Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Нидерланды

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Нидерланды / науч. ред. А.А. Аринушкина; пер. с англ. Т.И. Филиппова // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/403-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-niderlandy.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.

Перевод: научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», Филиппова Т.И.

1. Ключевые индикаторы

 

   

Нидерланды

В среднем по
Евросоюзу

   

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

         

Лица в возрасте 18-24 лет, не прошедшие полный курс учебного заведения, имеющие незаконченное среднее или профессионально-техническое образование

Всего

9.3%

8,0%

11.9%

10.7%

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

43,2 %

45,7%

37,1%

39,1 %

Дошкольное обучение и воспитание детей младшего возраста (от 4-х лет до начала обязательного школьного обучения)

 

99,6%12

97,6%15

93,9%12

94,8%15

Доля неуспевающих учащихся в возрасте 15 лет по:

Чтению

14,0%12

18,1%15

17,8%12

 

19,7%15

Математике

14,8%12

16,7%15

22,1%12

 

22,2%15

Естественным наукам

13,1%12

18,5%15

16,6%12

 

20,6%15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по МСКО* (всего)

86,0%

90,1%

75,4%

78,2%

Охват взрослого населения образованием (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по МСКО(всего)

17,9 %

18,8%

10,7%

10,8%

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на
образование в процентах от ВНП

5,5%

5,4%15

5,0%

4,9% 15

Расходы на общественные и
частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

МСКО 1-2

€7,315

€7,39414

:

 

: 14

МСКО3-4

€8,977

€9,15414

:

 

: 14

МСКО5-8

€13,944

€14,0414

:

 

: 14

Лица в возрасте 18-24 лет, не прошедшие полный курс учебного заведения, имеющие незаконченное среднее или профессионально-техническое образование

Коренное население

9,2%

7,9%

11,0%

9,8%

Родившиеся в другой стране

11,3%

8,3%

21,9%

19,7%

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Коренное население

45,9%

48,2%

37,8%

39,9%

Родившиеся в другой стране

29,3%

32,4%

33,4%

35,3%

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

МСКО 3-4

80,3%

85,1%

69,4%

72,6 %

МСКО5-8

90,7%

94,2%

80.7%

82,8 %

Академическая мобильность

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

9,4%

10,0%15

5,5%

6,0%15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

20,4%

21,8%15

13,6%

15,1%15

 

МСКО- Международная Стандартная классификация образования. Источники: Евростат (см. раздел 9): OECD(PISA). OECD- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, данные по каждому члену ЕС взяты из различных источников; b-разрыв временного ряда; d-определения отличаются;e-предполагаемый, p-промежуточный, u-низкая надежность, 12-2012, 14-2014, 15-2015. По мобильности в образовании , средний показатель по ЕС рассчитывается Генеральной дирекцией по образованию и культуре на основе имеющихся данных по стране за все годы. Дальнейшую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).

 

Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные Генеральной дирекции по образованию и культуре на базе данных Евростата (LFS 2016) и ОЭСР (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, в центре рисунка).

2. Основные тезисы

— Тенденция к снижению количества лиц, не прошедших полный курс учебного заведения, имеющие незаконченное среднее или профессионально-техническое образование продолжилась в 2016 году.

— Несмотря на в целом высокий уровень школьной успеваемости, наблюдается снижение базовых навыков и увеличение неравенства в образовании.

— Школьная успеваемость и положение с занятостью среди молодежи из среды иммигрантов по-прежнему является важной задачей.

— Нидерланды сталкиваются с возрастающей нехваткой преподавателей.

— Последующий переход от системы, основанной на грантах, к студенческим займам, привел к снижению показателя набора учащихся, поступивших в высшие учебные заведения в 2015, уровень которого восстановился в 2016 году.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Несмотря на высокий общий показатель школьной успеваемости, наблюдается снижение базовых навыков и увеличение разницы в показателях между школами. Средние показатели Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2015 году были ниже, чем в 2012 году. Доля учащихся с низким уровнем образовательных результатов, согласно программе PISA,по-прежнему ниже среднего по ЕС, но возросла во всех областях (сферах): чтение, естественнонаучные дисциплины и математика. Различия между школами оказывают самое сильное влияние на успеваемость учащихся во всех странах, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития (OECD 2016e) и тесно связаны с различными образовательными программами, которые они предлагают. Различия возникают также среди школ сопоставимым числом обучающихся (Инспекция по образованию 2017). Ряд новых мер, принятых с целью ликвидации разрыва в успеваемости между учащимися из социально неблагополучных групп и учащихся из более благоприятной среды. Еще 25 миллионов евро в 2017 году и 32 миллиона евро в 2018 году будут инвестированы для повышения равенства в образовании.

