Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Италия

Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Италия / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/730-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-italiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ «ИУО РАО», д-р пед.наук, Аринушкина А.А.; начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод: начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

1. Ключевые индикаторы

 

Италия

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

16,8 %

13,8 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

22,5 %

26,2 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

99,2 %12

96,2 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

19,5 %12

21,0 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

24,7 %12

23,3 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

18,7 %12

23,2 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

48,5 %

52,9 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

6,2 %

8,3 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

4,1 %

 

4,0 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

€6 051

€6 19614

:

: 14

ISCED 3-4

 

€7 086

€6 76414

:

: 14

ISCED5-8

€8 245

€841014

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Италии

14,7 %

11,8 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Италии

34,3 %u

30,0 % u

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Италии

25,2 %

29,5 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Италии

11,3 %

13,4 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

41,0 %

45,6 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

57,0 %

61,3 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

2,9 %

3,8 %15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

5,1 %

4,7 %15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество членов ЕС зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е — расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEAC на основе имеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростата (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

— На реформу школьного образования, которая вступила в силу в 2015 году, возложены надежды по повышению учебных результатов и росту равенства.

— Доля учащихся, бросающих обучение, стабильно снижается, хотя и остается пока ниже среднего уровня ЕС; почти все дети 4-6 лет охвачены системой дошкольного образования.

— Охват граждан Италии в возрасте 30-34 лет системой третичного образования один из самых низких в ЕС.

— Система высшего образования сталкивается с проблемой старения и оттока преподавательского состава. Негативная тенденция в финансировании высшего образования преодолена, выборочно выделены дополнительные ресурсы.

— Система высшего образования сталкивается с проблемой старения и оттока преподавательского состава. Негативная тенденция в финансировании высшего образования преодолена, выборочно выделены дополнительные ресурсы.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Рост результатов по владению базовыми навыками прекратился, как свидетельствуют национальные и международные исследования. После значительного роста, особенно в 2006-2009 гг., в 2015 году результаты итальянских 15-летних школьников по математике, чтению и естественнонаучным предметам (согласно результатам PISA) изменились неравномерно. Доля учащихся с низкими результатами по естественным наукам (23,2 % в 2015 году) и чтению (21 % в 2015 году) выросла по сравнению с 2012 годом, а доля учащихся с низкими результатами по математике продолжила снижаться (с 24,9 % в 2009 году и 24,7 % в 2012 году до 23,3 % в 2015 году), однако пока остается выше среднего по ЕС значения (22,2 %). Региональные различия очень велики, учащиеся из северо-восточных регионов показывают результаты на уровне лучших результатов по OECD, а учащиеся южных регионов – на уровне самых низких (OECD 2016b).

Италия достигла своего национального показателя Europe 2020 – 16 % — по количеству учащихся, рано покидающих образование и подготовку (ESL) в 2014 году. Этот показатель в Италии остается выше среднего показателя по ЕС (13,8 % и 10,7 % в 2016 году соответственно). Это значение особенно высоко среди учащихся, рожденных за пределами Италии, и составляет 30 % (среднее значение по ЕС — 19,7 %). Существует также значительный гендерный разрыв – доля мальчиков, бросающих школу, составляет 16,1 %, девочек – 11,3 %, разрыв показателей на севере и юге также растет (Рисунок 2).

Рисунок 2. Различия в требованиях к количеству посещения обязательных уроков по естественнонаучным предметам в зависимости от социально-экономического статуса школы. Результаты основаны на данных из самоотчетов учащихся.

Источник: Eurostat (LFS2011, 2016). Onlinedatacode: edat_lfse_16.

 

Большое число незанятой молодежи (феномен NEET) продолжает оставаться проблемой(не вовлечен в систему образования, не трудоустроен или не проходит какой-либо профессионально-технической подготовки (категория НОТП) /notineducation, employmentortraining). В 2016 году 19,9 % итальянцев в возрасте от 15 до 24 лет нигде не учились и не работали (средний уровень в ЕС — 11,5 %). Эта доля достигает 24,3 % среди людей в возрасте 15-29 лет (средний уровень по ЕС – 14,2 %). Несмотря на незначительные улучшения за последние два года, уровень незанятой молодежи в Италии остается самым высоким в странах ЕС (сноска: Eurostat (LFS, 2016). Onlinedatacode: edat_lfse_16).

