учебных планов и более эффективных путей обучения для вновь прибывших.

Включайся 2.0 реализуется шведской Ассоциацией местных органов власти и регионов в сотрудничестве с восемью регионами Швеции. Она софинансируется  участвующими муниципальными учреждениями и регионами и Европейским социальным Фондом (ЕСФ). С бюджетом в 160 миллионов шведских крон (16,4 миллиона евро) и почти 11 000 молодых людей, Включайся2.0 является крупнейшим проектом сотрудничества в Швеции, который решает проблемы раннего ухода из школы .

Цифровая платформа Pluginnovation на http://pluginnovation.se/eng изучает проекты, делится методами, результатами исследований и полученными уроками. Больше информации на https://skl.se/english-plugin/.

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Инвестиции в образование оставались стабильными на протяжении последнего десятилетия. Общие государственные расходы на образование были одними из самых высоких в ЕС в 2015 году, и составляли 6,5% ВВП,и 13%  общих государственных расходов. С начала 1990-х годов финансирование как обязательного, так и полного среднего образования было полностью децентрализовано. На образование приходится значительная доля общих расходов муниципалитетов, что составляет в среднем 40% бюджета муниципалитета (OECD, 2016b). Большая часть финансирования школ осуществляется за счет муниципальных налогов, а около 10%-за счет прямых инвестиций центрального правительства.6 существуют различия между муниципальными образованиями в том, как они распределяют ресурсы школам, с некоторым учетом финансирования по социально-экономическим критериям. Все школы финансируются государством независимо от того, являются ли они муниципальными или частными.7

Швеция инвестирует в высшее образование больше, чем в среднем по ЕС. Общие расходы на сектор высшего образования, включая исследования, расходы центральных государственных органов управления и учебную поддержку студентов, составляют 1,81% ВВП. Наибольшая доля финансирования (80%) поступает из государственных источников. Частное финансирование является главным образом дополнительным финансированием проводимых исследований. Еще 5% финансирования из ЕС, других международных источников и финансовых доходов (шведское высшее Управление по вопросам образования, 2017).


6 — В 2017 году общий объем прямых инвестиций центрального правительства в образование составил 11 млрд. Шведских крон (евро1,14 млрд.)

7 — В 2015/2016 году один из семи школьников первой ступени основного общего образования школы и более чем один из четырех старшеклассников посещали частные школы.


5. Модернизация школьного образования

 

Результаты школьного образования с точки зрения владения базовыми навыками улучшились после многих лет снижения успеваемости. В PISA 2015 успеваемость учащихся  значительно улучшилась в математике и чтении по сравнению с 2012 годом и оставалась в целом стабильной в естественно-научном цикле. Доля лиц с низкими достижениями в настоящее время близка к среднему показателю по ЕС во всех трех основных областях. 3,9% 15-летних имеют лучшие оценки по всем трем предметам, что  чуть выше среднего показателя по ЕС 3,7%. В математике Швеции удалось повысить отличные показатели, увеличив долю лучших результатов примерно до 10%. Это выше, чем в 2012 году, но тенденция с 2003 года по-прежнему свидетельствует о снижении количества лучших результатов  в математике. Доля  ведущих отличных результатов существенно не изменилось в естественно-научном цикле по сравнению с 2006 годом или в чтении по сравнению с 2009 годом. Девочки и мальчики дают аналогичные результаты в естественно-научных предметах и математике, но в чтении вдвое больше мальчиков (24%), чем девочек (12%), показывают низкие результаты (OECD, 2016), это  более широкий разрыв, чем в среднем по ЕС.

Меры направлены на повышение базовых навыков учащихся. Правительство уделяет приоритетное внимание «раннему вмешательству», т. е. первым годам обучения в школе, и продолжает выделять Центральный грант в размере 2,3 млрд. шведских крон (0,2 млрд. евро) в учебный год для дошкольного класса и 1-3 классов (7-9 лет). Учебные заведения и школы могут использовать субсидии, чтобы уменьшить размеры класса и привлечь больше учителей начальной школы или  дефектологов. Согласно Гарантии «чтение-письмо-арифметика», которая должна вступить в силу в июле 2018 года, все студенты должны  достичь базового уровня в чтении, письме и математике по окончании 3-го класса. Для обеспечения этой гарантии предлагается обязательное картирование успеваемости учащихся в дошкольном классе и дальнейшие диагностические тесты в 1 и 3 классах. Они также будут иметь право на поддержку в развитии математики, чтения и письма (SOU, 2016b).