Аналогичные показатели успеваемости учащихся, обучающихся по различным программам в системе среднего образования вызывают сомнения в правильности разделения учащихся на классы по академическим способностям в раннем возрасте. По данным программы PISA,показатели успеваемости учащихся из разных по уровню классов частично совпадают, что указывает на то, что учащихся, возможно, определили либо на слишком низкий, либо на слишком высокий уровень. В третьем классе среднего образования 10% учащихся обучаются в классах более высокого уровня, а 15% — более низкого, что им было рекомендовано в конце начальной школы (Инспекция образования, 2017 год). Поскольку в классах каждого уровня различные цели обучения, «отстающим» необходимо преодолеть программный разрыв, чтобы перейти на более высокий уровень. В своем анализе системы образования Нидерландов, проведенном в 2016 году, ОЭСР рекомендовала объединить классы некоторых уровней, чтобы повысить коэффициент охвата средним образованием (OЭСР 2016a).

1. План действий, представленный 31 октября 2016 года в парламент.

2. Учащиеся могут выбрать 3 различных направления среднего образования после начальной школы: подготовительное профессионально-техническое среднее образование (начальное профессиональное образование, на которое приходится около половины учащихся средних школ и которое разделено на 4 уровня ); старшее общее среднее образование (подготовка к обучению в университетах прикладных наук; на данное направление среднего образования приходится около четверти обучающихся); или научное (предуниверситетское) среднее образование — довузовское образование (подготовительное научное образование, на долю которого приходится оставшаяся четверть обучающихся). Все учащиеся следуют расширенной образовательной программе в области среднего образования. В конце второго года (начальное профессиональное образование и подготовка) или третьего года (довузовское образование / университет прикладных наук) обучения учащиеся выбирают одно из четырех направлений обучения.

Рисунок 2. Показатели программы PISA по чтению учащихся разных образовательных уровней

 

Источник: Cito 2016.

Тенденция к снижению количества учащихся, рано завершающих обучение продолжилась.В 2016 году доля учащихся, рано покидающих образование (РПО) составляла 8%: национальный целевой показатель Европы 2020был достигнут. Нидерланды контролируют количество учащихся в возрастной группе от 12-до 23 лет, которые покидают школу без «базовой квалификации» 3. Число покинувших образование сократилось с 71 000 в 2001/2002 году до менее 23 000 в 2015/2016 году. Цель состоит в том, чтобы довести это количество менее, чем до 20 000 человек к 2021 году. Ранний уход из школы предотвращают благодаря региональному подходу, в котором муниципалитеты сотрудничают со школами, работодателями, молодежными организациями и другими партнерами, координируемыми региональными центрами поддержки (Regionale Meld-en Coördinatiefunctie, RMC). В 2016 году все 39 регионов продлили соглашения с партнерами еще на четыре года (Министерство образования, культуры и науки 2017). Правительство поддерживает эти действия, ежегодно выделяя 140 млн. евро.

3 — профессиональное образование и подготовка,общая полная средняя или высшая квалификация.