Системой дошкольного образования охвачены почти все дети в возрасте от 4 до 6 лет. 96,2 % детей этой возрастной группы посещали детский сад (scuolamaterna) в 2016 году. В то же время в 2013 году только каждый десятый ребенок посещал ясли (asilonido), куда принимают детей от 0 до 2 лет, при этом с большой вариацией в зависимости от региона (от 26,8 % в регионе Эмилия-Романьядо 2,1 % в Калабрии) (Istat 2014). Эта разница говорит о социально-экономических различиях между севером и югом, и о структурных различиях в этих регионах в таких вопросах, как, например, трудовая занятость женщин (она выше на севере, чем на юге). В отличие от детских садов, ясли предоставляются и субсидируются муниципалитетами и считаются индивидуальной необязательной услугой и поэтому — платные. В рамках реализации школьной реформы labuonascola предусмотрен механизм интеграции системы раннего образования и ухода (ECEC) для детей от 0 до 6 лет при участии учреждений на национальном, региональном и местном уровнях (сноска: Decretolegislativo 13 aprile 2017, n. 65, recante «Istituzionedelsistemaintegratodieducazione e diistruzionedallanascitasinoaseianni.) с целью сокращения финансовых расходов родителей. Некоторые меры приняты итальянским правительством, чтобы помочь семьям справиться с расходами на ясли, например, введен ваучер по уходу (1 000 евро) за детьми, которые родились после января 2016 года, и может использоваться вплоть до достижения или 3-летнего возраста. Планируется также объединение ряда поставщиков услуг в более крупные структуры (называются Poliperl’infanzia) для обслуживания детей от 0 до 6 лет и координации действий разных уровней правительства, включенных в эту работу. Новые структуры Poli должны увеличить охват этого сектора, для чего появятся во всех регионах. Целью реформы является достижение показателя по охвату 33 % детей от 0 до 3 лет.

Италия пересматривает и продвигает свою стратегию по инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями (SEN). Два главных инструмента – школьный план по инклюзии, который является частью трехлетнего плана модернизации школы, и введение индивидуального плана обучения — pianodidatticoindividualizzato – который разрабатывается классным советом в соответствии с содержанием функционального профиля учащегося. Введены дополнительные требования для тех, кто хочет стать сопровождающим учителем, а именно – прохождение годового университетского курса специальной педагогики и методологии, необходимого для осуществления поддержки обучения и инклюзии. Организация INVALSI (theNationalInstitutefortheEvaluationoftheSchoolSystem) разработает критерии оценки которые будут внедрены при подготовке школами докладов по самооценке.

Итальянские школы принимают большое количество детей мигрантов, но их полной инклюзии препятствует социальное расслоение. За последние десять лет число учащихся, не имеющих итальянского происхождения, удвоилось с 370803 человек в 2004/05 уч. году (4,2 % от общего числа школьников) до 814187 в 2014/15 уч. году (9,2 %). Более половины этих детей родились в Италии (51,2 %) (сноска: Дети, которые родились в Италии у родителей, не имеющих итальянского гражданства, не получают гражданство автоматически, поэтому существует официальное различие между учащимися «итальянцами» и «не итальянцами» (что относится и к первому и ко второму поколению)). Они неравномерно распределены по итальянским регионам – большей частью живут в северных, и по уровням образования — число таких учащихся снижается от начальной к старшей школе, что отражает распределение последних потоков беженцев и влияет на повышение уровня числа учащихся, бросающих школу, в этой группе. Они намного чаще детей коренного населения остаются на второй год: 14.7 % в начальной школе (в сравнении с 1,9 % среди итальянцев), 41,5 % в младшей средней школе (7,4 % среди итальянцев) и 65,1 % в старшей средней школе (23,3 % среди итальянцев), а это повышает риск их полного ухода из системы образования и попадания в группу незанятых (NEET). Те, кто доучивается до старшей средней школы, предпочитают выбирать технические школы (38,5 %), после чего переходят в профессионально-технические школы (37,9 %). Что касается базовых навыков, результаты у детей некоренного населения хуже, чем у детей итальянцев, при этом результаты мигрантов второго поколения лучше, чем у только что прибывших. Исследование PISA 2015 показало, что разрыв между результатами детей мигрантов и коренного населения Италии больше, чем в других европейских государствах со сравнимым уровнем миграции. (OECD 2016b).