Набор и удержание талантливых специалистов в преподавательской сфере остается сложной задачей. Учителя покидают профессию (SOU, 2016c), и 39% учителей составляют 50 или старше (OECD, 2017a). Почти 60 000 новых штатных учителей и более 24 000 учителей дошкольных учреждений должны быть набраны к 2019 году для удовлетворения спроса (NAE, 2015a). По данным Национального союза учителей, в начале 2016/2017 учебного года образовался дефицит в 5 000 учителей. Наем на работу сдерживается низким статусом учителей и заработной платой ниже среднего уровня по ОЭСР и ЕС-22 в дальнейшем в карьере (OECD, 2014 и OECD, 2016a).

Правительство увеличивает финансирование, чтобы сделать профессию учителя более привлекательной. Правительство выделило 3 млрд. шведских крон (0,31 млрд. евро) в год на повышение заработной платы учителей. Начиная с 2016/2017 учебного года, один из трех учителей и воспитателей, 65 369 в общем, выиграл от  инициативы государства «Повысить зарплату учителям». Это дало  ежемесячное повышение заработной платы в среднем на 2 600 шведских крон (271 евро). С осени 2016 года учителя и учителя дошкольных учреждений получили 1,4 млрд шведских крон (0,15 млрд евро), что составляет 90 % от запланированного бюджета (NAE, 2017b). Реформа развития карьеры, начатая в 2013 году, также предусматривает повышение заработной платы, связанное с шагами продвижения по службе для каждого шестого учителя. Это составляет 5 000 крон (528 евро) в месяц для учителей 1 категории 8 и SEK 10 000 (1 056 евро) в месяц для старших преподавателей.9 правительство продолжает поддерживать непрерывное профессиональное развитие учителей (Вставка 2) и выделит около 3 600 новых учебных мест, уделяя особое внимание преподавателям шведского языка как второго языка.


8 — Учителя, которые выделяются в своей педагогической практике.

9 — Преподавателей со степенью лицензирования.


Вставка 2: Инновационное профессиональное развитие в математике и чтении

‘Импульс для математики’ (‘Matematiklyftet’) и ‘импульс для чтения’ (‘Läslyftet’) являются наиболее значимыми  совместными учебными программами, , когда-либо разработанными в Швеции, ориентированными на обучение рабочей силы. Программы основаны на исследованиях по совершенствованию школы и проходят локально в школах. Они фокусируются на взаимном обучении учителей тому, как они планируют, проводят и оценивают свое обучение — подход, отличный от традиционного индивидуального профессионального развития. «Импульсы предоставляют учителям новые инструменты для развития их собственного обучения и в конечном итоге улучшения навыков учащихся(NAE, 2016d).

К концу 2016 года 35 580 учителей математики-три из четырех учителей математики в обязательных и старших классах школ-приняли участие в программе «Импульс для математики» (2012-2016) не менее 1 года. Кроме того, было подготовлено 1 668 преподавателей и 2 961 завучей. Дидактический материал был разработан Национальным Агентством по образованию совместно с более чем 20 университетами и национальным центром математического образования. Согласно опросам (NAE, 2016b), учителя поддержали инициативу и считают, что теперь они более осведомлены о своей роли, лучше общаются в классе  и могут  адаптировать  преподавание к различным потребностям учащихся. Стоимость Программы оценивается в 56 млн. евро.

20 000 учителей и 1 600 школ приняли участие в программе «стимул для чтения» (2015-2018). Хотя основной целевой группой являются учителя в обязательных и старших классах средней школы, эта программа была распространена на дошкольные учреждения в целях улучшения преподавания шведского языка детям, не владеющим родным языком. Общий объем финансирования программы увеличивается с 6,2 млн. евро до 9,5 млн. евро, а дошкольные учреждения получат 0,62 млн. евро в 2017-2019 годах.