Показатель участия в дошкольном обучении и воспитании детей младшего возраста (от 4-х лет до начала обязательного школьного обучения)является высоким, но есть изменения, вызванные социально-экономическим положением. С возраста четырех лет участие в программе принимают 97,6% детей, в то время как в среднем по ЕС этот процент составляет 94,8%. До трех лет дети, живущие в семьях с самым низким доходом (20 процентов) в пять раз чаще не участвуют в программе образования и ухода за детьми младшего возраста, чем дети из группы с самым высоким доходом (ОЭСР 2016a). Новая мера предусматривает компенсацию родителям, пользующимся услугами общественных дошкольных учреждений, которые ранее не получали компенсации (Министерство социальных дел и занятости 2016 года). Было предложено разработать структуру учебной программы и перейти к более интегрированной системе ECEC для улучшения качества образования (ОЭСР 2017). В 2016 году правительством было объявлено, что в 2017 году дополнительно 200 млн. евро будут предоставлены для достижения более высокого качества. Дети из неблагополучных семей в возрасте от 2,5 до 6 лет могут воспользоваться специальной программой обучения и ухода (Voor en vroeg schoolse educatie) со структурированной учебной программой в рамках целостного подхода к развитию ребенка и особым акцентом на изучении голландского языка.

Школьные показатели учащихся из числа иммигрантов остаются важным вопросом. Дети, не являющиеся иммигрантами, имеют показатели значительно выше, чем дети-иммигранты, во всех трех областях программы PISA. Это различие относится и к иммигрантам второго поколения. Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS показывает, что учащиеся из числа иммигрантов отстают в учебе по сравнению со своими ровесниками, не имеющими статуса иммигрантов, в возрасте до 10 лет. После изучения социально-экономических различий, было выявлено, что учащиеся из числа иммигрантов первого и второго поколений значительно отстают от сверстников, являющихся коренными жителями, с разницей в 41% по чтению и 31 % по математике(Meelissen et al., 2012).

Массовый приток новых учеников в образование в последние годы потребовал реорганизации системы поддержки. Большинство молодых мигрантов входят в голландскую систему образования через так называемые международные трансферные классы (МТК), предназначенные для облегчения их адаптации в общеобразовательных школах и голландском обществе. МТК обучают голландскому языку и знакомят детей со школьными предметами. Дети, получающие среднее образование обычно посещают МТК в течение двух лет, после чего они могут посещать обычную среднюю школу, получать профессиональное образование или выходить на работу. Согласно недавнему докладу (Stavenuiter et al., 2016) о переходе от МТК к общеобразовательным школам, самым серьезным препятствием, с которым сталкиваются дети-мигранты – это ограниченный уровень владения языком. Тип средней школы, в которую определяется ребенок, часто зависит от уровня владения голландским языком, а не от когнитивных способностей. Особые меры, принятые для иммигрантов включают: целевое финансирование средних школ с вновь прибывшими иммигрантами; соглашения о сокращении дискриминации между коренными голландцами и учащимися из числа иммигрантов в начальных школах; подготовительные классы, предлагающие интенсивные уроки голландского языка для вновь прибывших учащихся-иммигрантов; и создание особых платформ для родителей из этнических меньшинств.

В то время как показатель общего уровня занятости для людей в возрасте от 25 до 64 лет выше (78,1%), чем в среднем по ЕС (73,1%), для людей из числа иммигрантов данный показатель намного ниже. В 2016 году уровень занятости был значительно выше среднего по ЕС по всем уровням квалификации: 60,7% для лиц с самым низким средним образованием (МСКО 0-2), 79,4% для лиц с полным средним или послешкольным не высшим образованием (МСКО 3-4) и 88,4% для лиц с третичным образованием (МСКО 5-8). Показатель для иммигрантов, родившихся за пределами ЕС, на 20 процентов ниже, чем для людей, родившихся в Нидерландах: только небольшая доля этого процента связана с возрастом и достижениями в области образования (Европейская комиссия 2017 года).

Молодые люди из числа иммигрантов в Нидерландах рискуют перейти в категорию НОТП (не вовлечен в систему образования, не трудоустроен или не проходит какой-либо профессионально-технической подготовки). Иммигранты представляют собой значительный и постоянно растущий сегмент населения с миграционным притоком, увеличившимся с 37 457 человек в 2000 году до 139 348 в 2015 году (база данных статистики миграции ОЭСР). Молодые люди, родившаяся за границей (в возрасте 15-29 лет), более чем в два раза чаще, чем их сверстники голландцы, не учатся в школе и не имеют работы: 12,1% против 5,7%, по сравнению со средними показателями ЕС 21,5% и 13,3, они подвергаются серьезному риску экономической и социальной изоляции с пагубными последствиями для всего общества (OЭСР 2016d).