Школы стараются создать комфортную инклюзивную среду для учащихся из семей мигрантов.Автономия школ позволяет учителям составлять индивидуальные планы обучения (PDP — pianodidatticopersonalizzato) для таких учащихся.Тем не менее, неравномерное географическое распределение мигрантов в стране создает переполненность в некоторых областях (сноска: в 2014-15 гг. в крупных городах было 220 школ, где учащихся из семей мигрантов оказалось больше половины; в частности, в Милане таких школ было 55, в Брешии – 27, в Турине – 33). Итальянские законы позволяют детям нелегальных мигрантов бесплатно поступать и обучаться в школах (сноска: См. Ministerodell’Istruzione “Lineeguidaperl’integrazioneel’accoglienzadeglialunnistranieri” (February 2014)): директора школ ведут учёт таких детей без привлечения иммиграционной службы. Школа должнасама оценить состояние здоровья новоприбывших детей иммигрантов, а также собрать информацию о полученном ими на родине образовании. Министерство образования расширило спектр услуг, предоставляемых центрами образования взрослых, включив в перечень изучение итальянского языка для взрослых иностранцев.

Вставка 1: Поддержка Европейского Социального Фонда, направленная на сокращение числа детей, бросающих школу

В итальянской области Апулия при поддержке Европейского Социального Фонда предприняты некоторые шаги по решению проблемы ухода детей из школы и по повышению числа детей, получающих образование, особенно среди детей из неблагополучных семей.

Проект «Diritti a Scuola» появился для того, чтобы помочь учащимся начальной школы и тем, кто учится в первых двух классах младшей средней школы. Воплотить этот проект в жизнь директорам помогают преподаватели, занятые полный или неполный рабочий день.

Ключевыми задачами проекта было улучшить результаты изучения языков и естественных наук на уровне начальной школы и повысить стандарты преподавания итальянского языка и математики в средней школе.

В рамках проекта также проводилось консультирование, профориентация, предоставлялись услуги по межкультурной медиации для учащихся и их семей. Эти услуги в основном были направлены на помощь учащимся из бедных семей и сообществ мигрантов.

Также была создана справочная служба (Help Desk) для распространения информации и консультаций населения. Эта служба пользовалась большим спросом, почти 50 000 учащихся и 10 000 семей обратились за помощью.

Проект Diritti a Scuola охватил 200 225 детей, и можно говорить о том, что он внес положительные изменения в их обучение. Ранний уход детей из системы образования в Апулии снизился с 24,5 % в 2009 году до 16,9 % в 2016 году (средний национальный показатель в 2016 году составил 13,8 %). Предварительные цифры также показывают, что результаты владения навыками чтения стабильно улучшаются. К примеру, доля 15-летних учащихся, владеющих навыками чтения высокого уровня, выросла с 4,2 % в 2009 году до 6,1 % в 2012 году.

Проект выиграл премию Еврокомиссии Regio Starsв 2015 году в категории “Inclusive Growth”,и сейчас проходит второй этап его реализации (2016-18).

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

На образование выделяется сравнительно небольшая доля государственного бюджета. Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП (4 %) и как доля от общих государственных расходов (7,9 %) в 2015 году, все еще остаются среди самых низких расходов в ЕС. Что касается позитивных моментов, в рамках Закона о стабильности 2015 года был создан специальный фонд для финансирования реформирования школ. В 2015 году был инвестирован 1 млрд. евро, с 2016 года выделяемое финансирование составляет 3 млрд. евро в год. Тем не менее, эти средства не является обязательным дополнением к средствам в 65,2 млрд. евро, которые ежегодно выделяются правительством на образование.


Рисунок 3. Расходы на образование в Италии в 2000-2016 гг., 2000 = 100.

 

 

Источник: исследование DGEAC на основе статистики общих государственных расходов Евростата (2000-2015). Код онлайн данных: gov_10a_exp.

Уровень занятости населения в возрасте от 25 до 64 лет в 2016 году был немного ниже среднего уровня по ЕС для работников, имеющих низкий и средний уровни квалификации. Эти значения составили 51,2 % и 70,6 % в сравнении с 54,2 % и 74,8 % соответственно. Уровень занятости специалистов с третичным образованием в 79,8 % оказался одним из самых низких в ЕС, ниже среднего по ЕС значения (84,8 %) (сноска: Евростат (LSF 2016). Код онлайн данных: lfsa_ergaed).

5. Модернизация школьного образования

 

Осуществляется реформа школьного образования, которая должна улучшить результаты обучения. Новые меры включают рефинансирование финансовой помощи учащимся для получения среднего образования, особенно при обучении в течение последних двух лет школы (12 и 13 класс). Дополнительные целевые фонды (почти 40 млн. евро в год) выделяются на покрытие оплаты за обучение,приобретение учебников и планшетов, транспортные расходы учащихся из малоимущих семей. К тому же введен общий налоговый вычет на расходы на обучение (порядка 19 % для того, чтобы предоставить преимущества учащимся частных школ), а еще всем итальянским учащимся на 18-летие государство дарит 500 евро на участие в культурных мероприятиях (bonuscultura).