В PISA 2015 успеваемость студентов по математике заметно выросла по сравнению с 2012 годом. Хотя еще рано говорить о том, что изменило предыдущую негативную тенденцию, «импульс для математики», возможно, сыграл свою роль.

6. Модернизация высшего образования

 

Уровень высшего образования в Швеции находится на рекордно высоком уровне, а уровень занятости недавних выпускников высших учебных заведений является одним из самых высоких в ЕС (Рисунок 3). 51%10  30-34-летних с законченным  высшим образованием, выше чем в среднем по ЕС- 39.1% и намеченной цели по всей Европе к 2020 -45-50 %. Текущая тенденция к росту может замедлиться, так как число абитуриентов высшего образования ежегодно сокращался в период между пиковыми показателями 2009/2010 (107 000 абитуриентов) и 2015/2016 (86 000 абитуриентов). Четверть всех поступающих из-за рубежа, более половины из них из стран ЕС/ЕЭЗ и Швейцарии. После резкого падения в 2011/2012 гг., когда плата за обучение была введена для студентов из-за пределов ЕС / ЕЭЗ и Швейцарии, общее количество иностранных студентов, в том числе платных, теперь начало увеличиваться (шведское Управление высшего образования, 2017). Средний возраст абитуриентов традиционно высок, но доля 21-летних или моложе абитуриентов выросла в последние годы, каждому  второму сейчас 21 или меньше. Это отчасти объясняется численностью контингента в возрасте от 19 до 21 года, но главным образом изменениями в правилах приема, которые благоприятствуют молодым кандидатам.


 10 — В 2016 году этот показатель составлял 59,2% для женщин и 43,4% для мужчин. Число женщин в высшем образовании выросло быстрее, чем число мужчин за последние 30 лет.


 

Рисунок 3. Уровень занятости недавних выпускников высших учебных заведений (2016)

Источник: разработка Европейской комиссией данных Евростата. Онлайн код данных: edat_lfse_24.

 

Шведская система поддержки студентов очень справедлива. Большинство студентов финансируют свое обучение за счет финансовой поддержки, сочетания образовательных грантов и учебных кредитов, которые они получают от государства. В 2016 году максимальная финансовая поддержка в течение 40-недельного учебного года для студента, обучающегося полный рабочий день, составила 99 040 шведских крон (10 305 евро).11 студенты могут получить финансовую поддержку в течение максимум 12 семестров или 6 академических лет и могут подать заявку на поддержку, пока им не исполнится 56 лет. Погашение кредита осуществляется на основе аннуитетной системы, и долг подлежит погашению в течение 25 лет или до достижения заемщиком 60-летнего возраста.

Правительство вкладывает ресурсы в расширение участия. Она профинансирует около 14 600 новых учебных мест к 2019 году, а также выделила 250 млн. шведских крон (25,56 млн. евро) на 2016 и 2017 годы на гуманитарные, социальные науки, юриспруденцию, педагогическое и дошкольное педагогическое образование. Правительство выделило такую же сумму на 2018 год для тех же субъектов. Дополнительное финансирование будет поддерживать преподавание, направленное на увеличение шансов студентов по успешному завершению высшего образования. С 2017 года действует новая система контроля качества, разработанная шведским управлением высшего образования совместно с сектором высшего образования. В апреле 2017 года правительство начало расследование по вопросам управления и финансирования высшего образования. Цели заключаются в том, чтобы разработать систему, позволяющую большему числу людей из социально-экономического неблагополучного населения поступать в высшие учебные заведения, и укрепить связи между исследованиями, учебными программами  и т.д.


 11 — В 2016 году грант на учебу за учебный год составлял 28 160 шведских крон (2 930 евро), а максимальный размер кредита составлял 70 880 шведских крон (7 375 евро).