Число учащихся начального специального образования сократилось более чем на 6% с момента введения программы «образования для всех» (passend onderwijs) в 2014-2015 годах. Все школы в настоящее время обязаны определить каждого ребенка, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности, в подходящее учебное заведение, предпочтительно в системе общего образования. Региональные школьные альянсы принимают меры для поддержки и руководства. 18% начальных школ и 72% средних школ приняли детей из специального образования. Большинство директоров школ сообщают, что их учителя прошли специализированную подготовку в течение последних двух лет, связанную с этим изменением (Инспекция образования 2017 года).

4. Инвестиции в образование для решения проблем, связанных с демографией и профессионализмом

 

Государственные расходы на образование остались неизменными. В 2015 году в Нидерландах 5,4% ВВП было выделено на образование, тот же объем, что и в 2014 году, который значительно выше среднего показателя по ЕС — 4,9%. В реальном исчислении, расходы на образование в 2015 году увеличились на 3,6% с учетом возмещения в 2014 году.Это также можно увидеть в соотношении расходов на образование и общих государственных расходов, которые спустя 6 лет поднялись допоказателя12%.

Студенческие займы заменили гранты. С сентября 2015 года студенты, получающие высшее образование, получили возможность брать займы под низкий процент, предоставленные правительством для финансирования их обучения. Это заменяет систему финансирования студентов высшего образования, основанную на грантах. Цель состоит в том, чтобы инвестировать полученные сбережения в высшее образование, начиная с 200 миллионов евро в 2018 году и постепенно увеличивая до 600 миллионов евро ежегодно с 2025 года. Более того, высшие учебные учреждения также согласились инвестировать 200 миллионов евро в год из собственных фондов в 2015-2017гг. (Министерство образования, культуры и науки 2015).

5. Модернизация школьного образования

 

Несмотря на усиленную подотчетность, наблюдаются значительные различия в школьной успеваемости, даже после изучения социально-экономического неравенства учащихся (Министерство образования, культуры и науки2017b). Различия в показателях между школами тесно связаны с уровнями обучения, которые они предлагают. Начальные и средние школы в Нидерландах имеют большую автономию: в то время как система образования имеет общий план целевых показателей и контроля, решения по распределению фондов, учебные планы и система оценивания определяются школьным советом. Школьная автономия связана с высокой вариативностью качества школьного образования и различными профессиональными усилиями учителей (Инспекция по образованию 2017).

В 2015 году Министерство образования инициировало общенациональный диалог по учебной программе обязательного образования. Главный вопрос заключался в том, какие знания и навыки дети на этапе начального и среднего образования должны приобрести для эффективной деятельности в условиях меняющегося общества. Один из главных выводов сводится к тому, чтобы делать больший упор в учебной программе на развитие социальных и эмоциональных навыков. Было определено пять трансверсальных навыков: совместная работа, критическое мышление, научить учиться, креативность и решение проблем (Министерство образования, культуры и науки 2016b). В настоящее время рекомендации продолжают разрабатывать, принимая во внимание советы учителей и других заинтересованных сторон.

В Нидерландах растет нехватка учителей. В начальном образовании в 2020 году ожидается дефицит 4 000 штатных должностей полной занятости, и 10000 — в 2025 году. В среднем образовании ожидается дефицит учителей по конкретным предметам, таким как математика, естественнонаучные дисциплины и иностранные языки (Fontein et al. 2015). После того, как на протяжении нескольких лет снижалось количество поступающих в педагогические колледжи, в 2016 году данный показатель несколько увеличился(5%) (Onderwijs in Cijfers 2017). В то время как количество учащихся растет, состав претендентов на начальное педагогическое образование остается довольно однородным: небольшое количество лиц мужского пола,либо представители из числа мигрантов, либо выпускники программы STEM (наука, техника, инженерия и математика)(Инспекция по образованию 2017).