Тестирование учащихся теперь проводится на протяжении всего их обучения и позволяет вести надежный мониторинг их достижений.Теперь учащиеся проходят тестирования по иностранных языкам в 5 и 8 классах, также введен новый тест в конце старшей средней школы (13 класс) по грамотности, счету и навыкам понимания и использования английского языка. На уровнях начальной и средней школы проводится в основном формирующее оценивание. Поэтому учащиеся редко остаются на второй год, а школы направляют свои усилия на постоянное улучшение успеваемости. Посещение занятий по профессиональной подготовке (alternanzascuola-lavoro)является обязательным в течение последних трех лет старшей средней школы.

Число учителей выросло. Общее число учителей в начальной школе растет, если учитывать тьюторов (insegnantidisostegno). Существует некоторое географическое несоответствие:большинство учителей живут на Юге, а большинство свободных вакансий имеется на Севере. Введена новая система найма педагогов и начальной педагогической подготовки, которая будет полностью реализована в 2021 году (Вставка 2). В соответствии с национальным планом (Pianonazionaleperlaformazioneinservizioobbligatoriaepermanentedegliinsegnanti), принятым в октябре 2016 года (Ministerodell’Economia e delleFinanze 2017) дополнительные ресурсы (32 млн. евро) были выделены на обеспечение новых программ обучения учителей (сноска: курсы по иностранным языкам, ICT, разработке учебного плана, оцениванию учащихся, педагогическим компетенциям, обществоведению, глобальной гражданственности, интеграции меньшинств, вопросам инвалидности и инклюзии, школьному менеджменту, вопросам социального единства и предотвращения преступлений).

Правительство уделяет повышенное внимание оцениванию, считая его ключом к изменениям. Директоров школ и учителей оценивают по результатам тестирований учащихся, директоров дополнительно оценивают родители учащихся и учителя. Однако введение этих оценочных процедур встретило сильное сопротивление, и они будут скорректированы. Оценивание директоров школ, которое на национальном уровне должно было пройти в 2017 году, отложено еще на год. Его также сделают в формате экспертного заключения без участия внешних проверяющих лиц. Предусматривалось, что учителя, нанятые на работу, должны были проходить процедуру оценивания после одного пробного года преподавания перед получением бессрочного контракта, но такая схема не работала.Директора школ получили также дополнительные полномочия для управления педагогическим коллективом (материальное стимулирование, связанное с «наградой за заслуги» — valorizzazionedelmerito).

Вставка 2: Начальное педагогическое образование и процедуры найма учителей

В Италии введена новая система найма учителей и подготовки учителей для средней школы, предусмотренная реформой школьного образования 2015 года. Эта система введена для того, чтобы устранить проблему длинных листов ожидания для желающих работать учителем (graduatorieadesaurimento)через введение формы постоянного контракта для желающих учителей и обеспечение высококачественного педагогического образования.

С этого момента выпускники, имеющие laureamagistrale (диплом магистра) и желающие стать учителями, будут участвовать в публичном конкурсе на допуск к трехгодичной программе педагогической подготовки, проводимой совместно университетами и школами  (Percorsotriennalediformazione, inserimento e tirocinio  – FIT). Курс совмещает формальное обучение и два года оплачиваемой педагогической стажировки. После удачного завершения программы третьего года обучения учителю предлагают постоянный контракт.

Процедура отбора будет проводиться один раз в два года, начиная с 2018 года.Число возможных вакансий будет зависеть от текучести педагогических кадров и числа поступающих студентов. Для того, чтобы принять участие в конкурсе, желающие должны получить 24 кредитных единицы при обучении в университете в соответствующей области (психология, антропология, педагогика) или по технологиям обучения.

www.gazzettaufficiale.it/eli/gu/2017/05/16/112/so/23/sg/pdf

6. Модернизация высшего образования

 

Для высшего образования в Италии все еще характерны большое число отчисляемых студентов и чрезмерная продолжительность курсов. Охват третичным образованием 30-34-летних граждан в Италии в 2016 году составил 26,2 %, что позволило Италии достичь своего национального показателя Europe 2020 в 26-27 %. Однако этот показатель остается вторым с конца в ЕС и намного ниже среднего по ЕС значения в 39,1 %. Существует также значительный гендерный разрыв: для мужчин охват третичным образованием в 2016 году составил 19,9 % (средний по ЕС – 34,4 %), для женщин – 32,5 %. После спада в период с 2012 по 2015 гг. показатели перехода от среднего к высшему образованию, судя по всему, стабилизировались на уровне 50 % (Ministerodell’Istruzione, dell’Università edellaRicerca, 2016b). Университеты на Юге испытывают особые трудности с сокращением числа поступающих абитуриентов.