 

7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Правительство стремится повысить эффективность профессионального образования и обучения (ПОО), однако проблемы остаются. Участие учеников старших классов в ПОО снижается. Напротив, уровень занятости недавних  выпускников в  ПОО 83,9 % в 2016 году, значительно выше, чем в среднем по ЕС. Количество направлений  профессиональной подготовки (ученичества) в старших классах средней школы увеличивается с каждым годом после введения практики в 2011.12 Правительство работает над программами ПОО, предоставляющими право на получение высшего образования.13 Парламент также одобрил 5-летнюю пилотную схему создания так называемых «отраслевых школ». Студенты будут проходить специализированные ПОО курсы в филиалах школ, расположенных по всей стране, как часть их обучения в старших классах средней школы в родном муниципалитете.

Расширяется доступ к образованию для взрослых, главным образом в целях улучшения положения на рынке труда для низкоквалифицированных работников. Участие взрослых (25-64) в обучении высоко и растет: в 2016 году этот показатель составил 29,6 % по сравнению со средним показателем по ЕС 10,8 %. Однако, участие малообразованных учащихся, которые выиграют больше всего, отстает (19.3 % в 2016 году). С 2017 года все взрослые имеют право на образование в старших классах средней школы при оценочной стоимости 537 млн. шведских крон (56 млн. евро) в год. Это значительное расширение ранее предлагавшегося  права на получение полного обязательного школьного образования. Ожидается, что около 70 000 взрослых продолжат свое обучение и получат законченное среднее образование, что обеспечит доступ к высшему образованию и повысит шансы на рынке труда. Для того, чтобы помочь в повышении квалификации вновь прибывшим взрослым, мигрантам  в возрасте от 16 лет и старше предлагается курс Шведского обучения для иммигрантов (SFI) в сочетании с предложением работы, профессиональным образованием или другими видами обучения.


 12 — Осенью 2015 года количество учеников составило 8 400 человек, по сравнению с 6 000 осенью 2013 года, что составляет около 9% всех учащихся ПОО (NAE, 2016c).

 13 — До реформы в средней школе в 2011 году все профессиональные «национальные» программы имели курсы, которые давали право на соответствие высшему образованию.


8. Ссылки

 

Bunar, N. (2016), Hållbarskolutvecklingföralla, Stockholm: Stockholmsstad.

Grönqvist, H., Niknami S. (2017), Ankomstochhärkomst — en ESO-rapport om skolresultatochbakgrund, Rapport till Expertgruppenför studier ioffentligekonomi, 2017:3. http://eso.expertgrupp.se/wpcontent/uploads/2014/12/ESO-2017_3.pdf

Kallstenius, J. (2010), De mångkulturellainnerstadsskolorona, Stockholm: Stockholmuniversitetet.

Ministry of Education and Research (MoER) (2017), Uppdragattgenomförainsatserförattstärkautbildningenskvalitetförnyanlända barn ocheleveroch vid behovför barn ochelever med annatmodersmålänsvenska, Diarienummer: U20 17/00300/S. Stockholm: Regeringskansliet. http://www.regeringen.se/regeringsuppdrag/2017/02/uppdrag-att-genomfora-insatser-for-att-starkautbildningens-kvalitet-for-nyanlanda-barn-och-elever-och-vid-behov-for-barn-och-elever-med-annatmodersmal-an-svenska/

National Agency for Education (NAE) (2015), Redovisning av uppdrag om prognosöverbehovet av olika lärarkategorier, Dnr U20 14/4128/S.

National Agency for Education (NAE) (2015), Skolverketslägesbedömning 2015, Rapport 421. http://www.skolverket.se/om-skolverket/publikationer/visa-enskildpublikation?_xurl_=http%3A%2F%2Fwww5.skolverket.se%2Fwtpub%2Fws%2Fskolbok%2Fwpubext%2Ftrycksak%2FBlob%2Fpdf3432.pdf%3Fk%3D3432

National Agency for Education (NAE) (2016a), Invandringensbetydelseförskolresultaten.http://www.skolverket.se/om-skolverket/publikationer/visa-enskildpublikation?_xurl_=http%3A%2F%2Fwww5.skolverket.se%2Fwtpub%2Fws%2Fskolbok%2Fwpubext%2Ftrycksak%2FBlob%2Fpdf3604.pdf%3Fk%3D3604

National Agency for Education (NAE) (2016b), Lärarenöjda med Matematiklyftet, Pressmeddelande 2016-11-25. https://www.skolverket.se/om-kolverket/press/pressmeddelanden/2016/larare-nojda-medmatematiklyftet-1.255383