Не все учащиеся получают образование у квалифицированных преподавателей. В среднем 5,1% всех занятий на уровне среднего образования были проведены персоналом без профессиональной педагогической квалификации в 2015 году, в некоторых школах этот процент выше (Инспекция по образованию 2017). Низкие результаты итогового арифметического теста на уровне среднего образования обычно объясняют плохими навыками арифметики, полученными на этапе начального образования, что в свою очередь сводится к плохим арифметическим навыкам учителей начальной школы.

В соответствии с Программой для учителей 2013-2020 гг, реализованы меры по повышению качества преподавания, непрерывного профессионального развития и перспектив карьерного роста. Программа для учителей (Министерство образования, культуры и науки 2013) была инициирована с целью повышения качества преподавания и непрерывного профессионального развития, повышения привлекательности профессии педагога. Это позволяет школам оказывать поддержку учителям и руководителям при получении дополнительной квалификации для продвижения по карьерной лестнице и увеличения заработной платы. Учителя должны будут заполнить данные (владение профессиональными навыками, проведение дополнительных учебных мероприятий) в реестре учителей (Lerarenregister), который будет обязательным с 1 августа 2018 года. Предоставление стипендий (Lerarenbeurs) доступно для учителей, желающих получить степень магистра или бакалавра в области образования в дополнение к их ученой степени. По оценке результатов применения этой программы (Van der Steeg & Van Elk 2015), примерно каждый десятый учитель воспользовался данной программой для продолжения образования,в противном случае они бы не продолжали обучение.

6. Модернизация высшего образования

 

Уровень квалификации и занятости выпускников значительно выше среднего по ЕС. Существует большой разрыв в показателях среди местного населения (48,2%) и иностранцев (32,4%). Уровень занятости выпускников высших учебных заведений был очень высоким — 94,2% в 2016 году, что значительно выше среднего показателя по ЕС — 82,8%. Опросы показывают, что выпускники университетов прикладных наук из числа иммигрантов из «незападных» стран с меньшей вероятностью найдут работу, соответствующую их квалификации, чем их сверстники (ROA 2016, Falcke et al., 2016, SCP 2016). Это неравенство увеличилось за последние 15 лет (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Различия в уровнях безработицы выпускников университетов прикладных наук из числа иммигрантов и коренных голландцев в период с 2001-2015 гг.

 

Источник: : ROA.

После перехода от системы, основанной на грантах к студенческим займам, количество учащихся, поступивших в высшие учебные заведения снизилось в 2015, но вернулось к прежнему показателю в 2016. В 2015 году число студентов, поступающих в высшие учебные заведения, сократилось на 7%, как в университетах, так и в университетах прикладных наук. Количество обучающихся снизилось примерно на 15% из числа студентов с малообразованными родителями. В 2015/2016 доля студентов с функциональными ограничениями снизилась примерно на 20% в университетах прикладных наук и не менее чем на 5% в университетах (Van den Broek et al., 2016). Это снижение были частично приостановлено в 2016/2017: данные за 2016 год свидетельствуют об увеличении поступающих в университеты прикладных наук на 5% и в университеты на 8%; число учащихся с особыми потребностями также увеличилось в университетах прикладных наук(Van den Broek et al., 2017). В то же время на 20% увеличилось количество выданных студенческих займов (Onderwijs в Cijfers 2017). По оценкам, 67% студентов находятся в долгах в момент окончания учебы. Правительство продолжает следить за влиянием системы учебных займов на образование, особенно на его социальную составляющую.

Оценка соглашения о планируемых результатах работы между Министерством образования и науки и каждым высшим образовательным учреждением производится в 2017 году. Средства, которые удалось сэкономить благодаря внедрению системы студенческих займов, реинвестируются в качество высшего образования, как указано в Стратегической программе высшего образования и научных исследований на 2015-2025 гг. Бюджет, непосредственно связанный с целями по показателям результативности,установленными для каждого учреждения, увеличился с 80 млн. евро в 2012 году до 325 млн. евро в 2016 году, когда он составлял около 7% от общего бюджета на высшее образование. В период 2013-2016 гг. высшие учебные заведения могли получать такое финансирование только в том случае, если они подписали соглашение о планируемых результатах. В период с 2017-2020 гг. они будут получать средства в зависимости от степени достижения своих целей по качеству образования и успеваемости в период до 2015 года. Эффективность данного соглашения оценивается в 2017 году; извлеченные уроки будут использованы для заключения будущих соглашений.