Ситуация осложняется сокращением стимулирования рынка труда. Выпускники итальянских вузов зарабатывают меньше, чем выпускники в других европейских странах и дольше ищут работу (OECD 2016a). Это снижает мотивацию для выпускников средней школы поступать в вузы, а также приводит к тому, что выпускники стремятся уехать работать за рубеж. В 2015 году почти 23 000 итальянских выпускников в возрасте 25 лети старше покинули страну, что оказалось на 13 % больше, чем в предшествующем году (ISTS 2016). В позитивном плане стоит отметить, что уровень занятости специалистов с третичным образованием, резко упавший во время экономического кризиса (до 52,9 % в 2014 году), восстановился за последние два года до 61,3 %, хотя все еще находится ниже докризисного уровня (70,5 % в 2008 году) и среднего уровня по ЕС (82,8 %).

Введение некоторых мер позволило увеличить финансирование университетов. Одна треть стандартного финансирования (1,4 млрд. евро) была распределена в соответствии с результатами недавней процедуры оценки качества проведения исследований (ValutazionedellaQualitàdeiprodottidellaRicerca  VQR 2011-14),что привело к некоторому повышению результатов обучения, особенно в слабых университетах, преимущественно на Юге. Исследовательская деятельность финансировалась на выборочной основе. Большинство доцентов и старших преподавателей получают минимальное финансирование своей исследовательской деятельности. Лучшие факультеты государственных университетов конкурируют за дополнительное финансирование, которое распределяется по результатам оценивания их исследовательской деятельности и политики набора кадров.  

Правительство принимает меры по устранению проблемы недостаточной поддержки студентов вузов. Студенты получают поддержку в виде полного освобождения от платы за обучение, либо в виде уменьшения этой платы (или плата выводится из зоны налогообложения). Такую поддержку получили более 650 000 студентов. На финансовую поддержку студентов выделены дополнительные ресурсы (50 млн. евро). Общее количество ресурсов, переведенное региональным властям на эти цели через фонд FIS (FondoStataleperildirittoallostudiouniversitario)выросло с 162 до 217 млн. евро.

Университеты и государственные исследовательские институты почти полностью освобождены от моратория на набор сотрудников, который был введен по финансовым причинам в предшествующие годы. В мае 2016 года был представлен Национальный План исследований, нацеленный на координацию усилий различных министерств по увеличению ресурсов, инвестированных в R&D (НИОКР). Выделены специальные фонды на привлечение исследователей из-за рубежа через механизм предоставления налоговых льгот и дополнительных грантов для поддержки растущей активности зарубежных авторов, в том числе в государственных институтах (30 млн.евро); создание новых программ PhD по теме инноваций в производственном секторе (20 млн. евро); создание центров компетенций (20 млн. евро в 2017 году, 10 млн. евро в 2018 году и 30 млн. евро в 2019 году); предоставление налоговых льгот фирмам, инвестирующих в исследовательские проекты. Планируется также выделение дополнительного финансирования для найма 500 доцентов и профессоров, имеющих высокий узнаваемый статус на международной арене (NattaChairs).

Италия все еще не имеет настоящей системы неакадемического третичного образования, а недавние инициативы, призванные изменить ситуацию, пока не привели к необходимому результату. Пилотный проект по постепенному введению специальных профессиональных степеней (laureeprofessionalizzanti) в ряде университетов, первоначально намеченный на 2017 год, отложен до 2018 года. Реформирование школьной системы 2015 года включает меры по повышению результатов учреждений высшего технического образования (IstitutiTecniciSuperiori). Однако эти учреждения остаются нишевым поставщиком образования, где сейчас обучается примерно 8 000 студентов, несмотря на то, что данные о занятости недавних выпускников показывают, что через год после окончания обучения 81 % из них трудоустроены, а 90 % — по профессии в соответствии с полученным образованием (Ministerodell’Istruzione, dell’Università e dellaRicerca 2016a).