National Agency for Education (NAE) (2016c), Samladredovisningochanalysinomyrkesutbildningsområdet,Rapport 442. https://www.skolverket.se/om-kolverket/publikationer/visa-enskildpublikation?_xurl_=http%3A%2F%2Fwww5.skolverket.se%2Fwtpub%2Fws%2Fskolbok%2Fwpubext%2Ftrycksak%2FRecord%3Fk%3D3690

National Agency for Education (NAE) (2016d), Slutredovisning: Uppdragattsvaraförutbildning,

Regeringsuppdrag, DNR 2011:643, Skolverket, Stockholm. https://www.skolverket.se/omskolverket/publikationer/visa-enskildpublikation?_xurl_=http%3A%2F%2Fwww5.skolverket.se%2Fwtpub%2Fws%2Fskolbok%2Fwpubext%2Ftrycksak%2FRecord%3Fk%3D3701

National Agency for Education (NAE) (2017a), 17 000 flernyanländaigrundskolan, Pressmeddelande 2017-03-23. https://www.skolverket.se/om-kolverket/press/pressmeddelanden/2017/17-000-fler-nyanlanda-igrundskolan-1.259336

National Agency for Education (NAE) (2017b), Mångalärarefårhöjdlönfrånflerastatsbidrag,

Pressmeddelande 2017-03-07. https://www.skolverket.se/omskolverket/press/pressmeddelanden/2017/manga-larare-far-hojd-lon-fran-flera-statsbidrag-1.258455

National School Inspectorate (2017), Skolhuvudmännensmottagande av nyanländaeleverigrundskolan,Stockholm: Skolinspektionen. https://www.skolinspektionen.se/sv/Beslut-ochrapporter/Publikationer/Granskningsrapport/Kvalitetsgranskning/skolhuvudmans-mottagande-av-nyanlandaelever/

OECD (2014), TALIS 2013 Results: An International Perspective on teaching and Learning. OECD Publishing,Paris.

OECD (2016a), Education at a Glance 2016: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris.

OECD (2016b), OECD Review of Policies to Improve the Effectiveness of Resource Use in Schools (SchoolResources Review), Country Background Review: Sweden, OECD Publishing, Paris.http://www.oecd.org/edu/CBR_OECD_SRR_SE-FINAL.pdf

OECD (2016c), PISA 2015 Results, (Volume I), Excellence and Equity in Education, OECD Publishing, Paris.http://www.oecd.org/publications/pisa-2015-results-volume-i-9789264266490-en.htm

OECD (2016d), Working Together: Skills and Labour Market Integration of Immigrants and their Children inSweden, OECD Publishing, Paris.

OECD (2017a), Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris.

OECD (2017b), Education Policy Outlook: Sweden, OECD Publishing, Paris. http://www.oecd.org/edu/Education-Policy-Outlook-Country-Profile-Sweden.pdf

SOU (Statensoffentligautredningar) (2016a), Engymnasieutbildningföralla — åtgärderförattallaunga skapåbörjaochfullföljaengymnasieutbildning, SOU 2016:77, Stockholm.

SOU (StatensOffentligaUtredningar) (2016b), Pågodagrunder — enåtgärdsgarantiförläsning, skrivningochmatematik. SOU 2016:59, Stockholm

SOU (StatensOffentligaUtredningar) (2016c), Samlingförskolan: nationellamålsättningarochutvecklingsområdenförkunskapochlikvärdighet: delbetänkande. SOU 2016:38, Stockholm.

SOU (Statensoffentligautredningar) (2017), Samlingförskolan: nationellstrategiförkunskapochlikvärdighet, SOU 2017:35, Stockholm. http://www.sou.gov.se/wp-content/uploads/2017/04/SOU_2017_35_webb_Final-version.pdf

Swedish Higher Education Authority (2017), Universitetochhögskolor, Årsrapport 2017, Rapport 2017:8.http://www.uka.se/download/18.667441fa15af4fb7b21126b3/1497612948871/arsrapport-2017.pdf

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

9. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.