Национальный технологический пакт

Несмотря на высокую заработную плату по ряду профессий, наблюдается непрерывный дефицит выпускников программы STEM. В ответ на это в 2013 году правительство инициировало Национальный технологический пакт. Он объединил более 60 представителей сферы образования, бизнеса и правительства для технической подготовки специалистов в системе образования. В Пакте определены меры от начального до непрерывного обучения, которые применяются через региональные координационные подразделения.

Недавние прогнозы рынка труда (UWV 2015) указывают на то, что Нидерланды в среднесрочной перспективе будут продолжать испытывать дефицит технических и связанных с ИКТ профессий. Цели и планы мероприятий в рамках Пакта были поэтому обновлены в апреле 2016 года. Пакт 2016 года имеет три направления деятельности, побуждающих:

— большее количество учащихся выбирать техническое образование;

— большее количество выпускников технических программ начинать карьеру в технической сфере;

— большее количество людей, работающих в технической отрасли оставаться работать в этой сфере.

Пакт показал хорошие результаты, в том числе увеличение доли студентов высших учебных заведений, начинающих работу по научным программам.

7. Модернизация профессионального образования и поддержка образования взрослых

 

Десять новых программ были введены в младшие классы среднего профессионального образования (vmbo) в 2016/2017 году. Они основаны на широких профилях обучения, которые можно объединить с более специальными курсами. Школы могут работать вместе с региональными партнерами при разработке данных курсов. Общая учебная программа теперь состоит из трех частей: «базовая»часть, которая включает в себя курс голландского языка, английского языка, искусства, физического воспитания и арифметики; «профильная» часть, которая, в зависимости от направленности, состоит из нескольких профильных курсов и двух общих академических курсов или только общих академических курсов; и «селективная» часть, когда учащиеся могут выбирать курсы в соответствии с их учебными и профессиональными планами.

Старшие классы средних школ профессионального образования (mbo) показывают хорошие результаты, с тесным взаимодействием с рынком труда. Доля учащихся старших классов средней школы (МСКО 3) в Нидерландах в области профессионального образования и обучения (ПОО) достигла 68,5% в 2015 году, что значительно выше среднего показателя по ЕС (47,3%). Уровень занятости недавних выпускников профессионального образования и обучения 86,7% в 2016 году, что также превышает средний уровень по ЕС в 75%. В целях дальнейшего совершенствования программы обучения на рабочем месте в марте 2016 года были заключены соглашения о мониторинге качества программы. В каждой школе профессионального образования и обучения разрабатывают план, показывающий, как они улучшат качество обучения на рабочем месте как на базе школы, так и в рамках двойной системы профессиональной подготовки. Эти соглашения являются частью плана эффективного финансирования, основанного на результативности, который предусматривает дополнительное финансирование для школ, показывающих хорошие результаты.

Охват взрослого населения образованием(18,9%) почти вдвое превышает средний показатель по ЕС (10,7%). Хотя количество обучающихся вне официальных учебных заведений относительно велико, доля взрослого населения, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры довольно низкая. По этой причине правительство стремится сделать данные программы более доступными. В период с 2016 по 2022 гг. будет проводиться крупномасштабный проект, в котором примут участие около 20 университетов прикладных наук и 500 программ вечернего обучения, где структурированное содержание учебных программ заменяется обучением на рабочем месте. Это особенно интересно для работодателей, которые осознают, какие профессиональные навыки необходимо развивать у их сотрудников. Существует также проект ваучерного финансирования для модульных программ бакалавриата и программ для младших сотрудников. Начиная с сентября 2017 года, получение образования без отрыва от производства также поощряется за счет кредита с низкой процентной ставкой для оплаты расходов на обучение.

Ваучеры на обучение на рабочих местах.