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Более половины учащихся старшей средней школы обучаются по программам профессионального образования и подготовки (VET), но уровень занятости выпускников профессиональных программ – низкий. Доля учащихся, выбирающих профессионально-техническое образование, составляющая 55,8 %, намного выше средней по ЕС (47,3 %). Однако уровень занятости недавних выпускников этих программ в 2016 году был одним из самых низких в ЕС (48,7 % по сравнению с 75 %).

В система профессионально-технического образования Италии проводится ряд реформ с целью улучшить перспективы трудоустройства для выпускников. В апреле 2017 года был принят Законодательный декрет, касающийся изменений в государственных профессиональных институтах (которые являются одной из ветвей системы профессионально-технического образования) и создающий новые возможности для взаимодействия систем профессионально-технического образования на региональном и национальном уровнях. Начиная с учебного года 2018/2019 во всех учебных планах государственных профессионально-технических институтов (сноска: обучение по программам длится 5 лет с возможностью получить первую официальную квалификацию ((diplomadiqualificaprofessionale) через три года) будет предусмотрено 11 образовательных маршрутов вместо 6.  Учебные планы будут построены в соответствии с приоритетами данного сектора экономики с точки зрения региональной власти, и поставщики профессионально-технического образования будут встроены в национальную сеть (retenazionaledellescuoleprofessionali). В бюджете 2017 года учтено дополнительно 25 млн. евро на двойную систему, а в 2018 году предусмотрены налоговые льготы для частных работодателей, которые берут на работу молодёжь.

Участие взрослого населения в получении образования значительно выросло, хотя и остается пока ниже среднего значения по ЕС. Число обучающихся взрослых людей в возрасте 25-64 лет уверенно выросло с 6,6 % в 2012 году до 7,3 % в 2015 году, а в 2016 году достигло 8,3 % (среднее значение по ЕС: 10,8 %). Национальный план Industry 4.0 увеличил государственное стимулирование работников и руководителей, которые проходят обучение, связанное с информатизацией. Мигранты могут обучаться на программах для взрослых в рамках программы ProtectionSystemforAsylumSeekersandRefugees (SPRAR). Бюджет, выделенный на образование мигрантов, остается неизменным и в 2017 году составил 310 млн. евро.

Национальное итальянское агентство по политике активного трудоустройства(TheItalianNationalAgencyforActiveEmploymentPolicies (ANPAL)) проводит пилотный проект по онлайн самотестированию навыков грамотности, счета и умения решать задачи с использованием онлайн инструмента для тестирования OECD-PIAAC. Этот проект проводится в 18 итальянских регионах при участии около 180 центров занятости, в нем задействованы более 4 000 безработных. Целью проекта является поддержка длительно безработных и оценка влияния программ активизации трудовой деятельности.

 8. Ссылки

 

EuropeanCommission (2016), PISA 2015: EUperformanceandinitialconclusionregardingeducationpoliciesin Europe

https://ec.europa.eu/education/news/20161206-pisa-2015-eu-policy-note_en

 

Istat 2014.  L’offerta comunale di asili nido e altri servizi socio-educativi per la prima infanzia

http://www.istat.it/it/archivio/129403

 

Istat 2016. Migrazioni internazionali e interne della popolazione residente

https://www.istat.it/it/archivio/193771

 

Ministero dell’Economia e delle Finanze (2017)  Documento di economia e finanza 2017  –  Sezione III ProgrammaNazionale e di riforma. Roma

http://www.dt.tesoro.it/modules/documenti_it/analisi_progammazione/documenti_programmatici/def_2017/Sez.3_-_Programma_Nazionale_di_Riforma_2017.pdfa

 

Ministero dell’Istruzione, dell’Università e della Ricerca (2016a), Comunicato Stampa del 30 Marzo 2016. Istituti Tecnici Superiori, 28 i percorsi premiati oggi al MIUR, 

http://hubmiur.pubblica.istruzione.it/web/ministero/cs300316

 

Ministero dell’Istruzione, dell’Università e della Ricerca (2016b),  Focus “Gli immatricolati nell’a.a. 2015/2016 — il passaggio dallascuolaall’universitàdeidiplomatinel 2015

http://ustat.miur.it/media/1083/notiziario_2_2016.pdf

 

OECD (2016a) Education at a glance, Italy Country Note

http://www.oecd.org/italy/education-at-a-glance-2016-country-notes.htm

 

OECD (2016b) PISA 2015 – Results in Focus

https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: European Commission / EACEA / Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union