Муниципалитеты региона IJssel-Vecht объединили усилия, чтобы помочь безработным молодым людям найти работу с возможностью обучения профессиональной деятельности. Молодые люди часто сталкиваются с трудностями при этом, так как для работодателей это означает значительные финансовые затраты. В период с 2011 по 2012 год была создана ваучерная система, которая побуждает работодателей предлагать такие места. Ваучер позволяет компаниям вкладывать максимум 50% от минимальной заработной платы на срок до одного года. Расходы на оплату труда частично финансируются Европейским социальным фондом (860 000 евро) и частично муниципалитетами. Около 320 молодых людей нашли работу благодаря данному проекту.

8. Ссылки

 

Cito (2016), ResultatenPISA-2015 Praktische kennis en vaardigheden van 15-jarigen. Stichting Cito Instituut voor Toetsontwikkeling Arnhem. http://www.cito.nl/onderzoek%20en%20wetenschap/deelname_int_onderzoek/pisa/resultaten

Европейская комиссия (2017),Рекомендация для Рекомендации Совета по национальной программе реформ Нидерландов 2017 и получение заключения Совета по программе стабилизации Нидерландов.http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.2017.261.01.0079.01.ENG

Falcke, S., Meng, C., &Nollen, R. (2016), Образовательные несоответствия у мигрантов второго поколения. Анализ показателей выпускников, получивших образование в сфере прикладных наук в Нидерландах.

https://www.researchgate.net/publication/308614607_Educational_mismatches_for_second_generation_migrants_An_analysis_of_applied_science_graduates_in_the_Netherlands

Fontein, P., Adriaens, H., Den Uijl, M., & De Vos, K. (2015), De toekomstige arbeidsmarkt voor onderwijspersoneel po, vo en mbo 2015-2025: Update October 2015 . http://www.voion.nl/publicaties/de-toekomstige-arbeidsmarkt-voor-onderwijspersoneel-po-vo-en-mbo-2015-2015

Инспекция по образованию (2017), De Staat van het Onderwijs: Onderwijsverslag 2015/2016.

http://www.destaatvanhetonderwijs.nl/downloaden

LaddandFiske (2010), Средневзвешенное (метод) финансирование обучающихся в Нидерландах: образец для США?http://www.iga.ucdavis.edu/Research/EJS/seminars/Ladd%20paper.pdf

Meelissen et al. (2012), Meelissen, M. R. M., Netten, A., Drent, M., Punter, R. A., Droop, M., & Verhoeven, L.: PIRLS- en TIMSS-2011. Trends in leerprestaties in lezen, rekenen en natuuronderwijs, Radboud Universiteit / Enschede: Universiteit Twente. https://doi.org/10.3990/1.9789036534758

Министерство социальных дел и трудоустройства (2016), Bestuurlijke afspraken: een aanbod voor alle

peuters.. https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/04/26/kamerbrief-over-bestuurlijke-afspraken-een-aanbod-voor-alle-peuters

MoECS (2013), Министерство образования, культуры и науки, 2013-2020 Программа для учителей. http://www.rijksoverheid.nl/onderwerpen/werken-in-het-onderwijs/lerarenagenda-2013-2020

MoECS (2015), Министерство образования, культуры и науки , Rijksbegroting 2015: VIIOnderwijs, CultuurenWetenschap . https://www.rijksoverheid.nl/documenten/begrotingen/2014/09/16/viii-onderwijs-cultuur-en-wetenschap-rijksbegroting-2015

MoECS (2016), Министерство образования, культуры и науки, Kamerbrief over de stand van zaken

aanpak voortijdig schoolverlaten. https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/10/31/kamerbrief-over-actieplan-gelijke-kansen-in-het-onderwijs

MoECS (2016b), Министерство образования, культуры и науки, Beleidsreactie op het advies van het Platform Onderwijs2032. https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2016/01/23/kamerbrief-met-beleidsreactie-op-het-advies-van-het-platform-onderwijs2032

MoECS (2017a), Министерство образования, культуры и науки, Kamerbrief over de stand van zaken

aanpak voortijdig schoolverlaten.https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2017/05/08/kamerbrief-over-de-stand-van-zaken-aanpak-voortijdig-schoolverlaten

MoECS (2017b), Министерство образования, культуры и науки, Kamerbrief met beleidsreactie op de Staat van het Onderwijs 2015 – 2016. https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2017/04/12/kamerbrief-met-beleidsreactie-op-de-staat-van-het-onderwijs-2015-2016

OECD (2010) Обзор по образованию мигрантов — Нидерланды.

http://www.oecd.org/netherlands/44612239.pdf

OECD (2014), Обзор инновационной деятельности OECD: Нидерланды 2014, DOI.

http://dx.doi.org/10.1787/9789264213159-en

OECD (2016a), OECD (2016b), Нидерланды 2016: Основы для будущего. http://www.oecd.org/publications/netherlands-2016-9789264257658-en.htm

OECD (2016b), Получение необходимых навыков: оценка и прогнозирование изменений профессиональных навыков, Издательство OECD. http://dx.doi.org/10.1787/9789264252073-en

OECD (2016d), Поиск иностранных рабочих: Нидерланды 2016, Издательство OECD.

http://dx.doi.org/10.1787/9789264259249-en

OECD (2016e) Результаты PISA 2015 (Том I): Совершенство и равенство в образовании, PISA, Издательство OECD, Париж, стр. 226, Рисунок I.6.11. http://dx.doi.org/10.1787/9789264266490-en

OECD (2017), Диагностический отчет OECD по стратегии развития навыков 2017.http://www.oecd.org/skills/nationalskillsstrategies/OECD-Skills-Strategy-Diagnostic-Report-Netherlands.pdf

OnderwijsinCijfers (2017), https://www.onderwijsincijfers.nl/

ROA (2016), Schoolverlaters tussen Onderwijs en Arbeidsmarkt 2015. http://roa.sbe.maastrichtuniversity.nl/?p=9241

SCP (2016), Wikken en wegen in het hoger onderwijs.

https://www.scp.nl/Publicaties/Alle_publicaties/Publicaties_2016/Wikken_en_wegen_in_het_hoger_onderwijs

Stavenuiter et al. (2016), Onderwijs en doorstroom naar de arbeidsmarkt van jonge nieuwkomers in Nederland. https://www.movisie.nl/sites/default/files/alfresco_files/Onderwijs-doorstroom-arbeidsmarkt-jonge-nieuwkomers%20[MOV-10135960-1.0].pdf

UWV (2015), Анализ рынка труда для технических и связанных с ИКТ профессий.,UWV, 10 Сентября 2015. https://www.uwv.nl/overuwv/Images/UWV_technische%20beroepen.pdf

Van den Broek, A. et al. (2016), Monitor Beleidsmaatregelen 2015, ResearchNed. https://www.mboraad.nl/sites/default/files/monitor_beleidsmaatregelen_2015.pdf

Van den Broek, A. et al. (2017), Monitor Beleidsmaatregelen 2016, ResearchNed. https://www.rijksoverheid.nl/documenten/rapporten/2017/05/01/monitor-beleidsmaatregelen-2016-2017

VanderSteeg, M., VanElk, R. (2015), Влияние образовательных ваучеров на количество поступающих в высшие учебные заведения и сохранение учителей в системе образования. Анализ регрессионного разрыва.https://www.government.nl/documents/reportss/2015/05/19/the-effect-of-schooling-vouchers-on-higher-education-enrollment-and-completion-of-teachers-a-regression-discontinuity-analysis

 

Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

Онлайн код данных Евростата

Число учащихся, рано покидающих обучение или подготовку

edat_lfse_02 + edat_lfse_14

Доля населения с третичным образованием

edat_lfse_03 + edat_lfs_9912

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста

educ_uoe_enra10 + tps00179

Уровень занятости недавних выпускников.

edat_lfse_24

Охват взрослого населения образованием

trng_lfse_03

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

gov_10a_exp

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

educ_uoe_fini04

Мобильность в образовании

educ_uoe_mobg03

 

Приложение 2. Структура образовательной системы

Источник: Европейская комиссия/Агентство по образованию, аудиовизуальной и культурной продукции (АОАКП)/Eurydice, 2016. Структура европейской образовательной системы 2016/2017:схематическая диаграмма. Eurydice-факты и цифры. Люксембург: Издательство Европейского союза.

Ичточник — Education and Training Monito_2017_Netherlands